Н.С. Гумилев. Поэзия и судьба.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Рассказать о сложной судьбе самого «непрочитанного» поэта серебряного века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1._hudozhestvennyy_mir_a.i._kuprina._rasskaz_granatovyy_braslet.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература. 11 класс
Урок №1
Тема урока: Художественный мир А.И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет».
Цель урока:1. Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.
2. Развивать филологическое мышление учащихся.
3. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство.
Оборудование: презентация, грамзапись Бетховена.
Эпиграф: Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви. (А. И.Куприн. Из письма к Ф.Батюшкову)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Выдающийся русский писатель А.И. Куприн родился 26 августа 1870 года в маленьком уездном городке Наровчат. Куприн хорошо знал жизнь во всех ее проявлениях. Пройдя сложный жизненный путь от строевого офицера до известного писателя он, как никто другой, тонко чувствовал человеческую натуру. Умел разглядеть прекрасное в обыденном, возвышенное в низменном. Замечательный рассказчик с тонким чувством юмора, Куприн был прекрасным охотником, разбирался в собаках и лошадях. Был физически развит. Занимался борьбой и боксом. Жизнь заставила его освоить множество профессий: репортера, портового грузчика, актера театра, землемера. Весь свой жизненный опыт, множество мелких деталей он перенес на страницы произведений.
Куприн подымался в воздух (на воздушном шаре и аэроплане), спускался под воду, ловил рыбу с балаклавскими рыбаками. Был два раза женат. Страстно хотел сына, но судьба подарила ему только двух дочерей. Революция, эмиграция, тоска по родине. Возвращение. Великий писатель. Автор, под страстным пером которого родились волнующие и таинственные образы женщин и мужчин, способных на великое чувство любви. Среди лучших – Олеся, Суламифь, библейский царь Давид, маленький телеграфист Желтков.
Рассказ "Гранатовый браслет", написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества - любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из второй сонаты Бетховена. В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.
Вот как об этом вспоминает сам Л.Любимов: «В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница, - пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно». Л. Любимов. На чужбине, 1963.
- Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? Передайте (кратко) содержание повести «Гранатовый браслет».
II. Беседа по содержанию рассказа.
- Где разворачиваются события? Время года? Почему именно осень? Сколько глав в произведении? Повторяется ли где–нибудь в тексте эта же цифра?
- С чего начинается повесть? Прочитайте пейзажную зарисовку.
- Какую роль играет в произведении первая глава?
- Какое настроение создает пейзаж?
(Первая глава является вступлением. Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».
Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства.)
- Как состояние в природе перекликается с состоянием души главной героини? Найдите и прочитайте описание осеннего сада.
- Что предшествует этому описанию? (Ему предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»)
- Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?
- Какую цель преследовал автор?
(Показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна ... любезна, независима и царственно спокойна».)
- Когда происходит завязка действия? В день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?
(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г. С.Ж., а еще у Веры появилось предчувствие чего-то неприятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры.)
- В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шейных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закралась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей было 13. «Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.
- Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее?
- Как на этом фоне выглядит подарок Желткова?
(Подарок Желткова - "золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами" браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вера приходит в голову: "Точно кровь!" - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность. Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)
- Что мы узнали о браслете из письма Желткова?
(«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)
- Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?
- Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?
- Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шеиных. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава).
- Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?
- Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
- Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа?
(Аносов о Васе.)
- Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом!)
- Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?
- Как он рассуждает о любви?
(Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. "Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!" - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"?... Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!" Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: "может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины").
III. Итоговые вопросы
- Как изображается автором Желтков и его любовь? Действительно ли это такая любовь, о которой говорит генерал Аносов?
- Прослушайте начало сонаты Бетховена.
- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая "большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет". Герои "любили друг друга только одно мгновение, но навеки".
И еще. Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.): "Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!".
Звучит мелодия второй сонаты Бетховена.
Домашнее задание: подготовиться к викторине по тексту «Гранатового браслета».
Задание на дом: стр.88-91, 100-104; прочитать повесть А.И.Куприна «Олеся».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).
ППоэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...
"Я говорю с тобой из Ленинграда"( Судьба и поэзия О.Бергольц)
Литературно-музыкальная композиция к 100-летию Ольги Берггольц посвящается…«Я говорю с тобой из Ленинграда» ( Судьба и поэзия Ольги Берггольц)....
Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа
Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.(2 часа, 11 класс) Оформление урока: на каждой парте комплекты стихотворений поэтов, с небольшим комментарием, включающие историю создания произвед...
Былинные мотивы в русской поэзии ( Николай Степанович Гумилев. Баллада « Змей». Дмитрий Борисович Кедрин. «Князь Василько Ростовский»).
Многие поколения русских поэтов использовали былинные мотивы в своем творчестве. При этом авторы, безусловно, знали, что былина – фольклорный жанр, поэтому ни один из них не п...
Технологическая карта урока «Н. С. Гумилёв. Поэзия и судьба»
Урок литературы был проведён в 11 классе по УМК С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Согласно рабочей программе тема урока «Н. С. Гумилёв. Поэзия и судьба» Цель...
Поэзия и судьба И.А. Бродского. Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение)
Маршрутный лист дистанционного урока...