“Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе” урок литературы в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе с использованием НРК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_poety_19_veka_o_rodnoy_prirode.docx | 216.49 КБ |
Предварительный просмотр:
“Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе”
урок литературы в 5 классе.
Цель:
- познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века, с поэтами республики, и их произведениями;
- раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;
- учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
- помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов;
- учить мыслить диалектически;
- учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации;
- обучение выразительному чтению.
Развивающие:
- развивать умения обосновывать свою точку зрения,
- формировать исследовательские навыки;
- развивать умения публичного выступления;
- развивать образное мышление, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
- воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту родного края;
- прививать учащимся любовь к литературе родного края;
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать у учащихся терпимость к чужому мнению.
Здоровьесберегающие:
- предупреждать переутомление путем смены деятельности.
Оборудование: учебник литературы для 5 кл. I часть, презентация по теме, дидактический материал, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Кто с лаской тихою помыслил о березке, за здравье Родины затеплил тот свечу. И.Северянин
I. Организационный момент
Класс делится на 3 группы.
II. Слово учителя
Эпиграфом к уроку я взяла строки из поэзии Игоря Северянина.
Прочитайте их, и, может быть, не раз, и скажите, как вы понимаете это высказывание?
Подумаем: о ком говорит поэт - о себе, о нас? Почему «ласка тихая», а не громкая? Что открывается нам в словах о затепленной свече?...
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
Березка – символ России. Тема природы в творчестве поэтов часто связана с темой Родины: через природу поэт выражает свое настроение, отношение к Отчизне, поэтому пейзажную лирику можно считать и лирикой о Родине, о себе.
Тема сегодняшнего урока «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».
Перед нами стоит задача – познакомиться с произведениями поэтов, продолжить работу над выразительным чтением.
Я надеюсь, что сегодня мы согреемся теплым светом свечей, зажженных за здравие Родины замечательными русскими поэтами Ф.И.Тютчевым, А.А. Фетом, М.Ю. Лермонтовым, Е.А. Баратынским, а так же поэтами Елабужского района и Татарстана Н.Шибаевым, Б. Ахмадуллиной и переводами Д.И. Стахеева.
III. Работа с учебником:
1 группа: выразительное чтение стихотворений «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева.
- Скажите, как по вашему мнению, нужно читать эти стихотворения? (Задушевно, не торопясь.)
- Какие картины природы больше по душе вам? (Картины, которые несут покой и добро, радостные и яркие.)
II группа: выразительное чтение стихотворений Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…»
-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Светлое, радостное. Все пробуждается, все наполнено надеждой.) Весна – это всегда радость, ожидание чего-то хорошего.
- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?
-Сравните стихотворение Е. Баратынского и Ф.И.Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!…», душевным переживаниям «Что с нею, что с моей душой? С ручьём она ручей…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»)
-Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?
III группа: выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Чудная картина», И.З.Сурикова «В ночном» и М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».
- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?
-Как можно назвать одним словом описание изображения природы?
«Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.
IV. Слово учителя.
Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей.
Один из самых любимых пейзажистов России –Иван Иванович Шишкин.
Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти: радостный, солнечный «Полдень», «Опушка леса» и т.д.
Картина В.Д.Поленова «Заросший пруд». Художник внес в свою картину непосредственность, легкость этюда, прозрачность воздуха и удивительный мягкий свет.
- Обратите, ребята, внимание на картины русских художников и подумайте, какие строки из стихотворений показались вам созвучными по настроению картинам природы, сделанными художниками: И.Шишкиным, В.Поленовым.
На произведениях этих великих поэтов воспитано не одно поколение людей нашей Родины. И поэты Елабуги и Татарстана – не исключение. Это Н.Шибаев.
Выразительное чтение стихотворения «Осень в городе»
Пахнет яблоками, мёдом,
Пахнет скошенной травой,
Краше осень с каждым годом,
Рай в Елабуге родной!
На деревьях паутина,
Паутина на дворе,
С клёном шепчется рябина,
Спит паук в своём ковре.
И повсюду гомон птичий,
Разыгрались воробьи,
Песни, шутки, смех девичий.
Много солнца и любви!
О, Елабуга святая,
Грустно без тебя вдали,
Ведь не зря же улетая
Горько плачут журавли.
Любо, мило им земное,
Всюду радость и покой,
Словно людям всё родное,
Город с Камою рекой.
Улыбается природа
С неба смотрит божий глаз,
Осень, осень – радость года.
Щедрый яблоневый спас!
Урожайным нынче годом
Восхищаюсь и дивлюсь,
С православным всем народом
В церкви я на спас молюсь…
Где бы мы не побывали,
Нет Елабуги милей,
Край родной не забывали,
Вспоминали журавлей.
О, Елабуга святая.
Грустно без тебя в дали,
И мы, песни напевая,
Стонем, словно журавли!
Выразительное чтение стихотворения Г.Х. Андерсена в переводе Д.. И. Стахеева «Осень»
Аист на юг улетел, воробей его занял гнездо,
Вянет лист, падают ягоды спелой рябины на землю;
Холодно, сыро, туманно, и в роще уж рубят дрова;
Ходит по рыхлому полю крестьянин, работая плугом;
В поле над ямой крото́в одинокая ласточка вьётся,
Жмётся в тростник на болоте, о пеньи забывши и думать;
Падают капли холодные, крупные с веток деревьев.
Память о прошлом жива — и щемит одиночество сердце.
Точно как в море безбрежном пред грозною бурей,
В царстве природы немое затишье повсюду настало.
Бури оно предвещает, и скоро они разразятся,
Лес обнажится, напомнит собой корабельные мачты.
Видно унынье повсюду, затихли и радость, и скорби,
Замерло сердце природы, дышавшей величьем и силой.
V. Письменная работа «Допиши предложение»
Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишем предложение: «При чтении стихотворения…возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)…»
VI. Урок нравственности по сказке В.А.Сухомлинского - великого педагога, учителя украинского языка и литературы, который сочинил вместе с детьми 1200 рассказов и много сказок. Вся его жизнь в рассказах. Рассказ
«Дуб под окном » (для всех групп).
Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.
- Завтра утром начнем, - ответил лесник.
Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».
И пошел с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.
Вопросы:
1.Что ты думаешь о жизни лесника и его семье?
2.Как бы ты поступил на месте деда и почему?
3. Получила ли внучка урок, поняла ли решение старика?
4.Сколько вырастил ты деревьев в своей жизни?
VII. Рефлексия
Подведем итоги нашего урока.
1.С произведениями каких поэтов мы познакомились?
2.Назовите поэтов нашего района.
3. Какова главная тема поэзии русских поэтов IX века?
VIII. Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки! Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием».
IX. Домашнее задание
Написать мини – сочинение на тему: «Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".
Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические...
Урок по литературе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе." (5 класс)
Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе". Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв...
Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс
Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....
Технологическая карта урока по литературе: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (5 класс)
Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.Цели: познакомить обучающихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию истолкованию л...