«Повышение вычислительных навыков на уроках математики как средство достижения прочных знаний»,
материал по математике на тему
Предварительный просмотр:
Добрый день , уважаемые коллеги!
Меня зовут - Соколова Надежда Геннадьевна. Я преподаю предмет, который в школе считают трудным, скучным и ненужным. Знаете какой? – да , конечно, математика.
Математика жизнь? -----спросят одни, математика жизнь.---равнодушно скажут другие, математика жизнь! воскликнут третьи. А какой знак вы бы поставили в конце этого предложения? Мы на столько сроднились ней , что просто порой ее не замечаем . Очень часто от своих учеников я слышу: зачем мы изучаем математику, зачем она нужна. А недавно я столкнулась со статусом в сети интернета на сайте « В Контакте» там было выложено выказывание
И я задумалась, ведь ребята порой не осознают какое значение имеют знания, полученные в школе в реальной жизни.
Почему так происходит, почему наука , о которой еще Ломоносов говорил, что она « умы в порядок приводит» находится в тупиковом положении. И примеров этому много: например отмена устного счета на уроках математике ,а так же ЕГЭ по математике- которым запуганы даже учащиеся младших классов.
Как сделать так, чтобы ЕГЭ перестал быть горем целой эпохи. Я считаю, что нужно начинать с родителей. Я предлагаю, например, на одном из родительских собраний показать им текст контрольно-измерительного материала и доказать родителям, что некоторые задания носят прикладной характер и навык их решения необходим в повседневной жизни.
Задания взяты из открытого банка заданий ФИПИ:
1. Семья из трёх человек планирует поехать из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно —на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 770 рублей. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 30 рублей за литр. Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих?
Когда мы собираемся в отпуск всей семьей мы всегда планируем свой бюджет и конечно же заранее рассчитываем свои расходы
2. Для ремонта требуется 57 рулонов обоев. Какое наименьшее количество пачек обойного клея нужно купить для такого ремонта, если 1 пачка клея рассчитана на 5 рулонов?
Ну а эта ситуация, в нашей жизни происходит наверное чаще , чем поездка в отпуск и такие навыки нам нужны обязательно, чтобы пословица « Дурная голова ногам покоя не дает» здесь не работала дважды.
И опять о хорошем : об отпуске….
3. Поезд Новосибирск-Красноярск отправляется в 15:20, а прибывает в 4:20 на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?
Вот вам несколько примеров того, что ЕГЭ это не монстр, и пугать им не надо.
В своей работе я пытаюсь изменить точку зрения учеников, сломать их представление об этом предмете. Я считаю, что обучение должно быть интересным, и когда учится легко, приятно и интересно, то познавательный интерес у ребенка к изучению предмета появится всегда в любом предмете и даже в математике.
Мастер – класс.
Для того чтобы ребятам было интересно изучать мой предмет, я иногда стараюсь им дать какой то не совсем стандартный выход из той или иной ситуации.
Мы с вами коллеги уже слышали и читали об отмене устного счета. Не знаю как вы, лично я – против! Так как на ЕГЭ нельзя пользоваться калькулятором, а самые обидные ошибки у ребят – это арифметические ошибки, из-за которых они не набирают баллы, особенно когда ввели задачи на банковские операции, где нужно посчитать сложные проценты. И поэтому я хочу показать вам некоторые практические навыки устного счета, которые помогут избежать эти арифметические ошибки.
Цель мастера – класса:
- Научиться чему то новому.
- Отработать новые полученные навыки, как бы вам не хотелось использовать старые , привычные вам методы вычисления
- Понять, когда применять
- Формула сокращённого умножения (a + b)2 = a2 + 2ab + b2
Зачем она нужна?
На Егэ придется один раз или два считать, квадрат какого ни будь числа, и сделать это можно при помощи этой формулы
Например:
512= (50+1)2=502+2*50*1+42=2500+100+1=2601
392=(40-1)2=402-2*40*1+12=1600-80+1 = 1521
Кто знает альтернативу этому способу получения ответа?
-Столбиком
Но как показывает практика этот способ работает быстрее.
Для тех кто уже , отработал этот навыки он считает его все таки не очень быстрым, предлагаю еще один способ , который работает не для всех чисел, а только для тех , которые отличаются на 1 от чисел , кратных 10.
В нашем случае это числа :
512= (50+1)2= 2500+50+51 =2601
392=(40-1)2= 1600-40-29 = 1521
Выпишем сначала число , кратное 10—50, возведем его в квадрат 2500 а затем к нему прибавим число кратное 10 , т.е. 50 и само исходное число, которое надо возвести в квадрат т.е. 51, получается 2601
Правило: Если исходное число, которое мы ищем больше чем то , которое мы возводим в квадрат, то к полученному квадрату мы прибавляем, число, кратное 10 и само число, которое возводим в квадрат.
Если искомое число меньше, чем то которое мы возводим в квадрат, то из полученного квадрата числа мы вычитаем , число кратное 10 и само число, которое возводим в квадрат.
Эту формулу можно использовать и для и для обратной операции.
Это извлечение квадратного корня
Например:=
Вопросы: между квадратами каких удобных чисел лежит это число
40 и 50 , так как, 402=1600 502=2500
Значит наше число от 40 до 50 , учитывая, что на конце числа стоит цифра 4 это может быть число 42 или 48 , проверяем оба по формуле сокращённого умножения квадрат этого числа и находим 48
2.Быстрый счет: как умножать с помощью опорных чисел.
На мой взгляд , этот способ умножения чисел намного легче и приятнее, чем просто умножать столбиком. Но у него есть свои ограничения . Его можно применять не всегда.
Шаг 1: Найти опорное число. Опорное число- это число , которое легко умножать и близко к этим числам, кратное 10
Шаг 2:Определить у каждого числа отклонения от опорного числа
Шаг 3: Выполнить перекрёстное сложение. Внимание! Результаты должны быть одинаковыми.
Шаг 4: Перемножить отклонения и прибавить ( вычесть ) от произведения опорного числа и результата перекрестного сложения.
Результат готов!
Например:
х
+4 +5
14 15
10 * 19 + 20= 210
Примеры : 44*52= 2288, 96*105=10080, 24*24=576
И давайте ответим на вопрос когда это можно применять?
- Когда числа отличаются не больше чем на 10, а если вы пробуете умножить числа разница между которыми больше чем 10, тогда обратите на шаг3 – Перекрёстные сложения должны быть равны.
3. Ну а если у вас навыки устного счета более или менее развиты, то я не всегда ребятам советую считать сразу, давайте вспомним задачу про батискаф -задание профильного уровня ( где учащиеся делают много ошибок) , где после подставленных сходных данных получается, выражение из которого нужно найти f :
12 = 1500
Не спешить считать, а как можно удобнее упрощать.
Математика – жизнь!
Математика кругом, математика везде:
Школе, отдыхе, работе, диссертации, семье…
Поселилась она всюду, в душу каждому вошла,
Без неё бы было плохо, не хватало бы тепла.
Математика встречает, нас, когда мы родились,
Рост и вес нам замеряет и даёт путёвку в жизнь.
В магазин приходишь с мамой, вещь полезную купить,
Чек вам в кассе выбивают, предлагают оплатить.
Собираешься с семьёю отдохнуть у моря ты.
Расстоянье папа смотрит, сколько за бензин платить.
Мама время вычисляет, собирает всем паёк,
Чтобы долгою дорогой голодать никто не смог.
По утрам идёшь ты в школу знаний базу пополнять,
Если выучил прилежно – получи отметку «пять».
Ну а если не старался, и ВКонтакте просидел
В дневнике увидишь «двойку», как ты сам того хотел.
Цифры, формулы, фигуры, числа, тангенсы, лучи –
Всё равно ты встретишь это, специально не ищи.
Телевизор, холодильник, магнитола, телефон -
Математика со всеми начала свой марафон.
Без неё не сделать шага, слова даже не сказать,
Интересная наука, её твёрдо надо знать.
Дисциплина знаменитых математиков дала:
Авиценну, Демокрита, Архимеда и Ферма,
Келдыш, Линник, Лобачевский, Ляпунов и Маргелян,
Ковалевская и Лузин, Пифагор, Ньютон Исаак,
Остроградский, Колмогоров, Новиков и Монж Гаспар,
Всему свету показали путь к открытиям, мирам.
Приоткрыли в космос двери, на орбиту поднялись,
И тебе, дружок, сказали: «По матему подтянись!»
Чтобы мысли приводили мы в порядок в голове
Математике мы: «Слава!» - говорим всегда, везде!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Повышение вычислительных навыков на уроках математики"
"Повышение вычислительных навыков на уроках математики"...
План саморазвития учителя математики по теме " Повышение вычислительных навыков на уроках математики как средство достижения прочных знаний"
План саморазвития учителя математики...
Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний
Важнейшей задачей обучения математике является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки уча...
Презентация к докладу по теме Повышение вычислительных навыков на уроках математики
Презентация к докладу по теме Повышение вычислительных навыков на уроках математики...
Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сонательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки в повседневной жизни необходимы...
Повышение вычислительных навыков на уроках математики
В статье "Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики" приведены примеры заданий, которые я использую на своих уроках. Целью данной работы являлась разработка систем...
Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний
Одна из актуальных проблем на уроках математики и одна из важнейших задач обучения математике – это проблема вычислительных навыков. Педагогической наукой доказана необходимость теоретическ...