разработка урока по теме "И.С.Тургенев. Славный он был мужик"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavnyy_on_byl_muzhik._po_rasskazu_i.s._turgeneva_mumu.docx | 52.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5-м классе
Предмет: литература
Класс: 5
Учитель: Верткая Светлана Александровна, первая квалификационная категория, МОУ СОШ № 17 г.Карталы Челябинская область
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-знакомство
Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Задачи:
- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
- освоение теоретико-литературных понятий;
- совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование урока:
- кластер «Средства создания литературного героя»,
- памятки-инструкции
Памятка-инструкция №1
(для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Каким вы представляете Герасима?
- Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
- Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
- Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
- Почему автор сравнивает героя с гусаком?
- Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №2
(для групповой работы)
Обязанности Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Чем занимался Герасим в деревне?
- Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
- Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
- Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
- Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Найдите описание каморки Герасима.
- Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
- На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
- Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
- Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
- Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
- В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
- Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
- О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
- Как Герасим относится к другим героям? Почему?
- Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....
Тестовое задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тест по теме: И. Тургенев "Муму".
Данный тестовый материал предлагается для проверки усвоения учащимися изученного учебного материала по теме. Дети должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. П...
Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.
Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской. Тема урока «Славны были наши деды!»...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том …». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика».
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик..." к УМК под редакцией В.Я.Коровиной...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...
Технологическая карта урока по литературе. Тема "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок разработан по требованиям ФГОС второго поколения....