Былинные мотивы в русской поэзии ( Николай Степанович Гумилев. Баллада « Змей». Дмитрий Борисович Кедрин. «Князь Василько Ростовский»).
план-конспект урока (6 класс) на тему
Многие поколения русских поэтов использовали былинные мотивы в своем творчестве. При этом авторы, безусловно, знали, что былина – фольклорный жанр, поэтому ни один из них не пытался создать литературную былину. Да и зачем? Ведь в их распоряжении уже был поэтический жанр, прекрасно передающий особенности народного поэтического взгляда на мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bylinnye_motivy_v_russkoy_poezii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспекта урока
Былинные мотивы в русской поэзии ( Николай Степанович Гумилев. Баллада « Змей». Дмитрий Борисович Кедрин. «Князь Василько Ростовский»).
Учебно-методический комплекс по литературе для 5–9 классов М. Б. Ладыгина и др.
6 класс
Учитель Кудрявцева Н.В.
Человеку никак нельзя жить без
родины, как нельзя жить без сердца.
К.Г. Паустовский
Цели : 1. учить анализировать лирическое произведение.
2. расширить представление о жанрах "баллада" и "былина",
выявить черты сходства и различия жанров.
3. обогатить нравственный мир школьников, формировать чувство
патриотизма.
4. пробудить в школьниках эстетические переживания, связанные с
восприятием поэзии, живописи.
Тип урока: урок - исследование.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, портреты Д.Б. Кедрина, Н.С. Гумилева, толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход урока:
1.Литературоведческая разминка. (1вариант: былина, антитеза, метафора, рифма, градация; 2 вариант: баллада, эпитет, пейзаж, сравнение, диалог).
2.Переход к формулировке темы урока и его цели.
- Обоснуйте выбор терминов для литературоведческой разминки.
- Дайте определение жанрам « былина», «баллада». Что их объединяет?
3. Слово учителя.
Многие поколения русских поэтов использовали былинные мотивы в своем творчестве. При этом авторы, безусловно, знали, что былина – фольклорный жанр, поэтому ни один из них не пытался создать литературную былину. Да и зачем? Ведь в их распоряжении уже был поэтический жанр, прекрасно передающий особенности народного поэтического взгляда на мир. Догадались, о каком жанре идет речь? (Баллада). Литературная баллада легко справилась с новой нагрузкой, не утратив характерных жанровых черт, но расширив свой художественный мир за счет былинных мотивов.
Сегодня на уроке мы постараемся найти эти мотивы в жанре баллады.
4.Н. С. Гумилев. Баллада «Змей». Выразительное чтение наизусть.
5.Аналитическая беседа по тексту.
- Какие картины возникли в вашем воображении при чтении баллады?
- Вспомните, в каких былинах встречается Змей? («Добрыня и Змей »,
«Алеша Попович и Тугарин »).
- Каким предстает Змей в былинах? (Звучит фрагмент из былины).
- Какие тропы и фигуры использует Н.С. Гумилев, создавая образ Змея? (Эпитеты, градация, аллитерация - примеры).
- Какой образ помогают создать такие изобразительно- выразительные средства?
- В каких строчках звучит лирическая оценка этого персонажа?
- Какова авторская позиция?
6.Историческая справка: татаро-монгольское иго, Золотая Орда.
7.Работа со словарем Ожегова: лексическое значение слова «иго».
Соотносим образ Змея с врагом, поработителем.
-Назовите элементы композиции баллады. Обратимся к одному из них – диалогу. (Чтение диалога из баллады). В словах Змея звучит восхищение красотой русских красавиц. Но затем это чувство сменяется другим – отчаянием.
Лексическое значение слова «отчаяние».
-Чем вызвано такое состояние хищного Змея? Что доводит его до отчаяния?
-Почему умирают русские красавицы?
( Предпочитают смерть жизни в неволе, вдали от Родины).
8. Работа с серией палехских миниатюр «Битвы предков».
( Образ родной земли, Руси-матушки, всегда находился в центре былин. Былинная Русь – это широкое раздолье, необозримые просторы чистых полей, сливающихся с небом. И если на просторах Родины бесчинствовали враги, на защиту её поднимались русские богатыри – люди необыкновенного мужества, силы, благородства).
- Как мотив богатырства раскрывается в балладе ?
( Богатырь Вольга вступает в скрытый диалог с хищным Змеем.)
- Почему диалог скрытый? ( Змей произносит монолог, а Вольга лишь «поглядывает хмуро»).
9.Работа в группах. Задание:
- Представьте, что мог бы сказать и сделать Вольга в ответ на монолог Змея?
(На слова ответит делом – готов выступить на защиту родной земли и победить врага).
10. Слово учителя.
- К жанру баллады обращался и Дмитрий Борисович Кедрин, поэт первой половины 20 века. Красота души русского человека, красота дел, творимых им,- вот что находило воплощение почти во всех его стихотворениях. Тому подтверждение баллада «Князь Василько Ростовский». В основу баллады положены исторические факты: пленение и героическая смерть Ростовского князя Василька.
11. Д.Б. Кедрин. Баллада « Князь Василько Ростовский». Выразительное чтение наизусть.
12. Индивидуальный ответ. Ростовская финифть «Мученическая смерть князя Василька», « Алёша Попович и княжич Василько»: история сюжета.
13. Работа в группах с текстом. Задание:
- Охарактеризуйте князя, докажите его сходство с былинными богатырями.
- В ваших ответах часто звучат эпитеты «отважный», «бесстрашный». В чём основа «бесстрашия» Василька? (Он не завоеватель, он – защитник. За ним – Русская земля, он ощущает её материнскую любовь. Князь Василько – патриот, настоящий сын своего Отечества)
- Какое лирическое чувство является главным в балладе? ( Любовь к Родине).
14. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы работали с жанром баллады, размышляли над содержанием, отмечали художественные особенности, стремясь выявить те черты, которые сближают литературную балладу с фольклорным жанром – былиной. Какая мысль объединяет все произведения, о которых мы говорили на уроке? ( Чувство патриотизма).
15. Домашнее задание.
-« Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности».Как связаны слова учёного- литературоведа Д.С. Лихачёва с темой нашего урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе "Роль маски в жизни и творчестве Николая Степановича Гумилёва"
О Николае Степановиче Гумилеве остались противоречивые воспиминания современников. Одни считали его высокомерным, другие добрым и щедрым. Поэт в стихотворениях примерил не мало масок: пирата, бродяги,...
Открытый урок русской литературы по теме "Поэзия Николая Заболоцкого"
Презентация жизни и творчества замечательного русского поэта Николая Заболоцкого и анализ его стихотворений. Интерпретация лирики поэта....
"Николай Степанович Гумилев."
биография...
Былины - богатырский эпос русского народа. Былины "На заставе богатырской", "Три поездки Ильи Муромца"
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из эти...
Дмитрий Борисович Кабалевский
Презентация к уроку в 3 классе. Знакомство с композитором Кабалевским....
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Дмитрий Борисович Кабалевский.
Конспект урока музыки для 7 класса...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Своеобразие лирики Николая Степановича Гумилёва»
Лирика Николая Гумилева экзотична, полна красок неведомых стран. Сам поэт много путешествовал и пытался передать увиденное им через творчество, создавая неповторимые образы далекого юга. О...