Урок по литературе на тему: "Две бабушки поэта (Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758-1828))"
план-конспект урока по литературе по теме

Ляпина Татьяна Евгеньевна

Урок по литературе на тему: "Две бабушки поэта (Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758-1828))"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 6_klass.zip117.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Две бабушки поэта

(Мария  Алексеевна  Ганнибал  (1745-1818)

и няня  Арина  Родионовна  Яковлева (1758-1828))»

МБОУ СОШ с. Талица

учитель: Ляпина Т.Е.

1. А.С. Пушкин. Послание к Юдину (1815), Сон (1816), Наперсница волшебной старины (1822), Няне (1826), Зимний вечер (1826).

2. Н.М. Языков. К няне Пушкина (1827), На смерть няни Пушкина (1830).
3. Саша Черный.
 Няня Пушкина.

4. И.И. Пущин. Записки о Пушкине.

1. Няня, Арина Родионовна. ХIХ в. Репродукция портрета работы В.М. Максимова.

2. Арина  Родионовна. 1840 г. Репродукция  барельефа   Я.П. Серякова.

3. Н.Ге. «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Репродукция.

4. «Приют, сияньем муз одетый». Музей «Пушкинский заповедник».

1. Дать наиболее полное представление о двух женщинах, бабушках поэта, сыгравших значительную роль в становлении Пушкина — поэта и человека.
2. На примере взаимоотношений Пушкина с М.А. Ганнибал и А.Р. Яковлевой воспитывать в учащихся «чувства добрые», уважение к старшему поколению.
3. Обучать умению сравнивать и сопоставлять  произведения разных поэтов на одну тему, находить в них общее и различное.

4. Совершенствовать навык анализа поэтического произведения.

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа,  анализ стихотворений  А.С.Пушкина,  сравнительно-сопоставительный  анализ  стихотворений  А.Пушкина  и  Н.Языкова, выразительное  чтение  стихотворений.

В жизни А.С. Пушкина были две русские женщины, две бабушки, которые своей горячей любовью, преданностью и заботливостью в отношении поэта заслужили благодарную память в сердцах потомков. Это Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина по линии матери, и няня поэта — Арина Родионовна Яковлева.

В семействе Пушкиных перебывало множество иностранных гувернеров и гувернанток - по моде того времени. Но русскому языку, русской культуре будущего поэта учили Мария Алексеевна и Арина Родионовна.

Мария Алексеевна выросла в глуши, в Тамбовской губернии. Может быть, потому ее и не обучали иностранным языкам, но русский она знала хорошо. Впоследствии она обучала родному языку своего старшего внука Александра. Мария Алексеевна была женой Осипа Абрамовича Ганнибала, но судьба обошлась с ней жестоко. Муж бросил ее с маленькой дочерью, будущей матерью Пушкина. Когда Надежда Осиповна Ганнибал выросла и вышла замуж. Мария Алексеевна перебралась в ее дом присматривать за хозяйством и внуками.

По воспоминаниям  Е.П. Яньковой, Мария Алексеевна была очень умной, дельной  и рассудительной женщиной, она умела дом вести как следует, занималась много с детьми: принимала к ним мамзелей и учителей и сама учила. Внука своего, Сашу, больше других любила, но и журила порядком: «Ведь экой шалун ты какой, помяни ты мое слово, не сносить тебе своей головы».

В 1805 году Мария Алексеевна купила   подмосковное село Захарово (Захарьино), и семейство Пушкиных ездило туда каждое лето до  1810 года. Вечерами  бабушка  рассказывала  внукам  о  своих  предках, об  арапе  Петра  Великого, о  ее  дедушке  Ржевском, к  которому  когда-то  приезжал  сам  Петр I.

Надежда  Осиповна  Пушкина. (Ксавье де Местр, 1800-е гг.)

Когда Пушкин покинул родительский дом, уехав на шесть лет учиться в Царскосельский лицей, бабушка писала ему письма, языком которых восхищался Антон Дельвиг, лицейский друг поэта. Село Захарово, его окрестности, русская природа, неторопливые бабушкины рассказы оставили глубокий след в душе поэта. Находясь в Лицее, он вдохновенно описал в стихотворении «Послание к Юдину» (Павел Юдин — лицейский товарищ) любимый его сердцу уголок.

Послушайте эти строки (учитель читает отрывок со слов: «Мне часто видится мое селенье, мое Захарово…».

Вопросы:

  1. Какую картину вы представляете, слушая эти строки?
  2.  Каким чувством проникнуты стихи?
  3. Почему Пушкин вспоминает Захарово? Чем оно ему дорого?

В 1831 г., перед женитьбой, Пушкин побывал в Захарове, и Марья, дочь Арины Родионовны, угощала его яичницей. По воспоминаниям Марьи, пока она готовила завтрак, Пушкин обежал рощу, все места детства и грустно сказал: «Все наше порушилось. Все поломали, все заросло…». Пушкина всегда тянуло к родным местам, они волновали его, пробуждали воспоминания.

К сожалению, ни одно изображение Марии Алексеевны Ганнибал не сохранилось, но Пушкин оставил нам поэтический портрет своей бабушки. (Учитель читает отрывок из стихотворения «Сон» со слов: «Но детских лет люблю воспоминанье…»).

Вопросы:

  1. Попробуйте представить себе бабушку поэта. Что можно сказать о ее внешности? Попытайтесь создать ее портрет.
  2. Чем она похожа на всех бабушек? А чем отличается?

Став взрослым человеком, Пушкин вновь благодарно вспомнит о ней в стихотворении «Наперсница волшебной старины». (Учитель читает стихотворение, предварительно  объяснив значение слова наперсница.)

  1. Почему уже 23-летним поэт вновь обращается к образу любимой бабушки?
  2. Как дополняет это стихотворение наше представление о Марии Алексеевне?
    Подумайте, какую роль сыграла бабушка в жизни А.С. Пушкина.

А теперь обратимся к той женщине, которая собрала о себе почтительные и восторженные отклики и Пушкина, и его друзей-современников. Это Арина Родионовна Яковлева.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке — Арине Родионовне. Как вы думаете: почему?

Послушайте, как сказал Аксаков: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника — это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Арина Родионовна Яковлева была крепостной крестьянкой, принадлежавшей деду Пушкина, Осипу Абрамовичу Ганнибалу, и бабушке Марии Алексеевне. В 1799 году, в год рождения поэта, получила вольную, но не пожелала ей воспользоваться и до конца жизни оставалась в семье Пушкиных.

Если Мария Алексеевна рассказывала внуку истории из далекой старины, то няня была необыкновенной сказочницей, которую Пушкин всегда слушал с восторгом и замиранием сердца. На долю обеих бабушек выпала счастливая судьба привить маленькому Пушкину любовь и вкус ко всему родному, русскому, когда кругом и думали, и говорили по-французски.

Об удивительных отношениях Арины  Родионовны   и поэта сохранился рассказ кучера Петра Парфенова: «Как только Пушкин вставал, бежал к няне и спрашивал: “Здорова ли, мама?”. Он  все  ее  “мамой”  называл. А  она  ему, бывало, эдак  нараспев: “Батюшко, за  что  же  ты  меня  все  мамой  зовешь? Какая  я  тебе  мать?”.  И  уж  чуть  старуха  занеможет  там, что  ли, он  уж  все  за  ней».

Арина Родионовна делила с Пушкиным дни его изгнания в Михайловском, являясь его всегдашней подругой, горько тосковавшей о своем любимце после его отъезда в Москву. Поэт платил ей такой же любовью, В одном из писем, отправленном из Михайловского, он признавался: «Вечерами слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно». Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных песен и былин, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны. Няня знала очень много русских народных сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведенную тетрадь.

По воспоминаниям современника, была Арина Родионовна лицом полная, вся седая, чрезвычайно почтенная старушка. Она нежно и глубоко любила своего «неуимчивого, любезного друга», не стесняясь обращаться к нему, когда следовало, со словом укоризны и неизменно тревожась о нем преданным сердцем.

В числе других важных или дорогих для него писем поэт берег и хранил записки от старой няни. Прочтем одну их них, написанную около 1826 года, и постараемся услышать голос этой замечательной женщины: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, забуду вас. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться. Прощай, мой батюшко Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила — поживи, дружочек, хорошенько, — самому слюбится. Я, слава Богу, здорова — целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Каким чудным ответом на это письмо служит стихотворение Пушкина  «Няне»!

Чтение  стихотворения  и  анализ:

  1. Каким чувством проникнуто стихотворение?
  2.  Как поэт обращается к няне?
  3. Почему он называет ее подруга дней моих суровых? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
  4. Как нарисован здесь образ няни? Есть ли в нем детали, характеризующие внешность Арины Родионовны?
  5. Почему няня грустит и горюет? В каких строках говорится об одинокой ее жизни? Какие выразительные средства использовал здесь поэт?
  6. В каких словах особенно откровенно выражено чувство любви Пушкина к няне?
  7. Каков общий пафос этого послания?

Стихотворение «К няне» осталось незавершенным. Оно обрывается на строчке «То чудится тебе…». Как вы думаете, что могло чудиться Арине  Родионовне  в ее одиноком домике?

Это стихотворение очень созвучно другому   пушкинскому  творению — «Зимний вечер». Вы сейчас услышите его. Подумайте: оба стихотворения написаны на одну тему? Сможете ли вы определить: чем они близки, а чем различаются?
Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.

Беседа по вопросам:

  1. Каким  предстает образ поэта в Михайловском долгими зимними вечерами?
  2.  Какими языковыми средствами передаются в стихотворении вой ветра и другие звуки зимнего вечера?
  3.  Испытывали ли вы чувства, подобные пушкинским? Бывает ли вам грустно зимними вечерами?
  4.  Можно ли назвать это стихотворение биографическим?

Общение с няней скрашивало одиночество Пушкина, ее рассказы влияли на творческие замыслы поэта. Ведь это она, Арина Родионовна, стала прототипом няни Татьяны Лариной - Филипьевны. С этой героиней мы встретимся, когда будем изучать роман в стихах «Евгений Онегин». Еще раз Пушкин вспомнит свою няню, когда будет создавать образ Орины Егоровны — няни Владимира Дубровского. Увидим мы знакомые черты и в образе няни в трагедии  «Борис Годунов».

Арину Родионовну знали близкие друзья поэта. Иван Иванович Пущин, лицейский друг, вспоминая о своем приезде в Михайловское 11 января 1825 года, писал: «Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга... Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась  обнимать. Я  тотчас  догадался, что  это  добрая  его  няня, столько  раз  им  воспетая, и  чуть  не  задушил  ее  в  объятьях…».

                                                                                                                                                   

   Пушкин – лицеист                                                                             А.Р.Яковлева                    

    (В.А.Фавроский.                                                                          (Барельеф Я.Серякова.

          1935 г.)                                                                                               1840-е гг.)                                        

Демонстрация репродукции картины Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Какой предстает перед нами няня? А какой ее представляли себе вы?

Души не чая в своем питомце, няня пыталась сделать что-то доброе и для его друзей. Когда, например, весной 1826 г. в Михайловское приехал Н.Языков, поэт и друг Пушкина, то она подарила ему деревянную шкатулку (ларец), которую  по  ее просьбе смастерил деревенский умелец. Сейчас эта единственная дошедшая до нас подлинная вещь Арины Родионовны хранится в дмике няни в Михайловском. Николай Михайлович  Языков посвятил няне Пушкина два стихотворения. Одно из них – «К няне Пушкина».

Чтение отрывка из него со слов «Свет Родиона, забуду ли тебя?».

Давайте попробуем сопоставить два стихотворения разных поэтов на одну тему: « К няне Пушкина» Н.Языкова и «Няне» А.Пушкина.

Вопросы:

  1. Какое стихотворение  вам  понравилось  больше? Почему?
  2. Одинаково или по-разному рисуют поэты образ Арины Родионовны?
  3. Можно ли сказать, что стихотворение Языкова, написанное позднее пушкинского, добавляет новые штрихи к образу няни?
  4. Стихотворение Пушкина отличается лаконизмом, душевной теплотой, простотой образных средств. А какие художественные средства выразительности использует Языков?

Когда  Пушкина срочно вызвал из Михайловского новый царь, Николай I, разлуку со своим любимцем Арина Родионовна переживала  очень  тяжело. Дворовый Пушкиных  Петр  вспоминал, что она   «растужилась, навзрыд плачет».

Получив долгожданную свободу осенью 1826 г., Пушкин вновь едет в Михайловское. В письме к своему другу П.Вяземскому он пишет:
«Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости...». Нетрудно догадаться, чье сердце хотела умилить
 Арина Родионовна и чью свирепость укротить. Она молила Николая о милости к Пушкину.

Летом 1828 г. в Петербурге, в доме сестры Пушкина Ольги, Арина Родионовна умерла. Место погребения ее осталось неизвестным. Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновнюю любовь и преданность Пушкина. В его рукописях рядом со стихотворениями «Предчувствие» и «Волненьем жизни утомленный» мы видим два нарисованных портрета. На одном — девушка с заплетенной косой и повязкой на голове, на другом — старушка в повойнике. (Повойник — старинный головной убор русских крестьянок — платок, обвязанный вокруг уже покрытой головы, или старинный русский головной убор замужних женщин в виде легкой мягкой шапочки.) Возможно, так Пушкин оплакивал свою няню, размышляя над ее жизнью и судьбой. Н.Языков тоже откликнулся на смерть няни.

Чтение отрывка со слов «Ты не умрешь в воспоминаньях о светлой юности моей...».

Какой след оставила няня Пушкина в душе Н.Языкова? Можно ли назвать это стихотворение эпитафией?

По воспоминаниям современницы А.С. Пушкина А.О. Смирновой, приближенной Николая I, «государь говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне. (Она тогда умерла, и поэт очень жалел ее.) Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и о старой няне. Государь просил Пушкина прочесть их, потом сказал: «Какие восхитительные, мелодичные стихи!».

А закончить рассказ об Арине Родионовне я хочу строчками поэта начала ХХ века Саши Черного  «Няня Пушкина». (Чтение стихотворения  «На стареньком диване у мерзлого окна...».)

Домашнее задание

1. Подумайте над вопросом: за что потомки должны быть вечно благодарны двум русским женщинам — Марии Алексеевне Ганнибал и Арине Родионовне Яковлевой?
2. Расскажите о своей бабушке. Чем она замечательна для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"

Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....