"Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский и "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин
презентация к уроку (литература, 10 класс) по теме

  Целью данной работы является:

1.показать преемственность русской литературы

2.выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

3.обучить методике сравнительно - типологического анализа текстов

4.актуализировать знания, полученные при изучении творчества А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_mocart_i_saleri.pptx502.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

Слайд 2

1) показать преемственность развития русской литературы 2 ) выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 3) обучить методике сравнительно – типологического анализа текстов 4) актуализировать знания, полученные при изучении творчества А.С.Пушкина Цели и задачи:

Слайд 3

Одним из главных вопросов, унаследованных Достоевским от Пушкина, был вопрос: возможно ли преступление «по совести»?

Слайд 4

«Моцарт и Сальери» - так озаглавил Пушкин вторую из маленьких трагедий. Это название пришло не сразу. Первоначально в набросках значилось: «Зависть». Несколько раз в записках для себя Пушкин ограничился одним именем «Сальери». Но окончательно утвердилось все – таки название , включающее в себя имена обоих героев трагедии , двух друзей, соратников по искусству. История названия трагедии

Слайд 5

Какие литературные и смысловые ассоциации вызывает название трагедии?

Слайд 6

Какие литературные и смысловые ассоциации вызывает название трагедии?

Слайд 7

Создавая трагедию, Пушкин учитывал известные легенды о том, что Сальери отравил Моцарта. Моцарт умер в 1791 году в 35-летнем возрасте и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, умер в 1825 году, последние годы страдал душевным расстройством и не раз каялся, что отравил Моцарта. Какие события легли в основу сюжета?

Слайд 8

Пушкин считал факт отравления Моцарта его другом Сальери установленным и психологически вполне вероятным. В заметке о Сальери Пушкин пишет: «В первое представление «Дон Жуан», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились с негодованием и знаменитый Сальери вышел из зала – в бешенстве, страдаемый завистью завистник, который мог освистать «Дон Жуана» мог отравить его творца ».

Слайд 9

С каким персонажем романа «Преступление и наказание» можно соотнести образ Сальери? Что сближает героев? Обычные ли это преступники? Какие умозаключения привели героев к убийству?

Слайд 10

Раскольников: «Имею ль я право власть иметь? Свобода и власть!.. А главное власть. Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» И Раскольников, и Сальери одинаково оценивают человека, человеческую жизнь Сальери: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше… Когда бессмертный гений…озаряет голову безумца, Гуляки праздного?.. О, Моцарт, Моцарт !»

Слайд 11

Польза, которую приносит этот человек В этом отношении их теории бесчеловечны. И Сальери и Раскольников считают себя избранниками, сверхлюдьми . Между каждым из них и обществом целая пропасть. Что они думают о людях, которых хотят убить? Что является критерием оценки человека и его жизни для наших героев?

Слайд 12

Сальери: «Что пользы, если Моцарт будет жив… Что пользы в нем?» Раскольников: «Я ведь только вошь убил; Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. Из всех вшей выбрал самую наибесполезнейшую ».

Слайд 13

Раскольников вторит своему предшественнику: «Я просто убил, для себя убил… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Сальери произносит: «Нет! Не могу противиться я доле, Судьбе моей: Я избран, чтоб его остановить…»

Слайд 14

И того и другого героя приводят к убийству сложные философские умозаключения. Н.В.Фридман справедливо замечает: «С полным правом можно сказать, что Сальери совершает первое в русской литературе «философское преступление», а Раскольников – последнее». Художественное исследование «философского преступления» затрагивает общечеловеческие этические проблемы, одинаково актуальные как для пушкинской эпохи, так и времен Достоевского. И Пушкин, и Достоевский стремятся понять мотивы преступлений, совершенных героями, что заставляет писателей вглядеться во внутренний мир персонажей.

Слайд 15

Усомниться в Божьей справедливости верующий человек может лишь в минуту тяжелейшего душевного кризиса. Потому герой трагедии, едва появившись на сцене, начинает припоминать всю свою жизнь – с самого детства. Он вспоминает себя ребенком, отроком, юношей, героически преодолевающим первые, самые трудные и скучные шаги на избранном поприще. Все величие Сальери - в его прошлом. Но Пушкин как бы невзначай подчеркивает, что музыкальное занятие – ремесло, а Сальери – ремесленник. Не случайно Сальери, труженик, величайший из тружеников, вдруг произносит: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп».

Слайд 16

Обвиняется неведомая сила, пославшая миру Моцарта и принесшая Сальери такие страдания. Сальери кажется, что он думает о спасении искусства, на самом деле все его слова, все его мысли только о самом себе. Основная идея монолога Сальери сводится к тому, что герой утверждает, что правды нет нигде; ни на земле, ни на небе. Как вы можете истолковать суть этой идеи? В чем, на ваш взгляд, причины трагических сомнений героя? В чем причина страданий и зависти Сальери?

Слайд 17

Пушкин и Достоевский убеждают, что неверие, зависть и злость ведут к преступлению. Сальери и Раскольников – жертвы демонической идеи о том, что мир устроен богом дурно, несправедливо и, стало быть, ошибку следует исправить. Какую аналогию можно провести в этом отношении между пушкинским героем и героем романа Достоевского?

Слайд 18

Достоевский , избрав пушкинский вариант «философского преступления», как бы доказал, что нет никакой разницы в мотивах преступления, в том, падает ли его жертвой великий Моцарт или «вошь» - процентщица, поскольку главное заключается в том, что человек усомнился в правде: «правды нет – и выше».

Слайд 19

Герои - двойники и герои – антиподы в романе Достоевского «Преступление и наказание» и в произведении А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

Слайд 20

Герои – видения, герои - призраки

Слайд 21

На третий день играл я на полу С моим мальчишкой. Кликнули меня; Я вышел. Человек, одетый в черном, Учтиво поклонившись, заказал Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас И стал писать – и с той поры за мною Не приходил мой черный человек… О каком «чёрном человеке» говорит Моцарт? Какова его функция в произведении?

Слайд 22

«Мещанин … поднял глаза и зловещим, мрачным взглядом посмотрел на Раскольникова. -Убивец! – проговорил он вдруг тихим, но ясным и отчетливым голосом… Ноги Раскольникова …ослабели, на спине похолодело, сердце замерло…,застукало, точно с крючка сорвалось… Кто он? Кто этот вышедший из – под земли человек? Где был он и что он видел?» Какое видение преследует Раскольникова?

Слайд 23

- В какой пушкинской фразе содержится эта же мысль? «Гений и злодейство – две вещи несовместимые» В финале трагедии Сальери восклицает: «Но ужель он прав, И я не гений» . Свидригайлов говорит: «…теорию – то сочинить умел, а перешагнуть – то, не задумываясь, не в состоянии, стало быть, человек не гениальный»

Слайд 24

- Как Сальери стремится оправдать себя? - Дан ли в самой трагедии ответ Сальери? - Есть ли сходство в том, как завершаются эти два великих произведения?

Слайд 25

1. Изображение «философского преступления » 2. Внутренний монолог героя как способ раскрытия его внутреннего мира. 3. Наличие героев – двойников и героев – антиподов 4. Участие в событиях героев – видений (призраков) 5. Незавершенность и открытость сюжета произведения Что сближает роман Достоевского с маленькой трагедией Пушкина?

Слайд 26

Зависть белой не бывает, Зависть свет в нас убивает. Ну, а тот, кто ею болен, У того душа темна, И в поступках он не волен, Ибо всем вершит ОНА. Мы смирились с тем, что зависть Судит всех без доказательств. Ей достаточно улик - Этот счастлив. Тот - велик. И чужой судьбою мучась, Умирая от обид, Все надеется на случай, Что когда-нибудь получит То, что ей в других претит. А.Дементьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...