Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ходкова Татьяна Александровна

Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества

Класс: 5

Форма проведения: творческая мастерская

Методы: проблемно-поисковый, диалогический

Цель: - расширить знания о творческой биографии А. С. Пушкина.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных этических и нравственных понятий, раскрытие роли няни Арины Родионовны в жизни и творчестве А. С. Пушкина, выявление особенностей стиля автора.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения анализировать текст, построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), развитие интереса к чтению, воспитание позитивного восприятия себя и окружающих; развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • познакомиться с жанром дружеского послания в творчестве А. С. Пушкина;
  • прочитать и проанализировать стихотворение А. С. Пушкина «Няне»;
  • получить представление о роли няни Арины Родионовны в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Обучающие: продолжить работу по формированию умения анализировать текст путём включения учащихся в исследовательскую работу.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Воспитательные:

- формировать гуманное отношение к людям;

- содействовать развитию умения общаться между собой;

- помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности, соотнесение своей части работы с общим замыслом

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение        речевого высказывания в устной форме

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина
  • текст стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
  • текст – биография Арины Родионовны
  • карточки с заданием
  • рабочие листы обучающихся к уроку
  • компьютер
  • экран
  • презентация урока
  • платформа РЭШ

Методические приёмы:

  • беседа с элементами диспута
  • художественное чтение произведения, сопровождаемое показом презентации
  • исследование
  • аналитическая беседа
  • составление схемы
  • использование компьютерных технологий
  • индивидуальное творческое задание
  • групповая работа
  • комментированное чтение
  • комбинированное чтение
  • музыкальное сопровождение
Ход урока

1. Организация начала урока

- Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что я очень  рада вас всех видеть, потому что мы снова вместе, и у нас есть возможность общаться и творить. Каждый день мы говорим друг другу: «Доброе утро!» Это  замечательные слова, ибо мы желаем добра всем, кто нам дорог, всем, кто нас окружает.

- Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.

2. Индукция

- Посмотрите на картину. Кто на них изображён? (А.С. Пушкин).

- Охарактеризуйте его? (Юный, талантливый, одарённый). Мы читаем, любим, заучиваем наизусть стихи А.С. Пушкина. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. А.С. Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы. В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более 800 лирических стихотворений. Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.

Запишите число, классная работа в своих рабочих листах

(Звучит 1 куплет из песни И.Круг «Моя хорошая»)

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «Мама»? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально). 

3. Самоконструкция

(Родной человек, любовь, забота, поддержка).

- Обсудите в группе, дополните свои записи.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни? Как она связана с темой урока?

Запись темы урока: «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества»

- Что станет целью сегодняшнего урока? (Расширить знания о творческой биографии А. С. Пушкина. Познакомиться с жанром дружеского послания в творчестве А. С. Пушкина; получить представление о роли няни Арины Родионовны в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Мы узнаем некоторые новые факты из жизни А. С. Пушкина. Мы научимся: видеть связь между фактами биографии и творчеством поэта; понимать, как дружеские отношения отражаются в творчестве поэта. Мы сможем: находить в тексте стихотворения средства языковой выразительности; понимать, какими способами поэт выражает свои чувства к близкому человеку.

4. Социоконструкция

- А теперь посмотрите на слайд «Лирика Пушкина» (материалы РЭШ). Подберите к картинкам цитаты из изученных стихотворений А. С. Пушкина. (Выполнение задания)

Работа в паре: игра «Да» - «Нет» (карточки)

Вопросы:

  1. Александр Сергеевич Пушкин родился в городе Санкт-Петербург 6 июня 1799 года? (Нет, он родился в городе Москва)
  2. Отец Пушкина, Сергей Львович, был прекрасным музыкантом? (Нет, он был актёром)
  3. На 8 году жизни Пушкин уже сочинял на французском языке маленькие комедии, на 11 году знал наизусть всю французскую литературу? (Да.)
  4. Благотворное влияние на Пушкина оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которые познакомили его с устным народным творчеством? (Да.)

Просмотр видео (РЭШ)

Выполним задания: Вспомните сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и выберите изображения, соответствующие цитате. (Работа с платформой РЭШ).

- Сегодня мы должны будем проникнуть в чувства героя лирического произведения, который так и называется – лирический герой.

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Этими чувствами поэт наделяет лирического героя. Он не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения – послание (письменного обращения). Это особый поэтический жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц.

Чтение слайда «Важно!»

- Каковы его особенности? Особенности послания:

1.Обращения.

- К кому обращается лирический герой? Лирический герой обращается: к няне: …………………………….. («Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»);

- В лирическом произведении и жанр, и композиция – все способствуют выражению настроения.

- А что такое композиция? (построение произведения)

 1 часть – обращение лирического героя к няне.

- Как обращается лирический герой к няне?

- Почему он так обращается? (В самые трудные времена няня была рядом со своим любимцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки).

Работа с толковым словарём:

Дряхлая – сгорбившаяся, немощная (старуха).

- Определите лексическое значение слова голубка. Голубка:

1) Особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

2) Так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек — непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

- голубь — символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).

- Какое  значение появилось у словосочетания «голубка дряхлая моя»?

В стихотворении А.С. Пушкина “голубка дряхлая моя” предстаёт художественный образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта.

- Как вы понимаете следующие слова? «Подруга дней моих суровых...» 

«Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки

2 часть -  лирический герой рисует забытый домик в глуши сосновых лесов.

- Найдите детали, изображающие место, где живет няня. Как они передают состояние няни?

- Как вы понимаете следующие слова? «Давно, давно ты ждешь меня...». «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице

В 3 части лирический герой мысленно возвращается туда.

Докажите словами текста.

- Как вы понимаете следующие слова? «Горюешь, будто на часах...». «Глядишь в забытые вороты».

Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу. «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.

4 часть – беспокойство, горестные предчувствия.

- Определите лексическое значение слова: «предчувствие».

- Как вы понимаете следующие слова? «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» 

«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.

Вывод: Образ няни ассоциируется у лирического героя с образом голубки, а голубь – это птица дружбы, любви, надежды. Значит, лирический герой греет любовь к няне. Она навсегда в его сердце. 

Няня находится далеко от лирического героя, также страдает от разлуки.

5. Социализация. Работа в группах

- Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? Обсудите в группах и свои предположения оформите в виде схемы на флипчатре.  

 (Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном месте, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота).

- Какие художественные средства языка (сравнения, эпитеты, метафоры) передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?

Ощущение напряженного ожидания передают такие художественные средства:

сравнение: «горюешь, будто на часах»;

эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;

метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь…»;

противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «на черный отдаленный путь»).

6. Афиширование. Представление и защите ответов групп

7. Разрыв. Работа с текстом.

- Познакомьтесь с текстом и ответьте на вопрос: - Кем была Арина Родионовна для А.С. Пушкина?

Арина («Ирина», «Иринья» по документам) Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда в семье крепостных крестьян графа Ф.А.Апраксина, а через год это село перешло во владение прадеда Пушкина знаменитого Абрама Петровича Ганнибала. 22 года Арина Родионовна была его крепостной. Десяти лет она потеряла отца, оставившего семерых детей. В 1781 году вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева из соседнего села. У них было четверо детей. С конца 1797 года Арина Родионовна живет с семьей Пушкиных как кормилица и няня. Мудрая, заботливая, добрая, чуткая сердцем Арина Родионовна явилась для поэта как бы сосредоточением лучших черт простой русской женщины. В письме к своему любимцу из Михайловского в Петербург она пишет: «Любезный друг мой Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме…».

По свидетельству современников, Пушкин был необыкновенно чуток к малейшему проявлению доброго чувства по отношению к нему. Вот как в 1859 году ответил михайловский кучер Петр на вопрос литератора Тимофеева о том, любил ли Пушкин свою няню: «Арину - то Родионовну? Как же еще любил - то, она у него тут вот и жила. И он все с ней коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «Здорова ли, мама, - он ее все мама называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?» «Разумеется ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила».

Арина Родионовна умерла 31 июля 1828 года в Петербурге в доме сестры поэта Ольги Сергеевны.

8. Рефлексия. (Обучающиеся заполняют лист самооценки). 

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

9. Домашнее задание: Выучить стихотворение «Няне» наизусть.

10. Итог урока

- Подведем итоги урока.

- С каким стихотворением познакомились на уроке?

- Какое стихотворение называется посланием?

- Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

- Чему вы сегодня научились?

- Чем урок был полезен для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.

Класс: 5Предмет: литератураУчебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 201...

Открытый урок в 6 классе по теме "Анализ контрольного диктанта"

Текст, анализ и самоанализ проведённого открытого урока...

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...