А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. А. С. Пушкин. Стихотворение «К няне»
Тема урока: А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.
Цели урока: знакомство с А. С. Пушкиным, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ стихотворения « К няне».
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие эмпатии.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история.
Ресурсы сети Интернет:
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
- Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
Приложения: презентация к уроку, книга памяти А. С. Пушкина, оценочный лист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savostikova_a._b.rar | 1004.83 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
составила Савостикова Анна Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия № 39 им. Ф. Шиллера
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. А. С. Пушкин. Стихотворение «К няне»
Тема урока: А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.
Цели урока: знакомство с А. С. Пушкиным, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ стихотворения « К няне».
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие эмпатии.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история.
Ресурсы сети Интернет:
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
- Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
Приложения: презентация к уроку, книга памяти А. С. Пушкина, оценочный лист.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотрите, какой чудесный день за окном, чем он чудесен? Где и когда мы встречаемся с чудесами? | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Сквозной элемент урока | Коллективная | регулятивные: саморегуляция | В каком изученном нами произведении, иллюстрацию к которому мы видим на слайде, мы встречались с чудесами? | Актуализация знаний |
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.. регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: кто из писателей так же, как и В. А. Жуковский, обращался к сюжету о мертвой царевне? Скажите, творчество какого писателя мы будем сегодня изучать? Дополните фразу: «Для меня А. С. Пушкин – это….» | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. |
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Прочитайте внимательно письмо А. С. Пушкина Как вы думаете, кому оно адресовано? Предположите, посвящал ли поэт этому человеку свои стихотворения, и аргументируйте свой ответ. Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Ставят цели урока, исходя из темы. . |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||
1.Работа в группах | Словесный, познавательный, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | Организация работы в группах. Вспомните правила работы в группах. Организация самооценки учащимися на уроке. В ходе вашей работы заполните оценочные листы, лежащие перед вами по предлагаемым критериям. Координация выполнения коллективного проекта. Ребята, мы на уроке создадим совместными усилиями книгу памяти знаменитого поэта. | Отвечают на вопросы учителя. |
А) работа с учебником | Группа биографов заполнит пропуски на листе, где излагаются краткие сведения о жизни и творчестве знаменитого поэта и писателя, используя статью в учебнике. | Групповая работа. Аналитическое чтение статьи в учебнике. | ||
Б)работа в сети интернет В)работа со словарем | Группа литературоведов, поработав в сети интернет, даст определения терминам, составив тем самым литературоведческий словарик к этому стихотворению. Группа историков, используя толковый словарь, даст определения историческим реалиям поэта. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Работа со словарем. | ||
| личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. | Физкультурная минутка «Ах, эти сказки! » Передавайте друг другу волшебный клубочек и при этом любую известную вам сказку. | Активно выполняют задание. | |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
Работа с текстом басни. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина « К няне». Во время чтения мной этого стихотворения, постарайтесь определить, каким настроением проникнуто это произведение. | Отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. |
1. Выразительное чтение стихотворения учителем. | Учитель выразительно читает стихотворение. | Внимательно слушают выразительное чтение учителя, готовятся давать развёрнутые ответы на вопросы. | ||
2.Ответ на проблемные вопросы. | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта Вопросы на слайде: 1. Как А. С. Пушкин называет свою няню и почему? | Дают развёрнутые ответы. | ||
Аналитический анализ двух редакций стихотворения. | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта Сравните две редакции этого стихотворения, почему А. С. Пушкин внес коррективы, чего он хотел этим добиться? | Дают развёрнутые ответы. | ||
Этап 5. Закрепление полученных знаний | ||||
Анализ стихотворения по плану. | Самостоятельная работа и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач | Организация анализа стихотворения по представленному на слайде плану с включением предложенным речевых оборотов. | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. |
Этап 6. Подведение итогов урока | ||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Самостоятельное написание сиквейна на стихотворение « К няне» Выразительное чтение стихотворения (как результат анализа произведения) |
2.Самооценка | Самоанализ Взаимоанализ. | Анализ работы учащихся. Собирание листков самооценки. Оцените работу одноклассника. Аргументируйте свой ответ. | Самооценка работы на уроке. | |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Почему А. С. Пушкин поэтизирует образ няни в своем творчестве? 2. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | Записывают задания в дневники. | |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Продолжите фразу: « Для меня А. С. Пушкин – это…» Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Няня А.С.Пушкина – к 250-летию Арины Родионовны" классный час
Материал этого внеклассного мероприятия посвящен Арине Родионовне – няне Пушкина....
Урок по литературе на тему: "Две бабушки поэта (Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758-1828))"
Урок по литературе на тему: "Две бабушки поэта (Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758-1828))"...
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне"
Данная работа позволяет провести первый урок по творчеству А.С. Пушкина в 5 классе. В работе предлагается интересный прием изучения стихотворения "Няне" - подготовка к экранизации стихотворения....
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме " А. С. Пушкин и Арина Родионовна"
Когда на уроке присутствует демонстрационный материал, особенно, если это урок литературы, учащимися материал воспринимается лучше. С интересом дети воспринимают информацию, которую им предоставляет у...
А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».
Цель: · познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начал...
Конспект урока по литературе в 5 классе. «А.С.Пушкин. «Друг бесценный поэта» - Арина Родионовна»
Конспект урока по литературе для учащихся 5 класса. Первый урок при изучении творчества А.С.Пушкина....
Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»
Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...