Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказ «Грамматика любви».
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказ «Грамматика любви».
Как дико, страшно все будничное, обычное,
когда сердце поражено...
этим страшным «солнечным ударом»,
слишком большой любовью,
слишком большим счастьем!
И.А. Бунин
- Орг.момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Работа по теме урока.
- Актуализация знаний учащихся
Многие поэты и писатели размышляли в своих произведениях о любви.
- Ребята, назовите произведения о любви, которые мы уже с вами читали.
Тема любви – одна из постоянных и главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»- в этой фразе пафос изображения любви писателем. Почти во всех его произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюблённых И. Бунин видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым. Его герои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут.
Теме любви посвящены такие рассказы, как «Грамматика любви», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Натали», «Легкое дыхание», «Кавказ» и др.
В книгу «Темные аллеи» вошли 38 рассказов. Это шедевры позднего творчества писателя, который совершает беспрецедентную по художественной смелости попытку. Он 38 раз пишет «об одном и том же». Результат этого постоянства поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается. Бунин очень любил эту книгу. «Тёмные аллеи»,- писал он, - считаю, может быть, самой лучшей книгой в смысле статности, живости и вообще литературного мастерства».
- Сообщение заранее подготовленного ученика
Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям.
Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.
Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В СССР рассказы впервые начали печатать с 1955 года.
3. Беседа по рассказам И.А. Бунина о любви.
«Грамматика любви» — один из лучших рассказов И. А. Бунина на эту вечную тему — написан в 1915 г. О происхождении рассказа «Грамматика любви» Бунин вспоминал: «Мой племянник Коля Пушешников, большой любитель книг, редких особенно, приятель многих московских букинистов, добыл где-то и подарил мне маленькую старинную книжечку под заглавием «Грамматика любви». Прочитав ее, я вспомнил что-то смутное, о чем слышал еще в ранней юности от моего отца, о каком-то бедном помещике из числа наших соседей, помешавшемся на любви к одной из своих крепостных. Вскоре выдумал и написал рассказ от лица какого-то Ивлева, фамилию которого я произвел от начальных букв своего имени в моей обычной литературной подписи, с заглавием этой книжечки».
-Как вы понимаете название рассказа?
Слово «грамматика» — из научного лексикона. Слова в названии рассказа парадоксально связаны. Это выражение можно считать оксюмороном. Грамматика - «искусство читать и писать буквы» (в переводе с греч.). В рассказе Бунина говорится об искусстве любить, хотя чувствуется и некоторая авторская ирония: можно ли научиться любить по учебнику?
- Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей -помещиков?
- Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?
- Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?
- Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?
- Почему Бунин не дает портрета Ивлева, но подробно описывает сына Лушки?
- Какую роль играет этот портрет в рассказе?
- Какие детали играют в рассказе важную роль?
- Что составляет содержание «Грамматики любви, или Искусства любить и быть взаимно любимым»?
- В чем ценность «крохотной книжечки» «Грамматика любви»?
- Что позволяет заключить, что образ Лушки становится действительно святыней?
- Что же за человек этот Хвощинский — действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?
- Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?
- Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?
- Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?
Для Бунина любовь — великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Она сильнее смерти! Но картины семейного благополучия писатель не изображает: человек может рассчитывать только на мгновение счастья. Однако мгновение это остается в душе навсегда. Герой рассказа Ивлев лишь соприкоснулся с необыкновенной и трагической историей любви. Он никогда не видел Лушку, не видел Хвощинского, но их любовь, их судьба приобрели значение гораздо большее, чем частный случай, они стали преданием.
IV. Закрепление изученного
Ответить на вопрос: «В чём особенности повествовательной манеры Бунина-прозаика в 1900-е - 1910-е годы? «
V. Подведение итогов урока.
В своём цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» И.А. Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название такое не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и «тёмные закоулки» подсознания, во власти которого находится любовь. Часто эти аллеи мрачны и жестоки.
Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина - это зарница: вспыхнула и погасла. Об этом свидетельствуют слова эпиграфа к нашему уроку. Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке «есть высокое значенье». Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь».
V. Домашнее задание: читать повести А. Куприна «Поединок», «Олеся».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.
И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...
Тема любви в творчестве И.А.Бунина
Урок на материале рассказов Бунина "Последнее свидание", "Солнечный удар", "Тёмные аллеи"....
Урок по литературе в 11 классе "Тема любви в творчестве И.А. Бунина".
Рассказ И.А. Бунина "Холодная осень", по моему мнению - самый эмоциональный, самый чувственный. В моей практике не было ученика, который остался бы равнодушным после прочтения произведения. Этот расск...
Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
Урок в 11 классе...
Урок литературы в 11 классе по теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина».
Урок литературы в 11 классепо теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина». Цели урока:· раскрыть значение темы любви ...
Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказ "Чистый понедельник"
Презентация к уроку литературы в 11 классе....
Тема любви в творчестве Чехова и Бунина
Тема любви в творчестве Чехова и Бунина...