А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Савостикова Анна Борисовна

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. А. С. Пушкин. Стихотворение «К няне»

Тема урока: А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.

Цели урока:  знакомство с А. С. Пушкиным, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ стихотворения « К няне».

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  эмпатии.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  изобразительное искусство, история.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
  2. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

Приложения: презентация к уроку, книга памяти А. С. Пушкина, оценочный лист.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savostikova_a._b.rar1004.83 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

составила Савостикова Анна Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия № 39 им. Ф. Шиллера

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. А. С. Пушкин. Стихотворение «К няне»

Тема урока: А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.

Цели урока:  знакомство с А. С. Пушкиным, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ стихотворения « К няне».

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  эмпатии.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  изобразительное искусство, история.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
  2. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

Приложения: презентация к уроку, книга памяти А. С. Пушкина, оценочный лист.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотрите, какой чудесный день за окном, чем он чудесен? Где и когда мы встречаемся с чудесами?

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Коллективная

регулятивные: саморегуляция

В каком изученном нами произведении, иллюстрацию к которому мы видим на слайде, мы встречались с чудесами?

Актуализация знаний

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации..

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос: кто из писателей так же, как и В. А. Жуковский, обращался к  сюжету о мертвой царевне?

Скажите, творчество какого писателя мы будем сегодня изучать?

Дополните фразу: «Для меня А. С. Пушкин – это….»

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание:  Прочитайте внимательно письмо А. С. Пушкина Как вы думаете, кому оно адресовано? Предположите, посвящал ли поэт этому человеку свои стихотворения, и аргументируйте свой ответ.

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Ставят цели урока, исходя из темы.

.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Работа в группах

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Организация работы в группах.

Вспомните правила работы в группах.

Организация самооценки учащимися на уроке.

В ходе вашей работы заполните оценочные листы, лежащие перед вами по предлагаемым критериям.

Координация выполнения коллективного проекта.

Ребята, мы на уроке создадим совместными усилиями книгу памяти знаменитого поэта.

Отвечают на вопросы учителя.

А) работа с учебником

Группа биографов заполнит пропуски на листе, где излагаются краткие сведения о жизни и творчестве знаменитого поэта и писателя, используя статью в учебнике.

Групповая работа. 

Аналитическое чтение статьи в учебнике.

Б)работа в сети интернет

В)работа со словарем

Группа литературоведов, поработав в сети интернет, даст определения терминам, составив тем самым литературоведческий словарик к этому стихотворению.

Группа историков, используя толковый словарь, даст определения историческим реалиям поэта.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Работа со словарем.

  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физкультурная минутка «Ах, эти сказки! »

Передавайте друг другу волшебный клубочек и при этом любую известную вам сказку.

Активно выполняют задание.

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

Работа с текстом басни.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина

 « К няне». Во время чтения мной этого стихотворения, постарайтесь определить, каким настроением проникнуто это произведение.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Учитель выразительно читает стихотворение.

Внимательно слушают выразительное чтение учителя, готовятся давать развёрнутые ответы на вопросы.

2.Ответ на проблемные вопросы.

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта

Вопросы на слайде:

1. Как А. С. Пушкин называет свою няню и почему?
2.Найдите эпитеты в стихотворении, объясните, почему именно их использует поэт.
3.Как вы понимаете значение слов: «горюешь», «теснят»?

Дают развёрнутые ответы.

Аналитический анализ двух редакций стихотворения.

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта

Сравните две редакции этого стихотворения, почему А. С. Пушкин внес коррективы, чего он хотел этим добиться?

Дают развёрнутые ответы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Анализ стихотворения по плану.

Самостоятельная работа и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организация анализа стихотворения по представленному на слайде плану с включением предложенным речевых оборотов.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание сиквейна на стихотворение « К няне»

Выразительное чтение стихотворения (как результат анализа произведения)

2.Самооценка

Самоанализ

Взаимоанализ.

Анализ работы учащихся.

Собирание листков самооценки.

Оцените работу одноклассника. Аргументируйте свой ответ.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра.

Почему А. С. Пушкин поэтизирует образ няни в своем творчестве?

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Продолжите фразу: « Для меня А. С. Пушкин – это…»

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Няня А.С.Пушкина – к 250-летию Арины Родионовны" классный час

Материал этого внеклассного мероприятия посвящен Арине Родионовне – няне Пушкина....

Урок по литературе на тему: "Две бабушки поэта (Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758-1828))"

Урок по литературе на тему: "Две бабушки поэта (Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758-1828))"...

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне"

Данная работа позволяет провести первый урок по творчеству А.С. Пушкина в 5 классе. В работе предлагается интересный прием изучения стихотворения "Няне" - подготовка к экранизации стихотворения....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме " А. С. Пушкин и Арина Родионовна"

Когда на уроке присутствует демонстрационный материал, особенно, если это урок литературы, учащимися материал воспринимается лучше. С интересом дети воспринимают информацию, которую им предоставляет у...

А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

Цель: ·         познакомить  ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начал...

Конспект урока по литературе в 5 классе. «А.С.Пушкин. «Друг бесценный поэта» - Арина Родионовна»

Конспект урока по литературе для учащихся 5 класса. Первый урок при изучении творчества А.С.Пушкина....

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...