Родная природа в стихах русских поэтов XIX века
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Целью урока является расширение сведений о русской поэзии 19 века, воспитание эмоциональной культуры и художественного вкуса. Основными задачами урока будут: работа над выразительным чтением, проверка знаний и умений, полученных при изучении лирики, стимулирование творчества учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_priroda_v_stikhakh_russkikh_poetov_xix_veka.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Родная природа в стихах русских поэтов XIX века
Цель:
- расширить сведения о русской поэзии 19 века
- Воспитывать эмоциональную культуру, художественный вкус
Задачи:
- работа над выразительным чтением;
- проверка знаний и умений, полученных при изучении лирики, оказание помощи в применении этих умений,
- стимулировать творчество учащихся
Оборудование:
- Запись с пьесами П.И.Чайковского из «Времен года»
- Портреты русских писателей;
- Репродукции картин по временам года;
- Выставка книг, детских рисунков
Эпиграф к уроку:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней.
Е.Баратынский
- Вступительное слово учителя.
В 5-м классе мы говорили о поэтах, которые писали о Родине. Неслучайно, вслед за темой Родины идет тема Природы. Чеовек живет и действует среди природы.
Русская природа вдохновляла не только поэтов, но и художников, и музыкантов.
- Запись в тетрадях темы урока и эпиграфа
- Прочитав эпиграф, подумайте, действительно ли душа человека может изменяться и, сливаясь с природой, превращаться в ручей, птичку?
Мне хотелось бы, чтобы вы поближе познакомились с поэтами, чьи стихи будем читать на уроке
Запись в тетрадь:
- Фет Афанасий Афанасьевич (1820 – 1892)
– краткая справка
- Майков Аполлон Николаевич (1821 – 1897)
– краткая справка
3.Никитин Иван Саввич (1824 – 1861)
– краткая справка
4.Баратынский Евгений Абрамович (1800 – 1844)
5. Тютчев Федор Иванович (1803 – 1875)
– краткая справка
6. Толстой Алексей Константинович (1817 – 1875 )
– краткая справка
7. Полонский Яков Петрович (1819 – 1898)
– краткая справка о поэте
Удобнее стихи о природе рассматривать по временам года. Начнем с осени – времени года так любимого поэтами.
- Как об осени писал А.С.Пушкин? ( ученик зачитывает)
А. Фет и А. Майков видят осенние картины по – своему.
1. А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»
2. А.Майков «Осень»
- Похожи ли стихи?
- Какое настроение создают ?
- С помощью каких выразительных средств достигается образ?
Услышали, как поэты словесно нарисовали это время года, а какими красками художники выразили осеннее настроение?
- Рассматриваем репродукции картин:
- Нестеров М.В. «Осенний пейзаж»
- Левитан И.И. «Золотая осень»
А как эта тема отражена в музыке П.И.Чайковского ( слушаем П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)
- Передает ли музыка настроение? Какое оно? Какие образы возникают при прослушивании?
- А какой осень видим мы? (Дети читают стихи собственного сочинения)
За осеньюследует зима с её снегами, морозами и зимними праздниками. Ожидание этого времени года передает стихотворение И.С.Никинина «Встреча зимы»
- О чем это стихотворение?
- Как говорит поэт о приходе зимы? (найдите в тексте)
Посмотрите репродукции картин
- Юон К.Ф. «Волшебница зима»
- Кустодиев Б.М. «Масленица»
- Как изобразили художники зиму?
Красоту зимнего леса раскрывает А.Фет в стихотворении «чародейкою Зимою…»
- Какие слова и выражения помогают автору «сделать» волшебной обычную картину зимнего леса?
За зимой с её чудными картинами приходит весна с ярким солнцем, первыми капелями. Весна – веселье природы.
Рассматриваем репродукции картин с весенними пейзажами:
- Левитан И.И. «Весна. Большая вода»
- Остроухов И.С. «Первая зелень»
- Что испытываем, чувствуем, глядя на эти картины?
Весна в стихотворении Е.Баратынского такая. (Ученик читает стихотворение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март»
- Ваше ощущение, настроение от услышанного?
И, наконец, - лето. Пора любимая всеми. Хотя, если почитать А.С.Пушкина, то увидим:
О , лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да комары, да мухи.
Посмотрим, как летняя тема звучит в стихотворении Ф.Тютчева «Неохотно и несмело…»
- Что происходит в природе? Найдите подтверждение в тексте.
Это время года у А.К.Толстого «Где гнуться над омутом лозы…»
- Есть ли среди картин, которые вы видите, (Поленов В.Д. «Заросший пруд», Пластов А.А. «Сенокос») похожая на то, о чем говорится в стихотворении?
Поэт, художник, музыкант отражают в своём творчестве то, что им близко, тот уголок природы, который им дорог.
У каждого из нас тоже есть свой уголок природы ( Ребята зачитывают выдержки из своих сочинений «Мой любимый уголок природы»)
Наш урок подходит к концу. Теперь, когда мы прослушали стихи, музыку, увидели картины, давайте ещё раз перечитаем эпиграф.
- А вы хотите так слиться с природой? Какой образ хочет принять ваша душа? Кем вы себя видите?
- А кем себя видят гости?
Наша душа сольётся с природой, если мы будем соблюдать лирический совет Н.Рыленкова (стихотворение «Все в тающей дымке…»
- Заключительное слово учителя
Я верю, что вы душою живете в природе, я услышала это в ваших ответах.
Очень хочу верить, что вы будете любить родную землю, будете ценить и защищать природу.
- Итог урока.
- Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений, которые прозвучали на уроке. Понравившееся - выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.
В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык. ...
Родная природа в стихах русских поэтов
Конспект урока литературы в 5 классе с использованием репродукций картин русских художников.Сопровождается презентацией....
из опыта работы. Интегрированный урок «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века».
Конспект урока...
Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века"
Урок литературы для учащихся 6-х классов...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).
Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...
«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.
Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...