Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества
Класс: 5
Форма проведения: творческая мастерская
Методы: проблемно-поисковый, диалогический
Цель: - расширить знания о творческой биографии А. С. Пушкина.
Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных этических и нравственных понятий, раскрытие роли няни Арины Родионовны в жизни и творчестве А. С. Пушкина, выявление особенностей стиля автора.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умения анализировать текст, построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), развитие интереса к чтению, воспитание позитивного восприятия себя и окружающих; развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- познакомиться с жанром дружеского послания в творчестве А. С. Пушкина;
- прочитать и проанализировать стихотворение А. С. Пушкина «Няне»;
- получить представление о роли няни Арины Родионовны в жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Обучающие: продолжить работу по формированию умения анализировать текст путём включения учащихся в исследовательскую работу.
Развивающие: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные:
- формировать гуманное отношение к людям;
- содействовать развитию умения общаться между собой;
- помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности, соотнесение своей части работы с общим замыслом
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина
- текст стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
- текст – биография Арины Родионовны
- карточки с заданием
- рабочие листы обучающихся к уроку
- компьютер
- экран
- презентация урока
- платформа РЭШ
Методические приёмы:
- беседа с элементами диспута
- художественное чтение произведения, сопровождаемое показом презентации
- исследование
- аналитическая беседа
- составление схемы
- использование компьютерных технологий
- индивидуальное творческое задание
- групповая работа
- комментированное чтение
- комбинированное чтение
- музыкальное сопровождение
Ход урока
1. Организация начала урока
- Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что я очень рада вас всех видеть, потому что мы снова вместе, и у нас есть возможность общаться и творить. Каждый день мы говорим друг другу: «Доброе утро!» Это замечательные слова, ибо мы желаем добра всем, кто нам дорог, всем, кто нас окружает.
- Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.
2. Индукция
- Посмотрите на картину. Кто на них изображён? (А.С. Пушкин).
- Охарактеризуйте его? (Юный, талантливый, одарённый). Мы читаем, любим, заучиваем наизусть стихи А.С. Пушкина. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. А.С. Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы. В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более 800 лирических стихотворений. Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.
Запишите число, классная работа в своих рабочих листах
(Звучит 1 куплет из песни И.Круг «Моя хорошая»)
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «Мама»? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).
3. Самоконструкция
(Родной человек, любовь, забота, поддержка).
- Обсудите в группе, дополните свои записи.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни? Как она связана с темой урока?
Запись темы урока: «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества»
- Что станет целью сегодняшнего урока? (Расширить знания о творческой биографии А. С. Пушкина. Познакомиться с жанром дружеского послания в творчестве А. С. Пушкина; получить представление о роли няни Арины Родионовны в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Мы узнаем некоторые новые факты из жизни А. С. Пушкина. Мы научимся: видеть связь между фактами биографии и творчеством поэта; понимать, как дружеские отношения отражаются в творчестве поэта. Мы сможем: находить в тексте стихотворения средства языковой выразительности; понимать, какими способами поэт выражает свои чувства к близкому человеку.
4. Социоконструкция
- А теперь посмотрите на слайд «Лирика Пушкина» (материалы РЭШ). Подберите к картинкам цитаты из изученных стихотворений А. С. Пушкина. (Выполнение задания)
Работа в паре: игра «Да» - «Нет» (карточки)
Вопросы:
- Александр Сергеевич Пушкин родился в городе Санкт-Петербург 6 июня 1799 года? (Нет, он родился в городе Москва)
- Отец Пушкина, Сергей Львович, был прекрасным музыкантом? (Нет, он был актёром)
- На 8 году жизни Пушкин уже сочинял на французском языке маленькие комедии, на 11 году знал наизусть всю французскую литературу? (Да.)
- Благотворное влияние на Пушкина оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которые познакомили его с устным народным творчеством? (Да.)
Просмотр видео (РЭШ)
Выполним задания: Вспомните сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и выберите изображения, соответствующие цитате. (Работа с платформой РЭШ).
- Сегодня мы должны будем проникнуть в чувства героя лирического произведения, который так и называется – лирический герой.
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Этими чувствами поэт наделяет лирического героя. Он не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения – послание (письменного обращения). Это особый поэтический жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц.
Чтение слайда «Важно!»
- Каковы его особенности? Особенности послания:
1.Обращения.
- К кому обращается лирический герой? Лирический герой обращается: к няне: …………………………….. («Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»);
- В лирическом произведении и жанр, и композиция – все способствуют выражению настроения.
- А что такое композиция? (построение произведения)
1 часть – обращение лирического героя к няне.
- Как обращается лирический герой к няне?
- Почему он так обращается? (В самые трудные времена няня была рядом со своим любимцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки).
Работа с толковым словарём:
Дряхлая – сгорбившаяся, немощная (старуха).
- Определите лексическое значение слова голубка. Голубка:
1) Особь женского рода в стае голубей (прямое значение);
2) Так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек — непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);
- голубь — символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).
- Какое значение появилось у словосочетания «голубка дряхлая моя»?
В стихотворении А.С. Пушкина “голубка дряхлая моя” предстаёт художественный образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта.
- Как вы понимаете следующие слова? «Подруга дней моих суровых...»
«Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки
2 часть - лирический герой рисует забытый домик в глуши сосновых лесов.
- Найдите детали, изображающие место, где живет няня. Как они передают состояние няни?
- Как вы понимаете следующие слова? «Давно, давно ты ждешь меня...». «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице
В 3 части лирический герой мысленно возвращается туда.
Докажите словами текста.
- Как вы понимаете следующие слова? «Горюешь, будто на часах...». «Глядишь в забытые вороты».
Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу. «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.
4 часть – беспокойство, горестные предчувствия.
- Определите лексическое значение слова: «предчувствие».
- Как вы понимаете следующие слова? «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...»
«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
Вывод: Образ няни ассоциируется у лирического героя с образом голубки, а голубь – это птица дружбы, любви, надежды. Значит, лирический герой греет любовь к няне. Она навсегда в его сердце.
Няня находится далеко от лирического героя, также страдает от разлуки.
5. Социализация. Работа в группах
- Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? Обсудите в группах и свои предположения оформите в виде схемы на флипчатре.
(Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном месте, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота).
- Какие художественные средства языка (сравнения, эпитеты, метафоры) передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?
Ощущение напряженного ожидания передают такие художественные средства:
— сравнение: «горюешь, будто на часах»;
— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь…»;
— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «на черный отдаленный путь»).
6. Афиширование. Представление и защите ответов групп
7. Разрыв. Работа с текстом.
- Познакомьтесь с текстом и ответьте на вопрос: - Кем была Арина Родионовна для А.С. Пушкина?
Арина («Ирина», «Иринья» по документам) Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда в семье крепостных крестьян графа Ф.А.Апраксина, а через год это село перешло во владение прадеда Пушкина знаменитого Абрама Петровича Ганнибала. 22 года Арина Родионовна была его крепостной. Десяти лет она потеряла отца, оставившего семерых детей. В 1781 году вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева из соседнего села. У них было четверо детей. С конца 1797 года Арина Родионовна живет с семьей Пушкиных как кормилица и няня. Мудрая, заботливая, добрая, чуткая сердцем Арина Родионовна явилась для поэта как бы сосредоточением лучших черт простой русской женщины. В письме к своему любимцу из Михайловского в Петербург она пишет: «Любезный друг мой Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме…».
По свидетельству современников, Пушкин был необыкновенно чуток к малейшему проявлению доброго чувства по отношению к нему. Вот как в 1859 году ответил михайловский кучер Петр на вопрос литератора Тимофеева о том, любил ли Пушкин свою няню: «Арину - то Родионовну? Как же еще любил - то, она у него тут вот и жила. И он все с ней коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «Здорова ли, мама, - он ее все мама называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?» «Разумеется ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила».
Арина Родионовна умерла 31 июля 1828 года в Петербурге в доме сестры поэта Ольги Сергеевны.
8. Рефлексия. (Обучающиеся заполняют лист самооценки).
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:
1. Мне было трудно понять…».
2.Урок понравился, потому….».
3. «Я усвоил….»
9. Домашнее задание: Выучить стихотворение «Няне» наизусть.
10. Итог урока
- Подведем итоги урока.
- С каким стихотворением познакомились на уроке?
- Какое стихотворение называется посланием?
- Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
- Чему вы сегодня научились?
- Чем урок был полезен для вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""
Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...
А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.
Класс: 5Предмет: литератураУчебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 201...
Открытый урок в 6 классе по теме "Анализ контрольного диктанта"
Текст, анализ и самоанализ проведённого открытого урока...
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...