Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь,привить любовь к истории своей страны, показать с помощью интеграции связь литературы с историей,географией,краеведением,музыкой,живописью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс интегрированных уроков «Урок+»
Номинация конкурса: межсистемная интеграция. Урок-путешествие.
Образовательное учреждение: школа-интернат № 1.
Населённый пункт, район: г.Томск. Ленинский район.
Ф.И.О. учителей: Серебренникова С.А. , Зайцева О.Л.
Название интегрированных предметов: литература, история, география.
Продолжительность занятия: два урока.
Тема занятия, класс; «…Что движет солнце и светила?» 7 класс
Цель: раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Развивать навыки применения текстовой ассоциации как приём интерпретации в тексте.
Задачи: 1.Обучающая: углубить знания учащихся по теме ( используется интеграция история- география- краеведение- литература- музыка), вырабатывать навыки выразительного чтения и анализа текста, обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивающая: развитие устной речи учащихся, формирование процесса мышления, памяти.
3. Воспитательная: привить любовь к прошлому (истории) своей страны, показать с помощью интеграции связь литературы с историей, географией, краеведением, музыкой, живописью.
Оборудование:
портреты жён декабристов, репродукции картин «Восстание на Сенатской площади», «Казнь декабристов», «Острог, где были заключены декабристы», диск с «Лунной сонатой» Бетховина, карта России, мел, доска, тетради, цветные карандаши, карточки с заданием, учебники, текст.
Ход занятия
1.Оргмомент.
2.Знакомство с темой, целью урока. План урока записан на доске, учащиеся его будут писать поэтапно.
План урока
- Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
- Из Петербурга в Сибирь.
- «Я к Вам пишу …»
- Несколько слов о поэте.
- Рассуждаем над поэмой Н.А. Некрасова «Русские женщины».
- Тестирование.
3. Работа над осмыслением темы урока.
Задание: Расставьте цифры по значимости слов в теме урока, объясняя свой ответ.
«…Что(1) движет(2) солнце и светила (3)? (1)»
Тема урока содержит проблемный вопрос, к которому мы вернёмся в конце урока.
4.Запишите в тетрадь пункт плана № 1.
Вопрос учителя к учащимся.
- Какое историческое событие произошло в России 14 декабря 1825года?
- Выступления трёх учеников с домашним индивидуальным заданием на историческую тему: 1) эпоха; 2) восстание, требование декабристов; 3) судьба декабристов.
- Используем при рассказе репродукции вышеуказанных картин, портреты декабристов.
5.Запишите в тетрадь пункт плана № 2. Географическая часть урока.
Слово учителю географии Зайцевой О.Л.
Учитель обращает внимание детей на физическую карту России на доске и эту же карту в географических атласах за 8 класс, лежащих на каждой парте. Учитель ореинтирует ребят по карте указывая на особенности географической территории России. Учитель просит учеников найти на карте города Санкт-Петербург, Иркутск, проследить какие географические объекты расположены по маршруту Санкт-Петербург - Иркутск. Ученики называют формы поверхности (Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Западный и Восточный Саян), также замечают, что на пути встречается много крупных и мелких рек (Свирь, Кама, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара). Ученики отмечают , что рядом с городом Иркутск расположено озеро Байкал).
Учитель с помощью линейки предлагает по прямой замерить расстояние от г. Санкт- Петербурга до г. Иркутска, затем с помощью масштаба карты перевести сантиметры в километры. Получилось расстояние, которое бы проехали декабристы и их жены в ссылку без природных препятствий. Ученикам предлагается подумать и сделать вывод, ответить на вопрос: «Сколько надо было мужества, настойчивости женщинам из богатых, обеспеченных семей проехать эти тысячи километров ,огромное количество природных препятствий ,по бездорожью, чтобы поддержать и помочь своим мужьям?». Учитель предлагает с помощью обыкновенной нити, разложив ее на карте по руслу рек Обь, Енисей, Ангара замерить длину их и вычислить, используя масштаб, действительную длину рек.
Все эти измерения дают представления ученикам о действительных масштабах поступков жен декабристов, т.к. транспортом в то время были в основном конные экипажи. В литературных произведениях говорится о верстах , поэтому ученикам предлагается перевести км в версты с помощью математических действий.(1 верста-1,06 км, по поэме под конвоем человек идет 4 версты, от Иркутска до Нерчинска по поэме расстояние равно 800 верст)
Обращая внимание на большие расстояния, которые проехали жены декабристов, чтобы находиться рядом с мужьями, нужно еще обратить внимание на суровый климат. Для этого ученикам предлагается открыть климатическую карту атласа России, найти город Иркутск и выписать характеристику климата около города (ср. температуру зимой и летом ,количество осадков)
В завершении работы по карте ученики в произвольной форме, под руководством учителя географии, делятся впечатлениями об полученных измерениях по физической карте. Делают выводы.
Краеведение: ученикам учитель географии предлагает поговорить о роли декабристского движения в городе Томске. Предлагается вопрос: «Какие улицы города Томска в своих названиях запечатлели память о декабристах?» (Иркутский тракт, пл. Батенкова)
Ученик готовил сообщение о декабристе Батенькове Гаврииле Степановиче., который сначала был назначен из Санкт-Петербурга на должность управляющего, вновь созданного Сибирского округа путей сообщения, т.к. в 1817 году закончил институт путей сообщения в г. Санкт- Петербург.. В городе Томске ему стоит памятник на пл. Батенькова. (сообщение рассчитано на 2-3 мин) (М.И. Черусов, В.А. Соловьева. Наш город родной. Новосибирск. Запаздно - Сибирское книжное издательство. 1982)
Вывод к исторической и географической части делает учитель литературы Серебренникова С.А.
В 1826 году декабристы были сосланы за участие в восстании 1825г. в Сибирь на каторжные работы. Вскоре за многими из них добровольно последовали их жёны: А.Г. Муравьёва, Е.И. Трубецкая, М.Н.Волконская, А.В. Розен и другие (на доску проектируются портреты жён декабристов).
Герцен писал о них впоследствии: « Жёны, сосланные в каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под ещё страшнейший гнёт тамошней полиции».
Вопросы и задание учителя к учащимся, запись в тетрадь 3 пункта плана.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, при изучении биографии какого русского поэта мы говорили о восстании декабристов?
- Что именно связывает Пушкина с декабристами?
- Выразительное чтение наизусть учеником стихотворения «Во глубине сибирских руд», написанное в 1827г.
6.Жёны декабристов и Пушкин.
Слово учителю литературы.
Поэзия для Пушкина была конечным исходом его бесконечных встреч, увлечений, любви. М.Н. Волконская вспоминает: « Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем… поэт шёл за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от неё, кончилось тем, что я промочила ноги… Пушкин нашёл, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи: мне было тогда лишь 15 лет».
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Позже в «Бахчисарайском фонтане» он сказал:
её очи
яснее дня
Темнее ночи.
Женщина М.Н. Волконская не претендует даже намёком на отведённую ей биографами роль «единственной» «утаённой» любви Пушкина, хотя вспоминает, что и она в ряду всех тех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми поэт встречался и в которых как поэт был влюблён, что и она дала повод для прелестных стихов. Умница Волконская точно поняла сущность: « В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».
Вспомните, что входит в эпистолярный жанр литературы?
Ответ: изданные письма частного характера, совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.
Учащийся пересказывает вступление к письму А.Г. Муравьёвой своему мужу из книги «…Что движет солнце и светила?»
Ученица выразительно читает письмо А.Г. Муравьёвой на музыкальном фоне «Лунная соната» Бетховина при свечах в костюме 19 века. (Е. Богат. «…Что движет солнце и светила?» Новосибирск. Запаздно - Сибирское книжное издательство. 1981)
- Запись в тетрадь пункт плана № 4.
Сообщение ученицы краткой биографической справки о Некрасове, задание классу:
Законспектировать сообщение, некоторые работы будут оценены.
Задание: какие произведения Некрасова Вам известны? Прочитайте несколько строчек из его произведений.
- Запись в тетрадь 5 пункта плана.
На доске написано определение поэмы. Записать определение в тетрадь, подчеркнуть ключевые слова.
Поэма - одно из видов лиро-эпических произведений, для которых характерна сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Задание : докажите, что «Русские женщины» по жанру является поэмой. Дать определение композиции.
Поэма «Русские женщины» напечатана в 1872- 1873 г.г. в журнале «Отечественные записки», по композиции состоит из двух частей. (« Княгиня Трубецкая», «Княгиня М.Н.Волконская» - прочитать самостоятельно).
В классе будем анализировать 1часть поэмы. Княгиня Трубецкая последовала в 1826г. за сосланным мужем-декабристом Сергеем Петровичем Трубецким в Сибирь, где и умерла в 1853г.
Задание: перескажите кратко фабулу 1 части поэмы.
Вопросы:
1. Лёгок ли был путь княгини Трубецкой?
2. Какие трудности пришлось преодолеть княгине на пути в Сибирь и на каторге? Докажите цитатами из текста. Обращайте внимание на художественные средства.
Задание: проверка письменного домашнего задания. Выписать из толкового словаря С.И. Ожегова значения слов: солнце и светило.
Вопрос: в каком значении могут употребляться эти слова?
Задание: назовите подходящие к теме урока значения слов солнце и светило.
Итак, как можно ответить на вопрос:
- «Что движет солнце и светила?»
Ответ – любовь.
Задание: возьмите цветные карандаши и запишите слово любовь. Составьте парадигму на основе ассоциативных связей.
Любовь - долг, чувство, подвиг, преданность, верность и т.д.
Вывод к уроку:
Дорогие ребята! Мы закончили с вами беседу по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». При этом мы много говорили о том историческом событии, которое называют восстанием декабристов и которое послужило началом целой эпохе. Мы решили с вами, что то, что сделали жёны декабристов, можно назвать подвигом. Читать поэму Некрасова было интересно, и самое главное, я думаю, у многих появилось желание побольше узнать о самом восстании декабристов, о судьбах его участников, об эпохе в целом.
Уже два столетия эти вопросы интересуют многих историков, литераторов и режиссёров в том числе. В 1975г. режиссёр Владимир Мотыль снял фильм, который назвал строчкой из стихотворения А.С. Пушкина «Звезда пленительного счастья». Этот фильм я рекомендуя вам посмотреть.
- Тестирование по сборнику тестов по литературе 5-11кл. (Москва «Олимп». Издательство Аст 2001г.)
- Задаётся дифференцированное домашнее задание: прочитать 2 часть поэмы «Княгиня М.Н. Волконская». Обдумать материал к письменной работе: страничка дневника Трубецкой или Волконской. Для слабо успевающих учащихся задание №4 в учебнике литературы под редакцией В.Я. Коровиной.
- Итог урока: поблагодарить учащихся за урок, комментирование оценок, выборочная проверка рабочих тетрадей по литературе с целью проверки конспектирования, сдача работ с тестированием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"
Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...
Интегрированный урок- путешествие по Байкалу «Действия с дробными числами» Математика 6 класс
Данный урок-обобщение по теме "Действия с дробными числами" представляет собой путешествие по озеру Байкал, где математические задачи сопровождаются увлекательными материалами....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-228426-1364303145.jpg)
Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»
Современные педагогические технологии как средство решения математических задач и познания мира Математика всегда была неотъемлемой и существенной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-229129-1364308631.jpg)
Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»
Современные педагогические технологии как средство решения математических задач и познания мира Математика всегда была неотъемлемой и существенной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-233843-1364838856.jpg)
Интегрированный урок "Путешествие в сказку" (2 класс)
Данный урок является заключительным в разделе «Wir kennen einige Figuren deutscher Bücher». Данный урок является интегрированным: объединены такие предметы как немецкий язык, музыка, литература, изобр...
Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии.Тип урока: Интегрированный.Форма: Урок-путешествие.Цели урока:· Повторить содержание важнейших понятий ...
Интегрированный урок-путешествие "Химическая география чудес природы"
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.Следует разделять традиционный и современный уроки.Традиционный урок решает о...