Родная природа в стихах русских поэтов
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока литературы в 5 классе с использованием репродукций картин русских художников.Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_priroda_v_stihah_russkih_poetov.zip | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Родная природа в стихах, в музыке, в живописи. Открытый урок по литературе в 5 классе 2012 год Логутова В.В. учитель русского языка и литературы |
Аннотация к уроку: учащиеся делятся на три группы и рассаживаются за тематически оформленные три стола: зима (снежинки, вырезанные из бумаги разложены на столах), весна (бумажные цветы оформляют стол), осень (кленовые листья из бумаги или специально можно заготовить осенние листья). На усмотрение учителя, можно поговорить и о времени года - лето.
Цели урока: развитие любви к поэзии, навыков выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования; воспитание чувства прекрасного.
Оборудование: компьютер, проектор, стихи русских поэтов о природе, картины русских художников – пейзажистов в форме презентации Microsoft Office Power Point, музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года», сочинения учащихся, рисунки учащихся к стихам.
Ход урока:
- Вступление (объявляется тема урока, цели)
- Учитель: сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром окутал озябшую землю. Деревья словно одеты в шубы и шапки…
- Давайте продолжим это описание стихами о зиме.
А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняет…»
И. Никитин «Зимняя ночь»
И. Суриков «Зима»
3. Вопросы для беседы:
- Какие чувства по отношению к зиме испытывают поэты?
- Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
-Приведите примеры олицетворения.
5.Учитель: вот как передают красоту зимней природы художники (Грабарь «Февральская лазурь», В.Д. Поленов «Первый снег»,Н.П.Крымов «Зимний вечер»,И.Левитан»Зимой в лесу»). Читает своё сочинение по катине Грабаря «Февральская лазурь» Петрова В.
6.Учитель:композиторы тоже очень любят природу и поэтому так много музыкальных произведений, посвященных временам года. У П.И.Чайковского есть музыкальный календарь природы-12 пьес по названиям месяцев в году.(Слушаем фон.запись пьес)
Музыка зимы вначале спокойная, неторопливая. Мягко нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот музыка зазвучала встревоженно, таинственно. Каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку.
7.Учитель: пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна.
- Какие стихи о весне вы знаете?( Стихи читаются наизусть.)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды».
А. Фет «Весенний дождь»
А.Плещеев «Весна».
Задание: устное словесное рисование-описание картин русских художников о весне (ИЛИ ПРОЧТЕНИЕ ГОТОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ) и прослушивание музыкальной пьесы о весне.
Презентация картин К.Ф.Юонн «Мартовское солнце», И.Левитан «Весна пришла»,П.А.Брюллов «Весна»,и др
Вопросы для беседы:
- Почему так много жизни в стихотворениях о весне?
-С помощью каких эпитетов поэты передают своё отношение к этому времени года?
-- Что общего в настроении стихотворений о весне, музыкальной пьесы?
7. Слушаем музыку об осени, не сообщив учащимся о следующем этапе работы.
Учитель: угадайте, о каком времени года хотел нам рассказать своей музыкой композитор?
Сочинение – миниатюра об осени(устно).
Презентация картин И. Левитан «Золотая осень»,В.Д. Поленов «Осень в Абрамцево» и др.
Стихи об осени читают учащиеся.
А.С.Пушкин «Осень»
А.Майков «Ласточки»
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Вопросы для беседы:
- Какие чувства, кроме грусти, описывают поэты? Подтвердите примерами .
- Какие краски, звуки, запахи осени помогают поэтам передать свои чувства?
Рассмотрите картины художников, найдите в стихах строчки для описания пейзажей.
8. Игра- тест (см.презентацию- приложение). Определить автора строчек.
1.Топи да болота, 2. Весна идёт, весна идёт!
Синий плат небес. И тихих, тёплых майских дней
Хвойной позолотой Румяный, светлый хоровод
Взвенивает лес. (Есенин) Толпится весело за ней (Тютчев)
3. Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. (Плещеев)
4.Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая. (Никитин)
5. И под утро снегом 6.Пусто, одиноко
Поле забелело, Сонное село;
Точно пеленою Вьюгами глубоко
Всё его одело. (Суриков) Избы занесло (Никитин)
9.Выводы. Поэтов, художников, композиторов объединяет любовь к родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами и звуками», так же, как художники рисуют карандашом и кистью.
Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому, внимательному.
Постараемся же стать такими!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов
Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.Выступление на 3 Областной научно -методической конференции "Обучение русскому языку и литературе: формы, мето...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Родная природа в стихах русских поэтов XIX века
Целью урока является расширение сведений о русской поэзии 19 века, воспитание эмоциональной культуры и художественного вкуса. Основными задачами урока будут: работа над выразительным чтением, пр...
Тема природы в стихах русских поэтов (изучение сквозных тем)
Данный урок разработан для учащихся 7 класса. На уроке рассматриваются стихотворения русских поэтов: Брюсова, Есенина. Работа в группах позволяет проанализировать стихи, наблюдать, как сквозная ...
«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.
Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...
Человек и природа в стихах русских поэтов
Материал к уроку литературы....