Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том …». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика».
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик..."  к УМК под редакцией В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока199.02 КБ

Предварительный просмотр:

             Методическая разработка учителя русского языка и литературы Мальцевой Е.А.

             Методическая разработка урока литературы  в 7 классе

 по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том …». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика».

Цель урока: показать сатирическую направленность сказки Салтыкова-Щедрина, помочь выявить черты сказки и повести в произведении писателя, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

Методические приёмы, технологии: беседа, элементы групповой технологии

Оборудование: Power Point- презентация – иллюстрации к произведению, портрет писателя,выставка книг.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

2.Актуализация знаний учащихся.

-Что вы узнали о жизни писателя?

-Почему Салтыкова-Щедрина называют  писателем-сатириком?

-Вспомните определение сатиры?

-Какие сказки писателя вам уже знакомы?

3.Определение жанра произведения (групповая работа)

-Почему это произведение мы относим к сказкам, ведь в названии есть слово «повесть»?

-Для того, чтобы в этом разобраться вам предлагается провести небольшое исследование и определить  черты сказки и повести в этом произведении.

- Разделитесь на две группы: 1 группа  заполняет колонку «Признаки сказки»,2 группа -  «Признаки повести».

Признаки сказки

Признаки повести

1.Есть сказочный зачин

2.Есть сказочные формулы « долго ли  коротко ли…», «мёд –пиво пил..», «того не в сказке сказать, ни пером описать…».

3.Есть волшебство: генералы вдруг очутились на острове, мужик варит суп в пригоршне.

1.В повести  указаны реальные  места

(г.Санкт-Петербург, ул.Подьяческая)

2.Есть слова, которые в сказке не встречаются «примите уверение»,  «упразднили».

3.Можно догадаться, в какое время происходят события.

Обобщение работ групп.

-Как можно определить жанр этого произведения?  (В «Повести…» есть черты и сказки, и повести)

-Вспомните различие между литературной сказкой и авторской. Чем эта сказка похожа на литературную, а чем на народную.

4.Работа над текстом художественного произведения.

-Какие чувства вызвало  у вас это произведение?

-Случайно ли в названии сказки употреблены два числительных?

-Что показалось смешным, а что грустным?

-Каким приемом пользуется Салтыков-Щедрин , чтобы показать лень генералов и трудолюбие мужика?

-Найдите в тексте примеры гиперболы и гротеска.

-Как удалось писателю сатирически показать лень и глупость генералов?

(Генералы ничего не умеют и не хотят делать, беспомощны, бюрократы, попав на остров , рассуждают так: «Ежели  теперича доклад написать, какая польза из этого выйдет?» Они невежественны, даже слов никаких не знали  кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении…». Думали только о себе: «Теперь я бы, кажется, свой собственный  сапог съел!». То есть  вели паразитический образ жизни.)

-О ком генералы вдруг вспомнили? («А что, ваше превосходительство, если бы нам  найти мужика?... простого мужика…какие обыкновенно  бывают мужики").

-Как вы охарактеризуете мужика ?

 (Мужик всё время занят работой: добывает еду для генералов, причём отдает им самое лучшее, а себе ничего не берёт, выполняет  все их пожелания).

-Найдите в тексте, как описывается работа мужика?

-Как вы можете охарактеризовать труд мужика?

 («И зачал он перед ними действовать…». Мужик работает ловко и быстро, он смекалист, ведь на острове ничего нет из орудий труда, а он смог и рыбу выловить, и костёр развести, силок сделать.)

-  Почему у нас  всё-таки  возникает чувство обиды за мужика?

(Мужик покорен и верно служит генералам, отдаёт им все самое лучшее , ещё и спрашивал: «Довольны ли вы, господа генералы?». Сам сплёл верёвку, которой его привяжут генералы : "Отдохни,  дружок, только свей прежде верёвочку» «Этою верёвкою генералы привязали мужичину  к  дереву, чтоб не убёг»)

-Почему же  мужик так подчиняется ? Почему генералы даже  на необитаемом острове могут командовать мужиком? Что получил в награду за службу мужик?

  ( Покорность  мужика можно объяснить многовековой рабской привычкой. В награду за свою верную службу мужик получил от генералов  « ..рюмку водки да пятак серебра…» При всех положительных качествах мужика можно назвать глупым. Такая глупость  делает закон подчинения железным, действующим в любых условиях и даже на необитаемом острове ).

-Так что же сатирически изображает в «Повести…» Салтыков-Щедрин? Какая действительность возмущала писателя, против чего направлена его сатира? (Вспомнить определение сатиры).

(Салтыков-Щедрин сатирически изображает генералов , которые ничего не умеют, но почему-то управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете. Такое устройство общества, по мнению сатирика, несправедливо. Он и мужика осуждает  за излишнюю покорность).

  Работа с иллюстрациями художников  к повести А.М.Каневского, Н.Муратова

-Рассмотрите иллюстрации художников , какие эпизоды « Повести…» изобразили художники, найдите отрывки из текста.

-Какой эпизод изобразил А.Каневский? Как художник изобразил мужика и генералов? (Генералы лежат сытые под веткой, а мужик стоит привязанный за ногу верёвкой .Рядом с генералами изображены  деревья с  крупными низко висящими яблоками и птицами. Так художник выразил  мысль о том, что генералам стоило только рукой потянуться и достать яблоки и птиц, но им лень)

-Что изобразил художник  Н.Муратов?

(На иллюстрации Муратова изображен эпизод, когда мужик добывает еду для генералов, а они лежат под деревом и ждут всего готового. И здесь художник показывает, что на острове много птицы, зверей, рыбы. Стоит только немного  потрудиться. Но генералы трудиться не привыкли, они лучше найдут «мужичину», который поработает за них)

 5.Подведение итогов урока.

-Как вы думаете, так что же сатирически Салтыков-Щедрин  хотел обличить в этом произведении в образе мужика и генералов?

(М.Е.Салтыков-Щедрин сатирически высмеял лень и излишнюю покорность. Эти пороки, по мнению сатирика, неискоренимы. Усугубляет их общественное положение героев сказки. Мужик изначально зависим от генералов . А генералы привыкли жить чужими трудами. Поэтому   можно сказать, что в последних строчках  «Повести…» звучит горесть писателя: «…выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»)

6.Дифференцированное домашнее задание.

1.Задания 1-3 из рубрики «Обогащайте свою речь», стр.274

2.Пересказ статьи «Нужен ли нам Щедрин сегодня?» стр.275

3.Читать и пересказывать сказку «Дикий помещик».

Список использованной учебно-методической литературы.

1.Литература.7 кл.Учебник для общеобраз.учреждений.В 2Ч.Часть 1./авт.-сост.В.Я.Коровина.-М.,Просвещение,2009г.

2. Картинки   взяты с сайтов:

http://www.museum.ru/alb/?words=%F0%E8%F1%F3%ED%EE%EA

Приложение 1

Художник Н.Муратов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...