"Философия любви в творчестве Ивана Бунина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Кортунова Лилия Николаевна

Урок-исследование с созданием кластера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы

«Философия любви в рассказах И.А. Бунина»(11 класс)

Цель урока: 

  • показать величие чувства любви в рассказах И. Бунина, в том числе в рассказах цикла “Темные аллеи”;
  • вызвать желание обсудить прочитанное;
  • развивать филологическое мышление.
  • совершенствовать навыки исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование: презентационное оборудование, презентация к уроку (портрет писателя, иллюстрации к рассказам, стихи, аудиозаписи и пр.)

План урока

  1. Вступительная часть. “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”. Любовь и радость бытия – главное в творчестве Бунина.

  1. Такая разная любовь  в рассказах И. Бунина («Грамматика любви», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Холодная осень»)

  1. Сборник рассказов «Тёмные аллеи»  - “энциклопедия любви”.
  2. Философия любви в творчестве И.Бунина.
  3. Выводы.

1. часть

Слово учителя. 

 - Тема нашего урока (1 слайд) «Философия любви в творчестве И.Бунина». Тема любви  -  одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве И.А. Бунина.( 2 слайд) Но коль уж предмет нашего разговора  - высокое чувство, я думаю, разговор этот мы начнем с поэтических строчек.

 ( ученица читает стихотворение В. Рождественского)

(слайд №3)

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали бы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не  знал  любовь, тот все равно,
Что не жил...

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата,
Или обогащение без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье  

О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

Любовь, любовь, – гласит преданье,
Союз души с душой родной
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье.

И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.

– Какой темой объединены все строчки?

 Слово учителя. Любовь и радость бытия – главное в творчестве Бунина. Но он не просто бытописал, он был еще и философом.

Стихотворение Бунина “Вечер”. Читает учитель. (слайд №4)

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездомном небе легким краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним ... мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка и от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне ...
Я вижу, слышу, счастье. Все во мне.

– Что для Бунина счастье?

(Способность всеми чувствами испытывать наслаждение от жизни, любить, быть любимым, радоваться жизни).

– Ваше видение счастья?

– Как связаны счастье и любовь?

(Любовь – счастье, счастье – любовь.)

-  Напомню вам, что у нас урок-исследование , и к концу урока мы  с вами должны заполнить опорную схему –таблицу «Философия любви в произведениях Бунина»

(слайд №5)

- “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – писал И.Бунин. (слайд №6)

- Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.

(учащиеся получают схемы, которые им в течение урока предстоит заполнить)

- Центральное место в таблице занимает  высказывание самого писателя . Запишем его. (слайд №7)

- А теперь давайте рассмотрим , какая любовь отражена в известных рассказах Бунина.

2 часть

(выступления учащихся по содержанию прочитанных рассказов)

(слайд №8)

«Грамматика любви»

-  Бунин показывает любовь как великую ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Герой рассказа Ивлев лишь соприкоснулся с необыкновенной  и трагической историей любви. Он никогда не видел Лушку, Хвощинского, но их  любовь, их судьба приобрели гораздо большее значение, чем частный случай, они стали преданием.

Но картины семейного благополучия писатель не изображает: человек может рассчитывать только на мгновение счастья. Однако это мгновение остается в душе навсегда.

( учащиеся записывают в схему вывод по рассказу)

(слайд №9)

«Солнечный удар»

                                                        (слайд №10)

- Почему драматична и даже трагична  большая любовь?

( учащиеся записывают в схему вывод по рассказу)

(слайд №11)

«Легкое дыхание»

(слайд №12)

- В чем же смысл названия? Какой главный прием использует автор? Какой мы могли бы назвать любовь в этом рассказе?

Ответы учащихся :

- Сам Бунин объяснял название так : такая наивность и легкость во всем , и в дерзости, ив смерти, и есть «легкое дыхание» . «недоумение».

- Главный прием – антитеза. «Легкое дыхание Оли Мещерской противопоставлено обыденному , пошлому миру.

- Несмотря на свой «женский» опыт,  Оля сохранила чистоту и естественность, «легкое дыхание»,  которое «рассеялось в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре»

-Запишите цитату- обобщение в наш опорный конспект. 

(слайд №13)

- Бунин редко использовал в названии рассказов о любви  само слово «любовь». Но все-таки такой         рассказ есть . Я говорю о рассказе …

(слайд №14)

«Митина любовь»

- Митина  любовь – она какая?

- Запишем в вывод в опорный конспект. Легкое дыхание

л(слайд №15) ос

- Любовь и смерь. Эти две темы переплетаются не только в рассказе «Митина любовь» . В каком еще?

л(слайд №16)

«Холодная осень»

- Итак, героиня пережила смерть возлюбленного, но через 30 лет поняла :

л(слайд №17)

(Учащиеся записывают вывод в опорную схему.)

3 часть.

Слово учителя.

- Шестьдесят лет назад, в декабре 1946 года, в Париже вышла в свет одна из самых знаменитых книг Ивана Бунина — сборник рассказов «Тёмные аллеи» (первое полное издание). Это произведение, ныне именуемое критиками “энциклопедией любви”, Бунин считал “самым лучшим и самым оригинальным” из всего им созданного, а также “самым совершенным по мастерству”.

(слайд №18)

Сообщения учащихся

    -   Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким.
    -  Рассказы Бунина — именно философия. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлеченным понятием, а наоборот, общим для всех.
    -  “Темные аллеи” — произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно.
      -   Образ женщины — вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе — свой. Простая девушка из деревни в рассказе “Таня” так же прекрасна, как яркая испанка из “Камарга”.

    -   Удивительно, что действие рассказа может длиться очень короткое время. В нескольких рассказах Бунин просто описывает случайно увиденных в вагоне поезда женщин. И это не менее интересно, чем если бы происходило какое-то действие. Образы яркие, сразу впечатываются в память. Это характерно для Бунина. Он всегда умеет подобрать нужные слова, и ни одно не будет лишним.


       -   Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.    Бунин стремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника, ведь опадение цветов неизбежно.

Слово учителя.


 -     В сборнике “Темные аллеи” вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть.. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда — при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.
    “Темные аллеи” хочется назвать именно “философией любви”. Лучшего определения не подберешь. Бунин подчинил этой философии все свое творчество.
    Книга “Темные аллеи” стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви.

-   Название и сюжет возникли под влиянием стихотворения Н.Огарева “Обыкновенная повесть”:

(слайд №19)

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели –
Река была тиха, весна,
Вставало солнце, птички пели
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея,
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

- Бунин писал о создании рассказа : «Потом почему-то представилось то, чем начинается рассказ, – осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное сложилось как-то само собой.

Строки стихотворения Н.Огарёва «Обыкновенная повесть» цитирует в финале новеллы главный герой. А открывает рассказ действительно довольно мрачная пейзажная зарисовка:

(текст читают учащиеся)

 “В холодное осеннее ненастье (здесь и далее выделено нами. — О.Х.), на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе... подкатил закиданный грязью тарантас... тройка простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами”.

Беседа с классом начинается с вопроса.

— Какова, по-вашему, роль контрастной соотнесённости весна–осень?

- Весна, счастье, первые порывы чувств — всё осталось в прошлом. Молодость отцвела, миновала “пора любви”, у каждого из героев за плечами немало прожитых безрадостных лет, неудавшаяся “личная жизнь”. Что и говорить, осень жизни...

 Задание классу.

— Проследите, как ведут себя персонажи произведения на протяжении этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них?

- В поведении Николая Алексеевича всё изобличает сильное волнение. Обратимся к авторским “ремаркам”, “комментирующим” психологическое состояние героя: “быстро выпрямился, раскрыл глаза”; “сказал, садясь на лавку и в упор глядя на неё”; “усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице”; “сказал он торопливо”; “нахмурясь, опять зашагал”; “забормотал”; “поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся”; “сказал он, качая головой”; “сказал он, отворачиваясь и подходя к окну”; “ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом”.

- Как видим, герой за какие-нибудь четверть часа немало пережил и перечувствовал — об этом говорит изменение состояния: от смятенно-изумлённого “узнавания” до горького сожаления при виде душевного ожесточения собеседницы.

 Первая реакция? (Покраснел.)

– Почему? (Стало стыдно.)

– За что? Как заговорил? (Глядя в пол, чувствует вину.)

– Наш герой заволновался во время разговора? Как ведет? (Покраснел до слез, нахмурился, зашагал.)

Как начал говорить? (Забормотал, все проходит, любовь, молодость.)

Возражает ему Надежда? (Любовь не проходит, не забывается.)

Как вы думаете, он ее любил? (Да, это были волшебные минуты, самое дорогое, что имел.)

- Чувство вины и стыда в душе героя даёт о себе знать практически с первых мгновений встречи и всё более возрастает по ходу “выяснения отношений”, о чём тоже “сообщают” авторские “ремарки”: “раскрыл глаза и покраснел”, “покраснел до слёз”. А вскоре и в самом деле заплакал, отвернувшись к окну, пытаясь скрыть “слабость”, а потом, уже не стесняясь: “И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил: «Лишь бы меня Бог простил. А ты, видно, простила»”.

-  Но, как выяснилось, она его не простила. Не тронули сердце даже эти запоздалые слёзы. “Приговор”, вынесенный ею, окончателен и, выражаясь языком документов, “обжалованию не подлежит”: “Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла... простить мне вас нельзя”. Троекратно повторенная фраза о невозможности прощения служит в данном контексте своего рода “мерой”, исчисляющей, насколько пропитана горечью, истерзана обидой страдающая женская душа.

Прочитаем на уроке ту часть диалога, где Николай выражает недоумение, узнав, что Надежда осталась одинокой.

“— Замужем, говоришь, не была?

— Нет, не была.

— Почему? При такой красоте, которую ты имела?

— Не могла я этого сделать.

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? <...> Помнишь, как на тебя все заглядывались?”

“Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот...” — признаётся Надежда. Такая самозабвенная преданность кажется Николаю Алексеевичу почти неправдоподобной, даже в чём-то неестественной.

“— Ведь не могла же ты любить меня весь век!

— Значит, могла”.

“— Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”.

Слово учителя.

- На первый взгляд такое самоотречение со стороны героини достойно восхищения. Однако стоит задуматься: любовь ли вела её по жизни? О былом увлечении она вспоминает почти с озлоблением. А какие слова находит для своего единственного мужчины после стольких лет разлуки? Только упрёки: “Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили...”

Обратим внимание ещё на один момент.

Николай Алексеевич задаёт Надежде множество вопросов: “Почему не осталась при господах?”; “Как ты сюда попала?”; “А где жила потом?”; “Замужем, говоришь, не была? Почему?” Значит, небезразлична ему судьба некогда любимой женщины. А вот Надежда желания спросить о чём-либо своего бывшего возлюбленного не испытывает. И факт этот — красноречивое свидетельство сосредоточенности исключительно на собственных переживаниях.

— А в каком контексте упоминает героиня о “тёмных аллеях”?

“И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой”. Собственно поэтических строк Надежда, вероятно, не помнит. Да и хотела ли она их помнить? Всякие “тёмные аллеи”... Понятно, что свет высокой любви давно померк в душе женщины. Романтические строки про “тёмные аллеи” ныне связаны в сознании героини лишь с вероломством избранника, став “знаком” рухнувших надежд и жизненного тупика. “Чудесная весна” обернулась хмурой осенью. Распахнутые навстречу будущему горизонты (“Они на берегу сидели...”), замкнувшись, сузились до величины тесной горенки в придорожной избе. Аромат весеннего цветения заменил запах “разварившейся капусты, говядины и лаврового листа”. И внешне Надежда стала иной.

беспросветна жизнь без любимого (ведь даже неразделённая любовь, любовь “на расстоянии”, любовь, обречённая на вечную разлуку, способна озарить человеческое бытие немеркнущим светом), а потому, что обида в буквальном смысле слова “застит” белый свет. Правда, нельзя не отметить, что эта самая обида, нанесённая много лет назад, стала для Надежды неким “стартовым капиталом”, который во многом предопределил её “карьерный рост”: надо полагать, что именно самолюбие отвергнутой господской служанки (а героиня, безусловно, не может не понимать, что причина расставания с любимым кроется в социальном неравенстве) заставило её с удивительным упорством стремиться “вверх”, именно оно превратило её в самостоятельную деловую женщину, именно оно и ныне держит “на плаву” новоявленную “железную леди” (“Баба — ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост даёт <...> Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя” — это отзыв возницы). Однако, констатируя материальное благополучие героини, писатель акцентирует внимание на её душевной опустошённости. А почему не сложилась любовь? (Разные сословия, любили по-разному, почти как в жизни бывает.)

И настрой рассказа грустный, задумчивый. Это подтверждает природа. (Осень, грусть, ненастье, тоска.)

Любовь без продолжения. Что же наши герои?

Николай? (Несчастлив, жена изменила, сын – негодяй, мот, без совести.)

Надежда? (Все хорошо, работа, дома уют, хранит память, но незамужем.)

Какова манера повествования рассказа? (Мягкая, спокойная, задумчивая.)

Чем заканчивается рассказ? (Раздумьем о жизни.)

Что сказал нам Бунин о любви? (Храните, цените, разглядите.)

-   Завершим заполнение опорной схемы

-У вас должна получиться схема, на которой в виде тезисов  выражена концепция любви по Бунину:

(слайд №20)

4 часть

(О “философии любви” у Бунина на заключительном этапе урока рассказывают учащиеся, которым было заранее поручено подготовить соответствующие сообщения по материалам книг известных отечественных литературоведов.)

-    В трактовке О.Н. Михайлова 

(слайд №21)

любовь в жизни бунинских героев выступает и как “страсть, захватывающая все помыслы, все духовные и физические потенции человека”, и как “некая сверхъестественная абсолютная сила”, поражающая “своей подчинённостью каким-то внутренним, неведомым человеку законам”. “Трагедийность” любви у Бунина, по Михайлову, вызвана, с одной стороны, “несовершенством мира в самых его основах”, с другой же стороны, любящим “необходимо расстаться”, чтобы “любовь не исчерпала себя, не выдохлась”, поэтому, “если этого не делают сами герои, в ход вмешивается судьба, рок, можно сказать, во спасение чувства убивающий кого-то из возлюбленных”. Исходя из этого, О.Н. Михайлов делает следующий вывод о бунинской концепции любви: “Любовь — прекрасный, но мимолётный гость на нашей Земле”; “любовь прекрасна” и “любовь обречена”.

-   На “несовместимость любви с земными буднями” указывает Ю.В. Мальцев.

(слайд №22)

“Катастрофичность любви” учёный связывает непосредственно с её особой сущностью: “В любви совершается выход из будней в подлинное существование, в то, чем должна была бы быть жизнь человека <...> Но состояние высшего счастья и напряжения не может длиться в условиях земных будней”. Именно поэтому, утверждает исследователь, “краткое счастье любви у Бунина сменяется катастрофой”, и, “следовательно, у любви не может быть счастливого житейского конца”

-    Многие литературоведы говорят о бунинском понимании любви как вечного несбывшегося. Об этом пишет, например, Н.М. Кучеровский:

(слайд №23)

 “...Катастрофичен мир, катастрофично чувство и сознание человека, радость бытия мгновенна... И любовь в этом мире — лишь воображение радости и счастья земного бытия и едва ли не самый короткий путь познания их неосуществимости”. “Осуществившись, эта мечта любви... перестаёт быть любовью: осуществление любви есть и её отрицание...”. По мнению Н.Кучеровского, “любовь у Бунина трагична”, во-первых, “в силу напора катастрофических сил окружающей человека реальности”, а во-вторых, по причине “вневолевой и мистически глубинной сущности” любви, которая “вдруг сваливается на человека, превращая обыденную человеческую жизнь в «какое-то экстатичное житьё», где-то сопрягается со смертью — и всё идёт прахом”

(После того как прозвучали сообщения учащихся, учитель подводит итоги сказанного, делает необходимые выводы.)

Слово учителя.  Выводы.

( слайд №24)

 - Любовь в изображении Бунина возникает как необъяснимое и непреодолимое притяжение, внезапная “вспышка” чувств, сродни “солнечному удару”. Для любви не существует границ и преград — ни возрастных, ни социальных, ни каких-либо иных, но сохранить, продлить отношения во времени бывает немыслимо в силу разного рода причин, начиная от внешних обстоятельств и заканчивая внутренними  законами самой любви, обусловленными её природой. Жажда любви соединяет двоих — на миг, а течение жизни неизбежно разводит — иногда навеки. У этой сказки в принципе не может быть реального бытового продолжения, и хороша она именно своей недосказанностью. Любовь как таковая входит в жизнь персонажей бунинских произведений в качестве воспоминания о неповторимых мгновениях испытанного некогда блаженства, светлого и прекрасного “далёка”. 

Тема любви, таким образом, непосредственно связана с темой памяти. Вообще говоря, категорию памяти Бунин причислял к тем основополагающим “величинам”, которые определяют духовную зрелость человека, являются “ядром” его нравственной системы, точкой отсчёта всех настоящих и будущих деяний. Любовь в произведениях Бунина, таким образом, выступает как одна из форм памяти, питающая человека живительными соками своей “ауры”, служащая “катализатором” процесса его духовного роста. Поэтому тот, кому есть что хранить в “запасниках” памяти, по-настоящему счастлив и духовно богат, невзирая на все трагические коллизии и сопряжённые с ними неизбежные потери.

Само содержание символа “тёмные аллеи” тоже реализуется через мотив памяти. Мы уже говорили о том, как по-разному и в разном контексте вспоминают и упоминают герои о “тёмных аллеях”, какие ассоциации вызывают у каждого из них огарёвские строки. Аллеи памяти персонажей новеллы в этом смысле не имеют точек соприкосновения в настоящем. А слова Николая Алексеевича: “Всё проходит...”; “Как о воде протекшей будешь вспоминать...” — героиня воспринимает как “формулу забвения”, оправдывающую реальную чёрствость и предательскую безответственность. Спеша уличить гостя в эгоистичной “забывчивости”, Надежда “выставляет”, как ей кажется, неоспоримый женский “козырь” — пронесённое сквозь время на знаменах памяти постоянство: “Всё проходит, да не всё забывается”. На самом деле в словах Николая Алексеевича (цитата из Книги Иова) заключена подлинная мудрость: нельзя жить, нагнетая страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, — эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда. Многозначительна в финале рассказа деталь, касающаяся главной героини: “Она... всё глядела в окно, как мы уезжали” (реплика возницы). На крыльцо проводить не вышла, горницу свою не покинула. Вот она — красота, запертая в тёмном тереме старых обид и ошибок. Отгородившись от мира, лишив себя реальных радостей настоящего дня, героиня оказалась “выключенной” из жизненного потока. “Тёмные аллеи”, применительно к героине бунинской новеллы, становятся символом бесполезного, бессмысленного блуждания в лабиринтах недоброй памяти о прошлом и в конечном счёте — отрешения от того, что должно составлять подлинную основу человеческого существования. Путь опасный и разрушительный для личности.

- На прошлом уроке  я некоторым из в давала индивидуальные творческие задания . Бунин всегда говорил , что для него самое главное  -  звук. Какой звук, какое настроение определили сюжет рассказа «Темные аллеи»?

(Некоторые учащиеся зачитывают свои  работы)

Бунин И. А.

Беру твою руку и долго смотрю на нее,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке - все твое бытие,
Я всю тебя чувствую - душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?
Но ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Уж мчится над нами!

Задание на дом. ( 1 по выбору)

(слайд № 25)

1) Напишите сочинение –рассуждение на тему:

«Любовь в жизни человека :

награда или  наказание?»

2) Дайте письменный  ответ на вопрос:

«Возможна ли человеческая жизнь без любви?»  Аргументируйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема любви в творчестве И.Бунина

Данный конспект - только часть урока-презентации. К сожалению, помещаемый материал презентации после сжатия теряет анимацию и звуковое сопровождение. Материалы к презентации соответствуют изображаемой...

Презентация «Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина»

Презентация посвящена жизни и творчеству Ивана  Алексеевича  Бунина. Она содержит фотографии  и иллюстрации, помогающими проследить жизненный путь писателя, определить  ключевые ...

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953)

Цели: познакомить с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.Ход урокаВсей жизнью своей, судьбой, биографией...

Концепция любви в творчестве Чехова, Бунина, Куприна

конспект урока литературы в 8 классе по сквозной теме любви...