Интеграция духовной парадигмы образования и воспитания как средство достижения матапредметных знаний
методическая разработка по литературе по теме
Науки, изощряющие ум, без веры и без нравственности не составят благоденствия народного.
Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно.
А.С. Шишкова. [12, 182]
Проблема духовно- нравственного становления и развития подрастающего поколения в настоящее время является одной из самых важных и сложных в силу глубокого мировоззренческого кризиса, охватившего российское общество. Сегодня мы сталкиваемся с такими его проблемами, как утрата национальных ценностей, разрушение или деформация традиционных сообществ, переключение интересов молодежи из социально и нравственно значимых областей в сферу досуга, культ потребления, неразвитость у людей чувства национального достоинства, проблема взрослого и детского эгоцентризма. « Живи (то есть получай удовольствие) сам и не мешай получать удовольствие другим»- вот универсальное правило времени, как отмечает автор статьи « Царь - дети» Андрей Рогозянский. «Старшие тяготятся педагогическим бременем и желают жить своей жизнью» [9, 23], поэтому дети часто духовно беспризорны в семье. Духовная деградация привела к последствиям материальной деградации.
«За последние 15 лет наша школа всё больше эволюционировала в сторону школы интеллекта, знаний» [3,73], - констатирует доктор исторических наук А.Ф. Киселёв. В системе воспитания акцент больше делается на внешние формы поведения человека, его развития. Наша педагогическая задача сегодня - отойти от внешних, изменяющихся качеств и обратить внимание на внутреннее естество человека. Она связана с главной задачей российского общества - возвратить в жизнь его и сознание великого смысла бытия, духовного. Актуально звучат сегодня слова писателя А. Экзюпери: «Человек в мою эпоху умирает от жажды. Есть только одна проблема..: вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы.Перед нами стоит одна проблема: снова открыть, что есть жизнь духа, более высокая, чем разума, единственно способная удовлетворить человека» [13,66]. Вот почему мы сегодня говорим о необходимости интеграции идей православной и светской педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itegr._dukhovnoy_paradigmyperesylka.docx | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
« Свет Христов просвещает всех» - эти слова, сияющие на фронтоне храма нашего главного - Московского Государственного университета, отражают суть отечественного образования и воспитания. Вся история русского просвещения есть история нашей церкви. Это искусственно прерванное в начале двадцатого столетия единство школы и Церкви возобновляется вновь сегодня. Так на IV Рождественских областных чтениях « Духовно – нравственное воспитание: опыт становления гражданина» (Нижний Новгород, 2010) была определена конечная цель новой модели школы - не образование, а спасение личности воспитанника. Она основана на базовых педагогических принципах, указанных в трудах святых отцов. Святитель Иоанн Златоуст о воспитании детей пишет: « Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение»[6,133]. Святой Василий Великий также советует: « Заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, рождай души и воспитывай детей духовно» [6,133].
Что же такое воспитание и какое воспитание духовное? Воспитание - это процесс ориентации детей в культурно-социальном пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей. Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность ребенка, формирование его мировоззрения?
Как же учат о душевном и духовном Священное Писание и святые отцы? Апостол Павел говорит: « Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всём…» (1 Кор. 2: 14-15).Блаженный Феофилакт Болгарский в « Благовестнике» объясняет эти слова так, что человек душевный живёт и судит обо всём по закону естества. Душевное состояние – это жизнь человека по закону природы, когда он не желает вреда ни себе, ни другим. А человек духовный живёт и судит выше закона естества. Духовное состояние - это когда человек терпит вред ради добра. Душевное – состояние, сообразное с природой. Духовное – состояние выше природы.« Всякий, кто мыслит лишь о человеческом и не может понять ничего из сверхъестественного, называется душевным человеком, так как водится душою и духом. Но когда кто водится духом и не живёт уже сам, но живёт в нём Христос, тот духовен, тот возвысился над природой» [1,528].
Святоотеческое учение о состояниях человека выражает преподобный Никита Стифат: « Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное Душевное состоит в середине между грехом и добродетелью, когда не прилежит ни к добродетелям, ни ко греху. Духовное же устроение – то, когда не изволяют иметь ничего из первых двух и не допускают худа, будучи свободны от того и другого» [ 8,139]. Из этих слов следует, что человек в душевном состоянии не свободен от греха, а в состоянии духовном имеет свободу от всего греховного. Такое православное учение преподаёт святитель Игнатий. В своём письме он говорит, что для человека возможны три состояния: естественное, нижеестественное и вышеестественное. Этим состояниям соответствует иное название: душевное, плотское и духовное, или – пристрастное, страстное и бесстрастное. «Естественный, душевный, пристрастный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но ещё не получивший свободы, не видящий ясно ни себя, ни ближних. Вышестоящий, духовный, бесстрастный есть тот, кого осенил Дух Святой, кто, будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего» [5,120].Такой человек получил свободу от греха и поэтому видит себя и ближних. Он является светом миру. Итак, согласно христианскому пониманию, духовен тот, кто наиболее уподобился Богу, то есть стал богоподобен. Богоподобие – та духовная красота («хорошо весьма» Быт.1.31), которая является отражением невыразимого Бога. Профессор богословия А. П. Лопухин в книге « Толковая Библия» поясняет заключительную формулу божественного одобрения всего творения так: « Творец находил теперь, окидывая одним общим взором всю картину уже законченного творения и видя его полную гармонию и целесобразность, возвеселился о своём творении и нашёл, что оно, рассматриваемое в целом, хорошо весьма, т.е. вполне отвечает предвечным планам божественного домостроительства о создании мира и человека» [11,46]. На основе выше сказанного можно заключить: духовное воспитание в широком смысле понимается в православной педагогике как управляемое становление целостного человека - как собственно его духовной сферы, так и «психофизической эмпирии» (В. В. Зеньковский). С данной точки зрения все воспитание представляется как «духовное возрастание», как становление «в духе», как выявление в человеке его подлинной (приближающей человека к Богу) духовной сущности. В этом смысле любое воспитание есть воспитание духовное. Бог открыл себя человеку в максимальной полноте - в Иисусе Христе. Поэтому Его образ, Его слово, запечатлённое в Евангелии, и является выражением той духовности, которую христианство утверждает как норму, как идеал человеческой жизни. «Бог есть Дух, абсолютная святость, чистота», - пишет А. И. Осипов, доктор богословских наук, профессор Московской Духовной академии в статье «Христианство даёт нам реальный идеал» [7,77].
Вернёмся к указанной выше педагогической задаче, постараемся понять, почему необходимо особо обратить внимание на внутреннее естество человека. Христианство утверждает, что то состояние, в котором мы находимся, это ненормальное состояние. В нас грехом повреждены ум, сердце, как орган, которым мы чувствуем, переживаем. И эта повреждённость налагает отпечаток на всю нашу деятельность - интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, практическую, обуславливает и весь ход истории, формы государственной и социальной жизни. И если повреждённость человека не будет исправлена, ни о каком благоденствии, ни о духовном, ни материальном, не может быть и речи.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в обращении к родителям и воспитателям советовал: « Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни. При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нём чистый пламень жизни»[ 10,379].
В настоящее время в светских образовательно - воспитательных пространствах используются традиционная и гуманитарная парадигмы воспитания. Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. В центре гуманитарной парадигмы находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности выступает развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно - нравственного развития и воспитания. На какой же идеал ориентирует нас данная концепция? Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература. Таким образом, можно заключить, что гуманитарная парадигма представляет воспитание как « становление человеческого в человеке» (формирование его нравственного облика, поведения, познания, нравственных чувств и т.д.). Нормой жизни в данной парадигме воспитания признаётся нравственность, в православной – духовность (Свт. Феофан Затворник: « Духовность есть норма жизни »). Профессор С.С. Верховский в книге « Бог и человек» пишет: «Знать Бога – значит быть нравственным. Не знать Бога и быть безнравственным одно и то же» [2,17]. Высшая мудрость даётся человеку в опыте нравственной жизни и познания Провидения, жизни духовной.
Учитывая, что современное общество и его воспитательная система не могут с достаточной степенью эффективности способствовать разрешению духовного кризиса по причине того, что в классической (традиционной) и неклассической (гуманитарной) светских педагогических парадигмах человек рассматривается лишь с точки зрения его психофизических и социально - нравственных характеристик, не учитывая его подлинной духовной сущности, а православная парадигма воспитания не имеет статуса государственной, мы можем сегодня говорить об интеграции идей православной и светской педагогики в контексте гуманитарно-целостного подхода. При этом под концепцией понимается система содержательных характеристик и вытекающих из них целевых установок, закономерностей и базирующихся на них принципов духовного воспитания.
В своей педагогической деятельности мы разработали Концепцию духовно- нравственного воспитания как интегрированный вариант православной, традиционной и гуманитарной парадигмы, представляющей воспитание как « восстановление человеческого (духовной красоты) в человеке». Обратим внимание на составляющие парадигмы. Ключевое слово « восстановление» имеет в своём составе и слово « становление». Становление значит « образование в процессе развития» (в гуманитарной парадигме воспитания), восстановление - « приведение в прежнее состояние». Указанную парадигму нужно понимать как приведение человека в прежнее состояние, состояние духовной красоты, т.е. данной и заданной человеку в творении, раскрывающейся лишь при правильной жизни.
Цель данной концепции совпадает с целью жизни человека и заключается в нравственном, духовном совершенствовании и вечном спасении.
Задачи воспитания следующие:
создавать в образовательно - воспитательном пространстве условия для открытия и развития духовных сил ребёнка и совершенствования физического развития;
оберегать целостность детской души, не внося в неё искусственного и преждевременного раздвоения и неискренности;
вести ребёнка, по мере созревания к духовному, на путь самопознания и внутренней борьбы с негативным;
дать детям правильное понимание нравственных и духовных правил жизни и помочь им научиться жить согласно этим правилам.
Реализация цели и задач предполагает введение в образовательно - воспитательный процесс духовно- нравственного компонента, выполняющего в нём матапредметную функцию. Духовный компонент даёт базу для движения личности в духовном пространстве и позволяет закрепить правомерные её действия в обществе. Духовный компонент вводится в педагогический контекст как в урочную, так и внеурочную деятельность. В своей работе мы руководствуемся принципом метапредметных основ образовательно - воспитательного процесса, который даёт возможность открыть детям выход во многие уровни познания. Механизм действия метапредметного принципа с платформы православной парадигмы покажем на примере уроков древнерусской литературы. Уроки литературы - это наша опора нравственности. Основа уроков - личная деятельность ученика, направленная на обретение общечеловеческих ценностей. Рассмотрим схему общечеловеческих ценностей. У каждого есть свои жизненные установки, содержание которых зависят от того, какие жизненные ориентиры выбирает человек. У каждой личности свой смысл жизни, но тот, кто движется в духовном направлении, ориентируется на святыни человечества, он выбирает духовные опоры. Высший смысл жизни - обожение, который открывается человеку путём постижения духовных истин и следования по заповедям.
Главная идея древнерусской литературы – указать человеку путь к спасению, поэтому целесообразно начать изучение древнерусской литературы в 5–ом классе с темы « Библейские истории в древнерусской литературе». Содержанием литературного компонента является пролог « Повести о Горе и Злочастии». Изучая эпизоды главы 1-3 Бытия и пролога «Творение Богом мира и человека», « Божественный Завет», « Грехопадение первых людей», « Наказание», обучающиеся открывают для себя смысл жизни, Вечную мудрость («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию» ( Быт.1:27),а также корень зла своих дурных наклонностей. Работа на уроке, направленная на постижение Вечной мудрости, способствует раскрытию и осмыслению правильного смысла жизни, а значит духовной истины. Учитель при этом лишь задаёт нужное направление в движении детской души, а выбор делает он уже сам. Конкретные эпизоды живописи могут служить сигналами в познании ключевых понятий урока.
Начало древнерусской литературы связано с принятием христианства на Руси и его влияния на человека. Изучая широкую тему «Летописание. « Повесть временных лет» как выдающееся произведение древнерусской литературы» в православном контексте, мы обращаемся к учению о двух путях, которые были ещё намечены в Ветхом Завете. Так пророк Иеремия, отвечая на вопрос царя Седекии о судьбе иудейского государства, приводит следующие слова Господа: « Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер. 21:8).Среди раннехристианских памятников данное учение наиболее полно отражено в « Учении апостолов» и в «Послании Варнавы». Главная идея уроков, посвящённых данной теме,- показать историю Руси как путь от язычества к православию, от тьмы к свету. Смысловым ключом к уроку в 5-ом классе « Повесть временных лет» как литературный памятник ». Сюжеты русской летописи» служат слова Д.С. Лихачёва «Прошлое должно служить современности»[4, 249]. Прошлое даёт нам опыт. Сюжеты русской летописи обнаруживают два пути: « путь смерти» (греховное состояние ) и « путь жизни» (стремление к Богу), путь духовной жизни, путь к Вечности. Это раскрывается через этические категории зла, добра. На протяжении всего урока идёт толкование эпиграфа на конкретных литературных примерах: прошлое даёт нам опыт, выводит в перспективу будущего. Тот, кто обрёк себя на путь смерти, лишился будущего, значит, спасения, тот, кто выбрал путь жизни, движется в направлении Вечности.
Тема урока « Русские летописи. « Повесть временных лет» о крещении Руси (988)» в 6-ом классе даётся на метапредметном уровне в духовном, историческом и культурологическом аспектах. Дети на данном занятии работают по « методу творческих групп». Первая группа (теологи), исследуя культурный фон и контекст слова «крещение», составляет словарь духовных понятий. Работая на понятийном уровне с патралогическими источниками, Святым Писанием (Ин.3: 5-6), « Библейским словарём» Эрика Нюстрема, теологи рассматривают крещение как святое таинство и обряд. Вторая группа (историки) даёт сведения о крещении, исследуя данное событие в историческом аспекте.Обучающиеся обращают внимание на следующие факты : Иоанн крестился ( Лук. 3:3) святой водой, Иисус Христос, сын Божий, Святым Духом (Лук. 3: 21), последующие поколения людей – святой водой. На указанном уровне дети изучают исторические сюжеты Евангелия и материал параграфов 6-7 учебника 6 класса под редакцией Т.В. Черникова « История России IХ - ХVIв.». Исследование исторического контекста « Русь при Владимире до принятия христианства и после» помогает учащимся понять всю значимость крещения для человека: оно произвело благотворную перемену в настроении людей, укротило жестокие нравы, внесло в сердце дух христианской любви. Русь стала в ряд крупнейших Европейских государств. На культурологическом уровне дети работают, используя приём сравнения. Третья группа (литературоведы) анализирует эпизоды из « Повести временных лет» и составляет сравнительную таблицу: « Князь Владимир в двух измерениях « до» и « после» крещения. Такие виды деятельности помогают учащимся осознать, что с принятием христианства происходит переориентировка нравственных ценностей человека, что способствует его духовному перерождению. Четвертая группа (искусствоведы) сопоставляет изображённое на картинах В.М. Назарука « Проводы Перуна» и К.В. Лебедева «Крещение киевлян». Метод сравнения используется для того, чтобы показать различие языческой и христианской жизней, придать большую смысловую значимость факту крещения. На картине « Проводы Перуна» изображается языческая жизнь в страстных чувствах, на картине «Крещение киевлян» передаётся смирение, покаяние и величие духовного прозрения человека. Это уже не тот хаотический, распавшийся на части мир, а собранный воедино благодатью, таинственно преображённый. Крещение есть начало нового богочеловеческого бытия. Произведения искусства помогают обучающимся создать зрительный образ исторической картины, приобщить к миру искусства, общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания.
Князь Владимир Красное Солнышко стал устроителем храмов на Руси, принёс византийский (крестово- купольный) стиль храмостроения, Ярослав Мудрый продолжил храмостроительство, поставив на должный уровень ещё и книжное просвещение. Владимир Красное Солнышко просветил Русь христианством, а Ярослав Мудрый - книжным учением и первым осуществил попытку создать правовое государство на Руси. Будучи « дьяконом внешних», Ярослав Мудрый выполнял в государстве христианскую миссию. Во времена его княжения развивается книжное учение, создаются школы, мастерские, благоустраиваются храмы, формируются древнерусская народность и национальный менталитет. Изучая в 7- ом классе « Повесть временных лет», фрагмент « Похвала князю Ярославу и книгам», мы рассматриваем князя как просветителя Руси, а книгу как духовного руководителя в жизни человека.
На уроке исследования « «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси» в 7 –ом классе учащиеся сопоставляют фрагменты произведения с текстом Библии. «Поучение» содержит множество параллельных мест Писанию. Каждая мысль имеет своим источником благую весть, вот некоторые из них: «Бога ради и души своей страх имейте божий в сердце своем» («Бойтесь Господа, … ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс.33:10)), «… милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра» («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7)), «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостлив» («Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый» (Исх.34:6)), «Всего же более убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу оправдайте, и не давайте сильным губить человека» («… не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте» (Иер.22:3)), «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме» (« Придет гордость, придет и посрамление» (Прит.11:2); «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность (Прит.16:18)), «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело («… умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть …( Кол.3:5); « И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом (Еф.5:18)) и др.
Первоисточник питает « Поучение», таким образом формируются каноны нравственные, духовные « Поучения», которые развивают последующие поколения. Следовательно, «Поучение» Владимира Мономаха даёт нравственные заветы Древней Руси: утверждает благочестивые обычаи, проповедует христианские добродетели и способы борьбы со злом. Так в нашем образовательном процессе раскрывается главная идея – утверждение духовного созидания как основы жизни отдельного человека и основы государственной политики. Исследование фрагмента произведения в православном контексте с использованием метапредметного принципа, помогает обучающимся осознать, что не только затворничеством, монашеством, но и малым добрым делом можно получить милость Божию, будучи правомерным гражданином в духовном стяжании.
На уроке литературы в 7 классе « Повесть о Петре и Февронии Муромских» анализируется в духовном аспекте. На занятии организуется коллективная работа: выделение и толкование эпизодов, соотношение литературных образов, сюжетов библейским ( Ис. 14: 29; Иов.7:5, Мф.25:1-12; Кор.5:6, Мк.6:21 ; Лк.16:18).Эта работа формирует краеугольный камень духовного фундамента семьи как духовного союза и первоначальной ячейки общества.
Урок « « Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие» в 8 –ом классе позволяет нам отработать основные положения гражданско – патриотической концепции человека в обществе. Идея урока - показать Александра Невского как защитника Русской земли и веры христианской, показать, что « сила в правде».
Своим духовным подвигом Сергий Радонежский также доказал, что « сила в правде». Вся работа на уроке, посвящённом изучению « Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого направлена на осознание того, что личность возвышает духовное служение и чистота совести. Сергий не мог, по монашескому призванию, которому он отдался, служить мечом истерзанной родине, но он имел другое оружие, духовное,- любовь к своему народу и молитву за него.
Аккордом всей деятельности по программе « Древнерусская литература» является изучение « Слова о полку Игореве» на уроке литературы в 9 классе. Главная идея урока - показать, что междоусобица есть явление духовное, следствие потери нравственных ориентиров человека. Духовная драма управляет русским миром и ведёт к политическим проблемам, духовная же деятельность к миру и единению людей.
Миновали столетия, но духовный свет древнерусской литературы и сейчас озаряет нашу жизнь. Нравственные подвиги народных героев освещают исторический путь нашего народа, напоминая, что без крепкой почвы под ногами и движение вперед невозможно. Ради жизни и спасения Отечества, народа нужно сохранить веру, национальные традиции и мудрость православных подвижников. Именно этому способствует интегрированный вариант концепции « Духовно - нравственное воспитание и образование ».
Список литературы
1. Блж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. Кн.1.-М.: Сретенский монастырь, 2002.- 528 с.
2. Верховский С.С. Бог и человек: Учение о Боге и богопознании в свете православия.-М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,2004.- 17с.
3. Киселёв А.Ф. Будьте совершенны//Духовные истоки воспитания. -М.,2002.-73с.
4. Лихачёв Д.С. Земля родная. - М.: Просв.,1983.-249 с.
5. Цит. по: Молотов С., свящ. Практическая энциклопедия. Основы православной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия ( Брянчанинова). Спб.,2004.-120 с.
6. Цит. по : Несторов М. Жемчужины духовной мудрости.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. -133 с.
7. Осипов А.И. Христианство даёт нам реальный идеал// Духовные истоки воспитания. -М.,2002.-77с.
8. Пр. Никита Стифат. Вторая семница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. т.5.-М., 2004.-139 с.
9. Рогозянский А. Царь – дети// Фома,-2013.-№9.-23с.
10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Воспитание детей. Отечник № 2. [электронный ресурс] http://www.hamburg-hram.de/ioannhttp://www.hamburg-hram.de/ioann/tom1/slovo-379.html
11. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Зевета под редакцией А.П. Лопухина. Ветхий Завет: в 5 тт. – М.: ДАРЪ, 2008.-46 с.
12. Шишков, Александр Семёнович/Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 тт.4-е изд.,доп.-Спб.,1890-1907.-т.82.-182.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе
Статья посвящена вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе...
Из опыта работы "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников средствами предметов филологического цикла в условиях реализации ФГОС"
В статье приведены примеры из опыта работы учителя по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств у современных школьников. Представлены фрагменты работы с текстами, результаты данного ви...
«Повышение вычислительных навыков на уроках математики как средство достижения прочных знаний»,
Мастер -класс...
План саморазвития учителя математики по теме " Повышение вычислительных навыков на уроках математики как средство достижения прочных знаний"
План саморазвития учителя математики...
Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний
Важнейшей задачей обучения математике является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки уча...
Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сонательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки в повседневной жизни необходимы...
Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний
Одна из актуальных проблем на уроках математики и одна из важнейших задач обучения математике – это проблема вычислительных навыков. Педагогической наукой доказана необходимость теоретическ...