"...что движет солнце и светила..." - фрагмент первого урока по изучению систематизированного курса лттературы ( 8 кл.)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данная разработка представляет собой материал для небольшого театрализованного действа (до 15 мин.), задача которого - заинтересовать учащихся произведениями, которые будут изучаться в новом учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mini-sayt.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«…что движет солнце и светила…»
(фрагмент первого урока – театрализованной презентации систематизированного курса мировой литературы в 8 классе)
На импровизированной сцене – макеты деревьев, цветы. Одетые в белые туники «музы» плетут венки, разговаривают, танцуют.
Ведущий. На высоком Парнасе собрались сестрицы – музы. Они пели, шутили, играли, и вдруг одна из них сказала :
Муза 1. О сестрицы-музы! Как же чудесно и спокойно нам живётся! Вы только поглядите : тёплое ласковое солнышко, прелестные цветы, душистые травы! Мы можем сколько угодно петь, танцевать, изучать науки!
Муза 2. Да, сестрица. Это, действительно очень приятно и интересно. Но мы должны помочь людям, которые живут на земле, познать красоту искусства и глубину знаний. Каждая из нас может быть полезной.
Муза 3. Я , Урания, знаю всё о небе и Вселенной, могу по звёздам предугадывать будущее людей и целых народов, потому что очень хорошо разбираюсь в астрономии и астрологии.
Муза 4. Я , Терпсихора, умею с помощью движений передать то, что невозможно высказать словами. Мои танцы очаровывают всех.
Муза 5. А я – Мельпомена, муза трагедии. Славлю величественное и прекрасное.
Муза 6 . Я – Эрато, муза любовной лирики. Могу научить людей воспевать словами самое великое и прекрасное чувство. Клянусь богиней любви Афродитой, что строки любовных стихотворений будут жить сотни лет!
Муза 7. Не клянись, Эрато, потому что на грешной земле нет ничего вечного. Люди рождаются и умирают, ежегодно вырастают новые цветы и травы, поэтому о каких вечных чувствах можно говорить?
Эрато. Заверяю вас, сестрицы, что Любовь – это такая могучая сила, которая способна победить и смерть, и годы, и расстояния.
Муза 8 . Ты очень самонадеянна, Эрато!
Эрато. Вы не верите мне? Урания, ты же разбираешься в астрологии, поэтому помоги мне, пожалуйста, заглянуть в будущее!
Урания. Звёзды подсказывают мне, что совсем скоро в Греции появится очень много талантливых поэтов и даже… поэтесс! На небосклоне появляется имя – Сапфо. Эта женщина будет безгранично счастлива и бесконечно несчастна, а ещё она станет необычайно популярной, познает и большую любовь, и славу, и горький вкус отчаяния. Стихотворениями Сапфо будут зачитываться и её современники, и далёкие потомки.
(Появляется Сапфо)
Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Перед тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Сразу бы перестало сердце биться :
Лишь тебя увижу, уж я не в силах
Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро лёгкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становлюсь травы, и вот-вот как будто
С жизнью прощусь я.
Но терпи, терпи : чересчур далёко
Всё зашло…
(Пер. В.Вересаева)
Эрато. Вот видите? Что я вам говорила!
Муза 1. Ну, Сапфо – гражданка Греции, а все знают, что мы, греки, умеем ценить и любовь, и красоту.
Эрато. Нет, сестрица, любить и возвеличивать свои чувства в стихах способны люди всех времён и народов. Помоги мне, Урания!
Урания. Мы в Италии. 14 век. 1288 год. Юный поэт Франческо Петрарка увидел в авиньонской церкви прекрасную девушку по имени Лаура.
(Входит Петрарка)
Петрарка. В год 1288, в апреле, в первом часу шестого дня, вошёл я в лабиринт, где нет выхода. Меня охватывает жар. Если этот жар не любовь, то какой же это недуг?
Эрато. Лаура была обычной женщиной, женой обычного авиньонца, матерью 11 детей. Петрарка любил её 42 года, 20 из них – после смерти возлюбленной, и в свой последний день с благоговением и благодарностью вспоминал их первую встречу.
Благословенны месяц, день и год,
И час, и миг, и уголок прекрасный,
Где взор ее, ласкающий и властный,
Меня связал - и душу ныне жжет!
Благословен порыв нежданный, страстный,
Тех первых сладких, радостных забот,
Когда любовь открыла в сердце ход
Своей стреле для муки ежечасной!
Благословенны вы, дары судьбы, -
И к имени заветному мольбы,
И слезы, и томленье, и желанье,
И новой вольной песни трепетанье,
И помыслы о ней, о ней одной, -
Единый путь, открытый предо мной!
(Пер. Г.БЛОХ1)
Эрато. Разве это не свидетельство того, что настоящая любовь вечна и нетленна? Ведь и далёкие потомки будут знать о чувствах итальянского поэта, которые он излил в чудесные поэтические строки.
Муза. Как это романтично! Наверное, Эрато, ты говоришь правду! Урания, поведай нам ещё какую-нибудь историю о любви!
(С пером и листом бумаги появляется Шекспир)
Ее глаза на звезды не похожи
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
(Перевод С.Маршака)
Эрато. Ещё много стихотворений посвятит английский поэт Вильям Шекспир неизвестной нам смуглой леди, а десятки следующих поколений будут ими восхищаться.
Муза 4.Знаете, сестрицы, после таких чудесных строк я даже позавидовала смертным земным женщинам: их обожествляют, им поклоняются не меньше, чем нам, бессмертным обитательницам Олимпа.
Эрато. Ты права, Терпсихора, любовь – это огромный дар богов людям, и именно люди смогли поднять его на ещё большую высоту благодаря искусству слова.
Учитель литературы. Это правда, ребята, и мы с вами в этом учебном году найдём на страницах книг удивительные истории любви как реально живших людей – Петрарки и Лауры, Данте и Беатриче -, так и вымышленных персонажей – Париса и Елены, Ромео и Джульетты. Верю, что наше путешествие в мир литературы будет интересным и захватывающим, тем более, что начнётся оно с родины муз – Древней Греции. Желаю вам найти на страницах учебника надёжных и мудрых друзей, которые расскажут вам о высоких человеческих чувствах прекрасными, истинно божественными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Да здравствует свет!"(фрагменты)
Социальный проект "Да здравствует свет!" (фрагменты). Кл. руководитель: Логинова О.Р....
Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"
Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё...
Презентация к уроку химии литературы "Любовь,что движет солнце и светила"
Презентация к уроку химии литературы "Любовь,что движет солнце и светила"...
Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...
Литературно-музыкальная композиция “Что движет солнце и светило...” (любовный сонет в мировой литературе)
Литературно-музыкальная композиция “Что движет солнце и светило...” (любовный сонет в мировой литературе) Цели: показать, какое место занимала любовь в жизни и творчестве Данте Алигьери, Франчески...
Сценарий благотворительного концерта "Солнце должно светить для всех"
Сценарий благотворительного концерта "Солнце должно светить для всех"...
Фрагмент конспекта урока русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме «Словообразование»
Данный фрагмент урока был представлен на муниципальном конкурсе "Лучший учитель". На уроке использовались активные методы обучения, например, учащиеся рисовали интеллект-карты по теме урока....