Викторина "Знаете ли вы русский фольклор?"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Данная викторина может проводиться в 5 классе на заключительном уроке по фольклору или быть использована во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_folkloru._5kl.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина

«Знаете ли вы произведения русского фольклора?

Конкурс  №1.  Разминка.

            1.  Определить, к какому фольклорному жанру относятся следующие произведения.

1-я команда.  «Без рук, без ног, а ворота отворяет».  (Загадка)

2-я команда.  «Народ не камень – на месте не лежит».  (Пословица)

3-я команда.  «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».       (Скороговорка)                                                                                                                                          

            2.  В определении жанра фольклорного произведения допущена ошибка. Исправьте её.

1-якоманда. «Любишь тепло – люби и дым».   (Загадка)           (Пословица)

2-я команда. «От топота копыт пыль по полю летит».  (Пословица)                                                                                                                                      (Скороговорка)

3-я команда. «Скатерть бела весь свет одела».  (Скороговорка)  (Загадка) 

                                                                                                                                                                                                                                         

Конкурс  №2.  «Угадай – ка».  Отгадывание загадок.

1-я команда. «У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем».  (Пальцы)

                        «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а                      

                        рассказывает».   (Книга)

                        «Не князь по породе, а ходит в короне».       (Петух)

2-я команда. «Без рук, без  топорёнка построена избёнка».      (Гнездо)

                       «Полон  хлевец белых овец».      (Зубы во рту)

                       «Ничего  не болит, а всё стонет».          ( Свинья)

3-я команда.   «Еду - еду  -  нету следу, режу-режу  -  крови нету, рублю-

                         рублю  -  щепок нету».    (Лодка на  воде)

                         « Два братца через грядку смотрят, да не сойдутся».  (Глаза)

                        «Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок».   (Пила)

Конкурс  №3.  Прочитайте загадку, имеющую следующую отгадку. 1-я команда: 1) ёлка      («Зимой и летом одним цветом»);

                2) арбуз    («Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный»);

                3) гриб      («Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдёт, всяк          поклонится»).

2-я команда: 1) капуста     («Сто одёжек и все без застёжек»);

                      2) радуга       («Золотое коромысло над рекой повисло»);

                      3) ножницы    («Два конца, два кольца, посередине гвоздик»).

3-я команда: 1) морковь     («Сидит девица в темнице, а коса на улице»);

                       2) лампочка  («Висит груша – нельзя скушать»);

                       3) лук            («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает,  тот слёзы  проливает»).

Конкурс  №4.   Узнай героя сказки по его словам.

1-я команда.  «Ловись, рыбка, большая и маленькая, ловись, рыбка, большая и     маленькая».      («Волк и Лиса».  Волк)

2-я команда.  «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, от тебя, заяц, и подавно уйду».    (Колобок». Колобок)

3-я команда. «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».     («Волк и Лиса».    Лиса)

Конкурс №5 . Кто лучше знает содержание сказки «Царевна-лягушка» ?

1-я команда.  Стрела какого брата Ивана-царевича упала на купеческий двор? (Среднего)

2-я команда. Каравай жены какого брата Ивана-царевича царь приказал отнести псам дворовым?  (Старшего)

3-я команда.  Чья жена соткала ковёр, о котором царь сказал: «…Этот ковёр в моей горнице по большим праздникам расстилать».  (Ивана-царевича)

1-я команда.  Кто на царский пир приехал в золочёной карете, запряжённой парой гнедых коней?   (Василиса Премудрая)

2-я команда. Сколько дней оставалось бы ждать Ивану-царевичу до  снятия заклятия с Василисы Премудрой, если бы он не сжёг  лягушачью кожу?  (Три)

3-я команда.  Где предстояло Ивану-царевичу искать Василису, когда она улетела от мужа в окно, обернувшись белой лебедью?  (За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного)

1-я команда. Кто рассказал Ивану-царевичу о том, что Василиса Премудрая хитрей – мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась?  (Старичок)

2-я команда.  Что дал Ивану-царевичу старичок для того, чтобы царевич не сбился с дороги?  (Клубочек)

3-якоманда.  Кто сказал Ивану-царевичу, где находится смерть Кощея? (Баба Яга)

Конкурс  №6.  Продолжи пословицу.

1-я команда.    Волков бояться  ---          (в лес не ходить)

                         Тише едешь   --          ( дальше будешь )

                         Лес рубят --           (щепки летят )

2-я команда.     Ученье  --  свет,         (а неученье  --- тьма)

                           Не имей сто рублей, а          (имей сто друзей)

                           Любишь кататься  ---            (люби и саночки возить)

3-я команда.    Работа не волк --            ( в лес не убежит)

                         Делу – время,   (а потехе час)

                         Скучен день до вечера,          (коли делать нечего)

Конкурс  №7.  Кто больше назовёт пословиц, в которых встречаются числительные.                                                                                                                                      (Семеро одного не ждут.  За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.   Один в поле не воин.    Доброе дело два века проживёт.   У семи нянек дитя без глазу.          и т.д.)

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...