Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том …». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика».
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик..." к УМК под редакцией В.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 199.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя русского языка и литературы Мальцевой Е.А.
Методическая разработка урока литературы в 7 классе
по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том …». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика».
Цель урока: показать сатирическую направленность сказки Салтыкова-Щедрина, помочь выявить черты сказки и повести в произведении писателя, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
Методические приёмы, технологии: беседа, элементы групповой технологии
Оборудование: Power Point- презентация – иллюстрации к произведению, портрет писателя,выставка книг.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
2.Актуализация знаний учащихся.
-Что вы узнали о жизни писателя?
-Почему Салтыкова-Щедрина называют писателем-сатириком?
-Вспомните определение сатиры?
-Какие сказки писателя вам уже знакомы?
3.Определение жанра произведения (групповая работа)
-Почему это произведение мы относим к сказкам, ведь в названии есть слово «повесть»?
-Для того, чтобы в этом разобраться вам предлагается провести небольшое исследование и определить черты сказки и повести в этом произведении.
- Разделитесь на две группы: 1 группа заполняет колонку «Признаки сказки»,2 группа - «Признаки повести».
Признаки сказки | Признаки повести |
1.Есть сказочный зачин 2.Есть сказочные формулы « долго ли коротко ли…», «мёд –пиво пил..», «того не в сказке сказать, ни пером описать…». 3.Есть волшебство: генералы вдруг очутились на острове, мужик варит суп в пригоршне. | 1.В повести указаны реальные места (г.Санкт-Петербург, ул.Подьяческая) 2.Есть слова, которые в сказке не встречаются «примите уверение», «упразднили». 3.Можно догадаться, в какое время происходят события. |
Обобщение работ групп.
-Как можно определить жанр этого произведения? (В «Повести…» есть черты и сказки, и повести)
-Вспомните различие между литературной сказкой и авторской. Чем эта сказка похожа на литературную, а чем на народную.
4.Работа над текстом художественного произведения.
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
-Случайно ли в названии сказки употреблены два числительных?
-Что показалось смешным, а что грустным?
-Каким приемом пользуется Салтыков-Щедрин , чтобы показать лень генералов и трудолюбие мужика?
-Найдите в тексте примеры гиперболы и гротеска.
-Как удалось писателю сатирически показать лень и глупость генералов?
(Генералы ничего не умеют и не хотят делать, беспомощны, бюрократы, попав на остров , рассуждают так: «Ежели теперича доклад написать, какая польза из этого выйдет?» Они невежественны, даже слов никаких не знали кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении…». Думали только о себе: «Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!». То есть вели паразитический образ жизни.)
-О ком генералы вдруг вспомнили? («А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика?... простого мужика…какие обыкновенно бывают мужики").
-Как вы охарактеризуете мужика ?
(Мужик всё время занят работой: добывает еду для генералов, причём отдает им самое лучшее, а себе ничего не берёт, выполняет все их пожелания).
-Найдите в тексте, как описывается работа мужика?
-Как вы можете охарактеризовать труд мужика?
(«И зачал он перед ними действовать…». Мужик работает ловко и быстро, он смекалист, ведь на острове ничего нет из орудий труда, а он смог и рыбу выловить, и костёр развести, силок сделать.)
- Почему у нас всё-таки возникает чувство обиды за мужика?
(Мужик покорен и верно служит генералам, отдаёт им все самое лучшее , ещё и спрашивал: «Довольны ли вы, господа генералы?». Сам сплёл верёвку, которой его привяжут генералы : "Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку» «Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг»)
-Почему же мужик так подчиняется ? Почему генералы даже на необитаемом острове могут командовать мужиком? Что получил в награду за службу мужик?
( Покорность мужика можно объяснить многовековой рабской привычкой. В награду за свою верную службу мужик получил от генералов « ..рюмку водки да пятак серебра…» При всех положительных качествах мужика можно назвать глупым. Такая глупость делает закон подчинения железным, действующим в любых условиях и даже на необитаемом острове ).
-Так что же сатирически изображает в «Повести…» Салтыков-Щедрин? Какая действительность возмущала писателя, против чего направлена его сатира? (Вспомнить определение сатиры).
(Салтыков-Щедрин сатирически изображает генералов , которые ничего не умеют, но почему-то управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете. Такое устройство общества, по мнению сатирика, несправедливо. Он и мужика осуждает за излишнюю покорность).
Работа с иллюстрациями художников к повести А.М.Каневского, Н.Муратова
-Рассмотрите иллюстрации художников , какие эпизоды « Повести…» изобразили художники, найдите отрывки из текста.
-Какой эпизод изобразил А.Каневский? Как художник изобразил мужика и генералов? (Генералы лежат сытые под веткой, а мужик стоит привязанный за ногу верёвкой .Рядом с генералами изображены деревья с крупными низко висящими яблоками и птицами. Так художник выразил мысль о том, что генералам стоило только рукой потянуться и достать яблоки и птиц, но им лень)
-Что изобразил художник Н.Муратов?
(На иллюстрации Муратова изображен эпизод, когда мужик добывает еду для генералов, а они лежат под деревом и ждут всего готового. И здесь художник показывает, что на острове много птицы, зверей, рыбы. Стоит только немного потрудиться. Но генералы трудиться не привыкли, они лучше найдут «мужичину», который поработает за них)
5.Подведение итогов урока.
-Как вы думаете, так что же сатирически Салтыков-Щедрин хотел обличить в этом произведении в образе мужика и генералов?
(М.Е.Салтыков-Щедрин сатирически высмеял лень и излишнюю покорность. Эти пороки, по мнению сатирика, неискоренимы. Усугубляет их общественное положение героев сказки. Мужик изначально зависим от генералов . А генералы привыкли жить чужими трудами. Поэтому можно сказать, что в последних строчках «Повести…» звучит горесть писателя: «…выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»)
6.Дифференцированное домашнее задание.
1.Задания 1-3 из рубрики «Обогащайте свою речь», стр.274
2.Пересказ статьи «Нужен ли нам Щедрин сегодня?» стр.275
3.Читать и пересказывать сказку «Дикий помещик».
Список использованной учебно-методической литературы.
1.Литература.7 кл.Учебник для общеобраз.учреждений.В 2Ч.Часть 1./авт.-сост.В.Я.Коровина.-М.,Просвещение,2009г.
2. Картинки взяты с сайтов:
http://www.museum.ru/alb/?words=%F0%E8%F1%F3%ED%EE%EA
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс
Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...