разработка урока по теме "И.С.Тургенев. Славный он был мужик"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Верткая Светлана Александровна

Технологическая карта урока литературы 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavnyy_on_byl_muzhik._po_rasskazu_i.s._turgeneva_mumu.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5-м классе

Предмет: литература

Класс: 5

Учитель: Верткая Светлана Александровна, первая квалификационная категория, МОУ СОШ № 17 г.Карталы Челябинская область

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-знакомство

Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу  И.С.Тургенева «Муму»

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
  • освоение теоретико-литературных понятий;
  • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

Оборудование урока:

  • кластер «Средства создания литературного героя»,
  • памятки-инструкции

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

1. Организация начала урока 2мин

Готовность класса. Приветствие

Проверяют необходимые предметы на рабочем столе

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Мотивация  3мин

Дает установку:

«Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»);

«Что такое знакомство?»

Обдумывают ответы

Предполагаемые ответы: «поступки , речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности»

Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

«Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться»

«Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?»

 Работа с кластером

«Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?»

«Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?»

3. Целеполагание (постановка УЗ) 5 мин

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?»

Необходима тема для общения

Определение темы урока

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний

5 мин

Проверка д/з

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь».

Отвечают на поставленные вопросы

Герасим – главный герой рассказа

Запись темы в тетради

Фронтальный опрос

Какие чувства у вас возникали во время чтения?

Кто вызывал у вас эти чувства?

Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)? Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

Почему именно с ним?

Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

4. Планирование деятельности

7 мин

Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться… и (доказать мнение Тургенева о своем герое)…». (Учитель фиксирует УЗ на доске)

Составление плана работы и постановка УЗ

Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов.

Схема1

Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое

 Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5.Этап реализации

12 мин

Составление портрета литературного героя по схеме

Работают с текстом рассказа

Работа по памятке-инструкции по группам

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- умение работать в группе, находить общее решение;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

6.Итоги работы в группах.

7 мин

Портрет Герасима

Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?

«Славный он был мужик…»

Ответы учащихся

Выступление учащихся от группы

- Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

-  А вы могли бы назвать Герасима славным?

- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?»

1)Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

 3)Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

7.Рефлексия.

2 мин

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно».

физминутка

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Домашнее задание

2 мин

С.224, в.10

инструктаж

Памятка-инструкция №1
(для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Каким вы представляете Герасима?
  • Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
  • Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
  • Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
  • Почему автор сравнивает героя с гусаком?
  • Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

 

Памятка-инструкция №2
(для групповой работы)
Обязанности Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Чем занимался Герасим в деревне?
  • Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
  • Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
  • Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
  • Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 

Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Найдите описание каморки Герасима.
  • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
  • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
  • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
  • Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 

Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
  • Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
  • В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
  • Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
  • О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
  • Как Герасим относится к другим героям? Почему?
  • Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 

Схема1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....

Тестовое задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тест по теме: И. Тургенев "Муму".

Данный тестовый материал предлагается для проверки  усвоения учащимися изученного учебного материала по теме. Дети должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. П...

Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.

Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов  Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской.  Тема урока «Славны были наши деды!»...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том …». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика».

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик..."  к УМК под редакцией В.Я.Коровиной...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...