Урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Парус"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
На данном уроке учащиеся знакомятся с фактами биографии поэта, со стихотворением "Парус".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse_na_temu.doc | 40.5 КБ |
zvezda_na_pustynnom_nebosklone.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе на тему
« Звезда на пустынном небосклоне…»
( Лермонтов М.Ю. «Парус»)
Цели урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» , помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова.
- РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий- лирический герой ; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.
Урок с использованием элементов педагогической мастерской.
Оборудование:
- презентация;
- рисунки с изображением солнца и звезды;
- карточки со схемами;
- запись стихотворения «Парус»;
- запись романса .
Ход урока.
Задание 1(индуктор).
-Что вы видите на рисунке?
- Какие ассоциации возникают при слове солнце?
- При слове звезда?
Озвучиваем, что получилось.
Переход к теме урока.
Высказывания Белинского о Пушкине и Лермонтове.
« Солнце русской поэзии закатилось,»- писал В.Жуковский.
«Яркая звезда таланта Лермонтова блистает на почти пустынном небосклоне,»- говорил В.Белинский.
Биография поэта.
Почему же звезда?
1.Чтение отрывка из книги Георгия Гулиа «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова».
2.- Помните ли вы себя в три года?
Детская память чрезвычайно обострена. На ней отпечатывается всё, как на воске. А что сказать о детской душе? Она слишком хрупка и поэтому слишком восприимчива.
- Смерть матери
«Он был дитя, когда в тесовый гроб его родную с пеньем уложили. Он помнил, что над нею чёрный поп читал большую книгу, что кадили…» и что, «закрыв весь лоб большим платком, отец стоял в молчанье. И что когда последнее лобзанье ему велели матери отдать, то стал он громко плакать и кричать.»
- Отношения с отцом.
Мальчик играл , казалось, не замечая ничего. Но слух его был чуток, и он ловил всё, что говорилось и КАК говорилось его отцом и бабушкой. Наверное, принимались меры, чтобы уберечь ребёнка от ненужных ему разговоров. Но невозможно скрыть то, что родственные отношения переходят во враждебные.
Юрий Петрович уехал в своё имение после мучительных девятидневных разговоров с тёщей ( с Елизаветой Алексеевной).
И Мишель навсегда лишился и матери, и отца. Хотя время от времени Мишель и виделся с отцом, но одно дело видеться, а другое – жить с отцом , чувствовать его локоть ежедневно.
Ужасная судьба отца и сына-
Жить розно и в разлуке умереть…
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней , оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желания:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страдания!
6.Маленький хозяин Тархан.
Тарханы – здесь, на лоне природы, в стенах просторного барского дома протекали детские годы Мишеля Лермонтова.
Бабушка делала всё, чтобы внук её рос в полнейшем достатке. Ни в чём ему не было отказа. Забавы его не ограничивались. Летом пруд, прохлада в тени деревьев, зелёные лужайки, а зимою – ледяная гора, санки, игры в тёплых покоях.
Баловень? Вы скажете- конечно!
Но так ли это?
СЦЕНКА
-Почему же такой подарок просит Мишель?
Раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений : непонимание среди сверстников , замкнутость.
Проверяем схемы
Михаил Юрьевич Лермонтов
-- болезненный мальчик
-- горе
-- одиночество
-- боль
-- неспокойное сердце
3.Отдых.
Как вы успели заметить, в детстве Лермонтов был слабым, болезненным.
Справиться с этим ему помогали поездки на Кавказ, на море.
Давайте представим , что мы на берегу моря. Закройте глаза. Послушайте шум моря.
ШУМ МОРЯ.
- Что вы представили?
4.История создания стихотворения
Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учёбу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать дальше, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям и нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».
Запись Царёва Михаила Ивановича.
Прочитайте стихотворение ещё раз.
5 Анализ стихотворения
Заполните схему
ПАРУС
-одинокий
-мятежный
-белеет
-ищет
- просит бури
-Где всё это происходит с парусом?( на море)
- А с Лермонтовым?( возвращаемся к схеме 1)
- Значит, что символизирует море?
-Только ли парус?
Вводим понятие Лирический герой.
6.Рефлексия.
Синквейн.
Под романс на стих-е «Парус».
Мой синквейн
- эпизод.
- значимый, эмоциональный
- волноваться, думать, рассказывать
- отголосок звезды по имени Лермонтов
- ещё
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока « Звезда на пустынном небосклоне»
Михаил Юрьевич Лермонтов
М.Лермонтов в детстве
Тарханы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"
Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения – фронтальная, индивидуальная...
Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"
Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения – фронтальная, индивидуальная...
Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта. Задача учи...
Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе.
Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе....
Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога
Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога...
конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.
Конспект открытого урока литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...
Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"...