Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"
план-конспект урока (литература, 8 класс) на тему

Сухарева Инна Николаевна

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени". Программа В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klasse_a.i.kuprin_kust_sireni.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Предметная область: литература

Класс: 8

Тема урока: А.И.Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

УМК: В.Я.Коровина

Тип урока: работа с художественным текстом

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; информационно-коммуникационные.

Цель урока: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А.И.Куприна  «Куст сирени» и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи урока:

Обучающие: знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного.

Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции. Воспитательные: обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Данный урок соответствует методической системе «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы» и иллюстрирует авторский подход к построению урока литературы в 8 классе. Урок полностью соответствует трем этапам технологии развития критического мышления через чтение и письмо: вызов, осмысление, рефлексия. На этапе «Вызов» использованы приемы: «Верные и неверные утверждения»,  «Ассоциации», на этапе «Осмысление» - «Чтение с остановками», на этапе «Рефлексия» - творческая работа – составление «Синквейна».

Урок соответствует принципам деятельностного подхода: ученики получают знания не в готовом виде, а добывают их сами, выявляют проблемы, заявленные автором текста, оценивают происходящее, свою работу, спорят, доказывают, а заканчивается урок обязательно творческой работой.  

Предмет, класс

 Литература, 8 класс

Учитель

 Сухарева Инна Николаевна

Программа

Программа по литературе В.Я.Коровиной

Тема урока,

№ урока по теме

А.И.Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье

1 урок

Тип урока

Работа с художественным текстом

Технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Цель урока

Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» и связывать выявленные проблемы с жизнью

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного

совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции

обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека

Актуальность использования средств ИКТ

 Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы  в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ 

Демонстрационные: авторский видеоклип, созданный учителем

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 Ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.

I. Стадия вызова

Задачи:

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся;

- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.

Функции:

1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.

2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.

3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.

1.Целеполагание.

Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.

Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения произведений А.И. Куприна, поставить перед учениками учебную цель.

- провоцирует ученика

- задает вопросы

- создает ситуацию актуализации опыта ученика

- формирует мотивацию ученика

- Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна. Необычность урока в том, что на нашем уроке присутствуют гости и вместе с ними мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем вместе с ним сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа . При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста, которые пригодятся на экзаменах. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа в парах на листочках. (Приложение №1)

- отвечает на провокацию

- вспоминает все, что знает по данной теме

- формулирует первые гипотезы

- определяется в своих мотивах и целях

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Личностные УУД 

(мотивация учения)

Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)

Коммуникативные УУД  (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

II. Стадия осмысления

Задачи:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;

- помочь учащимся активно воспринимать материал;

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Функции:

1.Информационная: получение новых знаний по теме.

2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.

3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

2.Подготовка к восприятию

Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

- предлагает опорный текст по теме

- организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии

- управляет групповой динамикой

- поддерживает мотивацию и цели

- учит работать сообща

 Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

На доске запись: куст сирени.

- О чём говорит вам  это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают?

- Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»  

- Обозначьте для себя задачи урока.

- По названию предположите, о чём будет рассказ.

- включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии

- участвует в групповом взаимодействии

- подкрепляет и делает коррекцию своих целей

- слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации

- учится работать сообща

Просмотр видеоклипа

Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь

Запись предположений на доске

Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

2.Восприятие текста

Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев.

Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие нравственные проблемы поднимает в рассказе «Куст сирени» А.И.Куприн?

Чтение с остановками

1 часть. Прослушивание аудиозаписи

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? Почему?

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Что было неожиданным?

- Что вы можете сказать о героях?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

- Какое событие является завязкой рассказа?

Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

- Как автор показывает душевное состояние героя?

- Сочувствует ли ему Верочка?

- Что ей удалось добиться?

- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

- Чем закончился спор героев?

- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

2 часть. Читает учитель

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? Почему?

- Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

- Какие ваши ожидания подтвердились?

- Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

- Кто из героев прервал тяжкое молчание?

- Как отреагировал на это Николай Евграфович?

- Что же на самом деле придумала Верочка?

- Как вы относитесь к этому решению героини?

- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

- Куда же отправляются герои?

- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор?

- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?

- Как Верочка спасает положение?

- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?

3 часть. Самостоятельное чтение учащимися

Учебник, стр.73

- Как можно озаглавить данную часть рассказа? Почему?

- Почему герои решили посадить именно куст сирени?

- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?  

- Что произошло на другой день?

- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?

- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?

- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком?

- Что будет с героями после событий рассказа?

Слушают аудиозапись

Отвечают на вопросы

 «Горе»

Слушают чтение учителя

Отвечают на вопросы

«Надежда»

Читают 3 часть

Отвечают на вопросы

«Счастье»

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование)

Коммуникативные УУД

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Познавательные УУД (формулирование проблемы)

3.Работа над нравственной идеей текста

Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

У А.Фета есть такое стихотворение:    

НЕ украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной

Среди явлений пёстрых - ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

9 февраля 1888 г.

- Что для поэта главное в алмазе?

- Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

- Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

Называют ассоциации

Отвечают на вопросы, формулируют нравственную идею текста

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

4.Творческая работа над текстом

Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте

- А сейчас давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки?

Вера

 Алмазов

 Куст сирени

 Счастье

(Приложение №2)

Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Коммуникативные УУД

(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

III. Рефлексия

Задачи:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

Функции:

1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.

2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Итог

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения

Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком

- управляет подведением итогов

- ставит новые вопросы и задачи на будущее

- оценивает деятельность ученика

- В чём смысл названия рассказа?

- На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

- суммирует в групповой работе весь изученный материал

- задает вопросы на будущее

- делает самооценку своей деятельности

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

Домашнее задание

Задача учителя:  мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей

 -На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

- А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье – тепло в доме твоём,

Счастье, когда хорошо вдвоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже – утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Но понятья о счастье у всех свои.

Счастье можно брать и дарить,

Но главное - просто жизнь любить.

Записывают домашнее задание

Приложение №1.  Прием «Верные и неверные утверждения»

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да

Приложение №2.  Синквейны учащихся

Сирень

Красивая, душистая

Расцвела, заставила влюбиться.

Сирень душистая с весною расцвела.

Весна.

Морозов А.

Сирень

Яркая, красивая

Расцвела, запахла, обрадовала.

Подарила людям счастье.

Весна.

Седов А.

Сирень

Цветущая, душистая

Цветёт, благоухает, радует.

Дарит веру, надежду, любовь.

Счастье.

Никитин В.

Семья

Прочная и верная

Радует, заботит, поддерживает.

Всегда сплочённая.

Верность.

Абдрахимова Е.

Любовь

Светлая и нежная

Пришла, очаровала, захватила.

Дарит людям радость надежды.

Счастье.

Кукунин А.

Вера

Праведная, благословенная

Чарует, помогает, творит.

Проникает в сердце.

Надежда.

Бычкова Н.

Счастье

Добросердечное, нежное

Обретается, открывается, очаровывает.

Обретается с трудом.

Радость.

Агалец А.

Сирень

Красивая, очаровательная

Расцветает, завораживает, очаровывает.

Дарит людям счастье.

Красота.

Рябцев А.

Весна

Светлая и яркая

Наступила, окружила, украсила.

Дарит людям надежду, любовь.

Счастье.

Хасанова С.

Любовь

Преданная и заботливая

Пришла, украсила, затмила.

Дарит людям надежду, мечту.

Счастье.

Аминев В.

Любовь

Прекрасная, необъяснимая

Пришла, завлекла, осветила.

Нарисовала счастье

В сердце.

Гажура А.

Весна

Яркая, красивая

Пришла, очаровала, окрылила.

Пора любви.

Счастье.

Владимиров В.

Любовь

Страстная и нежная

Пришла, очаровала и оставила.

Всегда дарит радость, мечту.

Счастье.

Азибаева Р.

Сирень

Благоухающая, яркая

Расцветает, завораживает, открывает.

.........

Красота.

Зайцев В.

Сухарева Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Блявтамакская средняя общеобразовательная школа г. Медногорска»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...