Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovesnosti_v_5_babushka.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по стихотворению Олега ГРИГОРЬЕВА "БАБУШКА" в 5 классе.
Цель: Создать условия для восприятия детьми стихотворения Олега ГРИГОРЬЕВА "БАБУШКА".
Ход урока.
Часто на уроках литературы мы встречаемся с так называемыми «серьезными» лирическими стихами. Но, конечно же, они представляют лишь один из пластов чрезвычайно богатого мира поэзии. Есть множество прекрасных произведений, таких, которым серьезность прямо противопоказана. Речь о шуточных и детских стихах, многие из которых и шуточные, и детские одновременно. Они доставляют, их шутливость совмещается с тонкой и острой игрой ума. Замечательным примером является стихотворение Олега Григорьева «Бабушка».
- Прочитаем это стихотворение.
Бабушка
Старая, слабая бабушка
Оставила дома ключик.
Звонила старая бабушка,
Но не открыл ей внучек.
Старая бабушка ухнула,
В дверь кулаком бахнула,
Дубовая дверь рухнула,
Соседка на кухне ахнула,
Качнулся сосед на стуле,
Свалился с кровати внучек,
Упала с полки кастрюля
И бабушкин маленький ключик.
- Прочитаем вслух первые две строки. Какой предстает перед нами героиня стихотворения? Посмотрите, с какой невинной сценки начинается стихотворение:
Старая, слабая бабушка
Оставила дома ключик.
Старая, слабая и, очевидно, добрая (пока все говорит об этом) старушка по своей старческой забывчивости оставила дома маленький ключик.
- Что настойчиво подчеркивается в первом четверостишии?
В первом четверостишии подчеркивается смысл чего-то маленького и слабого: слабость и старость бабушки (кстати, слово старый как бы становится былинным постоянным эпитетом бабушки: на протяжении всего стихотворения повторяется, что она именно старая. Кстати, кто из былинных героев был назван старым казаком? Забавный намек на былинного героя Илью Муромца?).
- Какой оттенок вносят суффиксы?
Все существительные в этом четверостишии снабжены уменьшительными суффиксами: бабушка, ключик, внучек. А все вместе производит впечатление милой и трогательной семейной сценки, ведь сами отношения бабушка – внучек поневоле пронизывают последующий рассказ особой теплотой и, вероятно, приводят читателям на память множество картин детства, не говоря уже о том, что бабушка и внук – это излюбленные герои детской литературы (почему-то сразу возникают в памяти бабушка и внук из горьковской трилогии «Детство. В людях. Мои университеты»).
-Как завязалось действие?
Действие завязалось: бабушка не может открыть дверь.
- Что же она будет делать?
А вот что. Как раз то, чего мы меньше всего ждем от доброй слабенькой старушки:
Старая бабушка ухнула,
В дверь кулаком бахнула,
Дубовая дверь рухнула,
Соседка на кухне ахнула.
- Это бабушка-то ухнула и бахнула? Проверьте свое впечатление, прочитав отдельно глаголы ухнула, бахнула, рухнула, ахнула. Кто же все-таки перед нами, бабушка, голубка дряхлая, или богатырша, Царь-девица, одним ударом вышибающая дубовую дверь?
- Какие чувства вызывает данный контраст?
Прием контраста вызывает смех, которым разрешается наше недоумение. Действие отличается настоящим эпическим размахом, несмотря на то, что изображает всего-навсего заурядную бытовую сценку (сравните с рассказом М.Зощенко «Нервные люди»). Дело не только в гиперболе, не только в тех делах, которые совершает старая, слабая бабушка.
- Что успевает сделать бабушка на протяжении двенадцати строк.
Перед нами успевает подняться, побушевать и успокоиться своеобразная домашняя буря.
- Какой сюжет имеет стихотворение?
Стихотворение имеет свой законченный и нарочито преувеличенно-выпуклый сюжет. Одновременно оно очень наглядно, словно зарисовка с натуры.
Бабушка производит действия, которые ее возрасту попросту неприличны: она ухает, словно филин или дровосек, затем по-богатырски бахает кулаком в дверь. И сама-то дверь не простая, а дубовая, как в сказках. Бабушкина силища разрастается в этом эпизоде до совершенно непомерной степени.
Вспомним, какие мирные действия происходили в первых четырех строчках: забыла ключик, она позвонила, он не открыл (интересно, почему?). А что мы видим здесь? Ухнула – бахнула – рухнула – ахнула. Не случайно три из четырех глаголов образованы от самых экспрессивных типов слов русского языка – междометий (Ух! и Ах!) и звукоподражаний (Бах!). Впечатление еще больше усиливается от того, что все слова, обозначающие действие, поставлены автором в самую сильную позицию – в окончание стихотворных строк. Они созвучны друг с другом, рифмуются и передают ощущение мощного дыхания (ухнула), грохота (бахнула, рухнула), испуга (ахнула).
- На какие части можно разделить стихотворение?
Первые четыре строки являются мирным вступлением, завязкой действия, вторые – бурной кульминацией. Что же остается на долю третьей части? Последняя строфа – это как бы эхо того грома, который раздается в предыдущей строфе, можно сказать, в ней описаны последствия этого своеобразного «землетрясения». Цепочка действий продолжается, ведь после слова ахнула стоит не точка, а запятая.
Качнулся сосед на стуле,
Свалился с кровати внучек,
Упала с полки кастрюля
И бабушкин маленький ключик.
Обратите внимание на три глагола с одним и тем же общим значением упасть – и увидите, как к концу стихотворения интенсивность действия уменьшается: дубовая дверь рухнула, внучек, тоже, очевидно, не без грохота, свалился с кровати, а кастрюля и ключик просто упали с полки. Стихотворение заканчивается словами маленький ключик, с ключика и начиналась вся история. Вместе с заключительной строчкой, в которой нарочито нет никакого действия, в стихотворение снова возвращается первоначальная мирная тишина.
- Итак, домашняя гроза собралась (1-я строфа), разразилась (2-я строфа) и ушла (3-я строфа), а в роли грома и молнии в этой грозе выступала старая, слабая бабушка, главная героиня стихотворения, которое недаром так и названо — «Бабушка».
- Почему автор раскрывает образ главной героини через такую цепочку?
Бабушка, хоть и старая, слабая, но в прошлом это Василиса Премудрая, Аленушка, Красна-девица, за которой Иван-царевич шел на подвиги великие, а сейчас ей доверено воспитание внука, будущего богатыря. За скрытой немощью есть великая сила бодрости духа и неугасаемого огня.
Задание на дом:
Составить рассказ о собственной бабушке или дедушке с улыбкой.
Литература
М.А.ПАВЛОВА, М.С.ПАВЛОВ. Стихотворение Олега ГРИГОРЬЕВА "БАБУШКА"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"
Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения – фронтальная, индивидуальная...
Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"
Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения – фронтальная, индивидуальная...
Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта. Задача учи...
Урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Парус"
На данном уроке учащиеся знакомятся с фактами биографии поэта, со стихотворением "Парус"....
конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.
Конспект открытого урока литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...
Урок литературы (творческий проект) в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
Развитие общекультурной компетентности учащихся; систематизация знаний, умений, навыков учащихся о творчестве поэтов 19 века (А.К. Толстого, Е.А. Баратынского, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, Я.П. Полонс...
Урок литературы по стихотворениям А.Блока в 5 классе.
Урок по творчеству Блока в 5 классе...