Урок литературы по стихотворениям А.Блока в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Максимова Любовь Федоровна

Урок по творчеству Блока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_stikhotvoreniyam_a.bloka_v_5_klasse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по стихотворениям А.Блока в 5 классе.

Тема: « Блок – детям»

Цель: Создать условия для восприятия детьми стихотворения А.Блока.

Ход урока.

 

- Блока не надо и нельзя объяснять и стараться понять логически. Ему надо внимать, внимать музыке его стиха, и сквозь эту музыку понимание само придет, интуитивно.
Блок никогда не был отцом, и психология его детских стихов – это его собственные воспоминания о детстве, точнее, его перевоплощение в детское состояние души.

- Как вы засыпали в своем раннем детстве? Что вы помните? Какие образы представлялись вам перед сном от рассказов бабушки, мамы…?

Послушайте стихотворение А.Блока, самое яркое детское стихотворение, «Сны» (1912).

И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,
Раз-два, раз-два, раз!..
Идет конница... а няня
Тянет свой рассказ.

Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне... ах...!

Раз-два, раз-два! конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня.

За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит...

Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зеленый луч лампадки
Светит в очи ей.

Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены...

С кем там бьется всадник гневный,
Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей...

И сквозь дремные покровы
Стелются лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи.

Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? – Внемлю... Сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!

- Какие картины предстают перед вами?

Ребенок засыпает под нянину сказку, его воображение в полусне мешается с тем, что рассказывает няня, явь борется со сном, в кроватке так уютно, так сладко: «Сладко дремлется в кроватке»...

- Какой образ сопровождает ребенка в сон?

Засыпая, он слушает сказку и вглядывается в луч лампадки – его в сказке нет, – и этот луч проходит по всему стихотворению: «луч лампадки, как в тумане»... И «зеленый луч лампадки светит в очи ей» (царевне)...

- Кто спешит на помощь царевне в сказке?

В сказке то ли богатыри, то ли рыцари – «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку!

- Куда манит герой ребенка?

 «За моря, за океаны он манит и мчит, / В дымно-синие туманы, / Где царевна спит».

- Что видели вы, слушая сказки?

Так же как и Блок-ребенок видели воображаемые образы ( В дымно-синие туманы,
Где царевна спит...Спит в хрустальной, спит в кроватке Долгих сто ночей,)
 

- Сколько времени бьются  в сказке конники за царевну?

 С кем там бьется всадник гневный,
Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей...

- как завершается сказка?

 Сказка благополучно завершается, «О тюремные засовы / Звякают ключи».

-Как засыпает мальчик?

А мальчик засыпает: «И сквозь дремные покровы / Стелятся лучи... / Дремлешь? – Внемлю... Сплю...».

Каково его  последнее движение его души перед сном?

«Луч зеленый, луч лампадки, / Я тебя люблю!».

-Какое чувство испытывает ребенок, засыпая?

Любовь к лучу лампадки, ко всему на свете. Счастье детской души.

- Что вы можете добавить к восприятию этого стихотворения?

- Что вы знаете о Вербном воскресении?  Что является его символом? Послушайте стихотворение А.Блока «Вербочки»

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.

- О каком состоянии ребенка говорится в стихотворении?

В этом стихотворении сплав разных состояний – радости от прихода весны, от ожидания праздника, Вербного воскресенья, и детской веры в Бога и в церковные обряды, впитанные с молоком матери.

- Какая главная цель ребенка, несущего  веточку вербочки со свечкой?

Ребенок несет свечу из церкви домой, надо во что бы то ни стало донести ее до дому горящей, и он заклинает и дождь, и ветер не загасить ее: «Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня...».

- Каково значение данного обряда для ребенка?

Именно для детей в этом образе огромная привлекательность.

- В каком тоне написано стихотворение? Что помогает создать этот тон?

 Все стихотворение выдержано в умилительном детском уменьшительно-ласкательном тоне: свечечки и вербочки понесли домой; огонечки светятся; ветерок удаленький, дождик, дождик маленький. Да и мальчики и девочки – тоже ведь уменьшительно-ласкательные. Именно эта детская ласкательность, умиленность хорошо вписываются в этот весенний великопостный канун Вербного воскресенья.

- Каким настроением пронизано стихотворение?

Стихотворение пронизано весной, верой в Бога и желанием соблюсти этот любимый весенний обряд.

- Какие ассоциации связаны у вас с образом зайчика?  Что является его символом?

Зайчик – это одна из любимых детских игрушек. Мягкий, уютный, длинноухий. Недаром Степашка – любимый персонаж «Вечерней сказки для малышей».

- С какими трудностями встречается зайка в разное время года?Какие чувства вызывает зайчик осенью?

И во времена Блока – в начале прошедшего века – так было. И зайчика так жалко, когда осенью его одолевают разные беды!

Послушайте стихотворение А.Блока «Зайчик»

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать...

Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!

(1906)

 

- Какой зайчик в стихотворении А.Блока

Зайчик голодный («Всю капусту сняли, нечего
украсть»)
, ему холодно и мокро («Очень неприятно по воде ступать»; «Только б потеплее, только бы посуше»), ему «страшно в лапы волку серому попасть».

- Какие чувства вызывает зайчик в этом стихотворении?

Зайчик испытывает сплошные неприятности! И здесь все полно ласки и сочувствия зайчику, такому теплому, пушистому, беспомощному.

Вывод:

- Чем отличаются детские воспоминания А.Блока от ваших?

Задание на дом:

  1. Проанализировать стихотворение любого автора, посвященное детям.
  2. Написать свои ощущения или воспоминания от сказок перед сном.
  3.  Написать свое стихотворение или прозаический текст, подобный авторскому тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...

"Открой мои книги" (урок литературы по творчеству А.Блока"

Урок вводит учащихся во внуиренний мир одного из самых загадочных поэтов  начала 20 века  А.Блока, знакомит с понятием "символизм", подготавливает почву для восприятия темы "Блок и Россия"....

Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"

Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения –  фронтальная, индивидуальная...

Конспект проектного урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке...

Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе.

Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе....

конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.

Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...