Сны персонажей, их роль в произведении «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
статья по литературе на тему
Материал статьи может пригодиться при подготовке к урокам по роману "Преступление и наказание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sny_personazhey_ikh_rol_v_proizvedenii_prestuplenie_i_nakazanie_f.m.dostoevskogo.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сны персонажей, их роль в произведении «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
План
I Особенности художественного мира романа Достоевского
II Сны персонажей, их роль в произведении.
1. Сны Раскольникова до убийства как отражение скрытого гуманизма героя
2. Отражение убийства в снах Раскольникова.
3. Сны Свидригайлова – подведение итога его жизни.
4. Последний сон Раскольникова
III Роль снов в произведении
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» стал ответом на сложившуюся в России после реформы 1861 года духовно-культурную ситуацию. Общество того времени пыталось ответить на вопрос о путях развития освобожденной личности, о свободе воли человека. С момента выхода романа в свет и до наших дней интерес к нему не угасает. Объяснение этому – в глобальности и актуальности поставленных проблем, необычайном психологическом мастерстве автора, особенностях художественного осмысления действительности.
Своеобразие художественного восприятия мира Достоевским сказывается и в композиции произведения, и в портретах героев, их речи, цветовой гамме романа и т.д. Важнейшим элементом художественного мира Достоевского являются сновидения персонажей. Обращение к снам героев объясняется стремлением Достоевского к психологической правдивости повествования.
Живая и гуманная натура главного героя – Родиона Раскольникова – на протяжении романа постоянно вступает в противоречие с созданной им человеконенавистнической теорией. Но сила идеи, по мысли Достоевского, не менее велика, чем сила чувства, и способна подчинить себе душу человека. Сны Раскольникова выступают как проявления души, неподконтрольные порабощенному идеей сознанию.
Первый сон Раскольников видит еще до убийства. Герою, увидевшему себя ребенком, снится, как мужики до смерти забивают жалкую клячу. Сцена убийства представлена в произведении с ужасающими подробностями, что должно подчеркнуть противоестественность человеческого насилия и жестокости. Сон потрясает Раскольникова, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Этот сон выступает как предсказание о возможных последствиях теории Раскольникова, к которым герой пытался прислушаться. Кроме того, значение этого сна еще и в том, что он помогает нам лучше понять скрытые за рамками теории гуманизм, доброту и искренность героя.
Второй сон Раскольников видит непосредственно перед убийством. В странных, опутавших героя грезах перед ним предстает оазис в пустыне, отдыхающий караван, пальмы и ручей с прекрасной прохладной голубой водой, которая «…бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку». Во сне Раскольников пьет эту чудесную воду, выступающую символом чистой и свободной жизни. Но, пробуждаясь от звона часов, герой вспоминает о необходимости грядущего преступления. Этот сон также помогает лучше представить Раскольникова, его тягу к чистоте и красоте. Но все же идея оказалась сильнее души героя, и он, не прислушавшись к сновидениям, отправляется в дом процентщицы.
После совершения преступления герой находился в странном полусне-забытьи: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове, но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться…». На следующий после убийства день Раскольникову привиделся кошмар об избиении квартирной хозяйки на лестнице. Стоны, крики, жалобы, множество свидетелей в этом сновидении говорят о страхе разоблачения, напоминают совершенное убийство. Даже после пробуждения герой чувствует, что «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его». В этом видении нет мотивов раскаяния, чувствуется агрессия против хозяйки, заявившей в полицию о неуплате за комнату и энергия, еще сохранившаяся после недавнего преступления.
Первый четкий сон после совершения преступления возвращает героя в квартиру Алены Ивановны, где его жертва смеется, глядя на него, и из другой комнаты также доносится какое-то хихиканье. Раскольников в сновидении вновь и вновь заносит топор, пытаясь убить старушку, «…но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота». Мне кажется, этот сон является отражением сомнений героя в итогах совершенного преступления. Смех Алены Ивановны выступает как подтверждение бессмысленности поступка Раскольникова: зла в мире не стало меньше, пользы человечество не получило, над преступником можно только посмеяться. Но и к этому сну герой тоже не прислушивается, поскольку еще находится во власти идеи. Таки образом, этот сон помогает нам понять возникающее в душе Раскольникова раскаяние, пожалуй, даже раньше его самого.
Это сновидение прервал новый персонаж романа – Свидригайлов, выступающий своеобразным «двойником» Раскольникова. Характеризуя Свидригайлова, Достоевский использует те же методы, что и при описании Раскольникова: фиксация малейших духовных и физических переживаний, изложение мысленных переживаний и такое же подробное описание снов, грез и видений, перекликающихся со сновидениями главного героя.
Сновидения Свидригайлова, как и Раскольникова, тесно переплетены с явью. Достоевский показывает три видения этого героя, но они представлены как части одного большого сна.
Первый раз, заснув в гостинице, Свидригайлов видит мышь, которая шустро бегает по его постели, потом забегает ему за рубашку. Противные прикосновения выступают предвестием будущего самоубийства героя и в то же время, как мне кажется, - отражением низкой, неприятной души Свидригайлова, совершенных им в жизни поступков.
Во втором сне перед Свидригайловым предстает усыпанный цветами гроб с девочкой в белом платье. «Эта девочка была самоубийца – утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившее незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…» Этот сон выступает не как предвестие будущих бед, а как отражение уже случившегося. Душа Свидригайлова помнит об оскорблении девочки, сон здесь выступает как проявление совести.
Третий сон Свидригайлова о том, как он идет на самоубийство, но по дороге встречает маленькую девочку, всю в слезах, сбежавшую от сердитой матери из-за разбитой чашки. Уложивший в постель девочку Свидригайлов с изумлением и страхом вдруг увидел, как губы малышки раздвигаются в улыбке и лицо ее превращается в «лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок». Этот сон, в котором не Свидригайлов, а маленький ребенок предстает воплощением распущенности, отражает состояние души героя, в котором все нравственные ценности искажены, перевернуты, как говорится, «с ног на голову», как и в сновидении. Сон нарушает привычное для Свидригайлова состояние циничного равнодушия и презрения к традиционным ценностям, он выбивает его из колеи: «Кошмар во всю ночь!» Во сне открывается глубинный смысл случившейся с его личностью катастрофы.
Таким образом, можно сказать, что сны Свидригайлова являются отражением его мировоззрения, помогают нам лучше понять его. Также сновидения дают возможность осознать губительные последствия теории Раскольникова, поскольку грехи Свидригайлова, отраженные в снах, – порождение сниженного варианта этой теории.
Особняком в романе стоит последнее сновидение Раскольникова. Автор представляет его не как описание конкретного сна, а как пересказ нескольких снов, которые привиделись герою во время лечения в больнице. Отличие этих сновидений еще и в том, что в них сам Раскольников не присутствует. Это сон о мировой катастрофе, о страшной болезни, пришедшей из Азии в Европу. Некие микроскопические существа – «трихины» - вселяются в тела людей, овладевая их мыслями и чувствами.
Этот сон можно назвать предупреждением будущих бед. Именно после него Раскольников отказывается от своей теории и по-настоящему раскаивается в своем преступлении.
Следовательно, сны, видения и грезы персонажей как внесюжетный элемент текста несут в себе определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания произведения. Достоевский с помощью снов Раскольникова и Свидригайлова помогает читателям лучше понять внутренний мир героев, осознать сущность их переживаний. Сон для Достоевского – незаменимый способ художественного познания человеческой личности, стремление познать и осмыслить ее с разных сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский и "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин
Целью данной работы является: 1.показать преемственность русской литературы 2.выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 3.обучить методике сравнит...
Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...
Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...
Урок литературы по "Преступлению и наказанию" Ф. М. Достоевского
Урок литературы в нетрадиционной форме...
Cтатья. Роман «Преступление и наказание» как ответ Достоевского на вопрос «В чем есть православие».
Мы не будем рассматривать роман с позиции выяснения вопроса, этично или неэтично убивать старушек. Возьмём за аксиому, что старушек все-таки, наверное, убивать не следует. Давайте по...
Экспрессивные функции видовременных форм глаголов, употребленных в переносных значениях в художественной речи (на примере настоящего исторического времени в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского)
Глагол, также как имя существительное, имя прилагательное и наречие, является основной частью речи и основной грамматической категорией в современном русском языке, занимая в его системе совершенно ос...
Роман "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского
Презентация может быть использована на уроках литературы при изучении романа "Преступление и наказание" в 10 классе. В ней представлены основные данные....