Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.
статья по литературе ( класс) на тему

Покручина Майя Юрьевна

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_litsey_32.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся
на уроках литературы в рамках изучения творчества
Ивана Алексеевича Бунина.

Влияние литературы, художественного образа на душу и личность учащегося, как, впрочем, каждого человека, велико. Та яркая матрица, которая наложила отпечаток на внутренний мир подростка, во многом определяет его стиль поведения, жизненные ориентиры, идеалы, оказывает сильнейшее влияние на  судьбу, художественный образ может определить жизненный выбор человека.

Уроки литературы позволяют учащимся понять не только мотивы и поступки героев художественных произведений, но и самих себя, они позволяют осознать себя как личность, сформировать высокую шкалу нравственных ценностей. Святитель Василий Великий в сочинении «К юношам» утверждает, что истинная литература обладает удивительным свойством возводить к добру, даже изображая зло. Художественный образ, обладает необыкновенной силой воздействия на человеческую личность: образ положительного героя, оставшийся в сердце с детства, в решающую минуту выбора между добром и злом может помочь человеку остаться Человеком. Именно поэтому формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы является ведущим.

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом.

Ценностно-смысловую компетентность обучающихся обеспечивают личностные универсальные учебные действия: это умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • Смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Обратимся непосредственно к творчеству И.А. Бунина, поразмышляем, какие именно ценностные установки содержатся в его произведениях, на какие мысли они могут натолкнуть учеников в ходе уроков? В курсе школьной программы обычно изучаются такие произведения И.А. Бунина, как «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», а также лирические произведения.

Зачастую рассказы И.А. Бунина сложны для восприятия учащихся. Поэтому, чтобы вникнуть в содержание, выяснить, что хотел сказать автор, необходимо не только пытаться понять сюжет, но также обратить внимание на выразительные средства языка, художественные особенности произведения. Так, рассказ Бунина «Антоновские яблоки» передает целую бурю эмоций: это описание родной природы, ее яркость, броскость, живость, и, с другой стороны, ее скромность, печаль. Автор с восхищением описывает осень в деревне, и тут же говорит не только об уходящем времени года, но и об уходящей жизни и поэзии старинного русского быта. Не имеющее явного четкого сюжета произведение формирует у учащихся способность любить мир вокруг себя, ценить каждое мгновение жизни и наполнять его великим смыслом.

Рассказы «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник» раскрывают перед учащимися тему любви, этого загадочного и таинственного чувства. По мнению Бунина, любовь — вот самая главная, а, может быть, единственная ценность в жизни человека. Она — не только безмерная радость, но и горе, огромная боль. Однако без любви жизнь человека — это «холодная ранняя осень», бесцельное увядание и смерть. Бунин пытается показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. Таким образом, в ходе изучения данных произведений у учащихся формируются такие ценностно-смысловые компетенции, как 1)способность видеть многообразие мира и взаимоотношений людей, 2)понимание моральных норм и нравственного аспекта поведения, 3)ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, 4)понимание понятий «Красота», «Любовь», «Вера», «Чистота», «Искренность» и их важности в жизни любого человека.

Особое внимание обращает на себя рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», автор поднимает в нем проблемы жизни и смерти, человека и природы, назначения человека на Земле. Рассказ заставляет задуматься о том, что же является главным в жизни каждого человека, к чему следует стремиться, чтобы не потерять душу. Это произведение заставляет учащихся задаться вопросом выбора личного, профессионального и жизненного самоопределения, формирует четкие ценностные установки.

Иван Алексеевич Бунин посвятил свою жизнь поиску смысла человеческого существования, а также определению абсолютных ценностей бытия. Именно поэтому, полагаем, изучение его творчества, должно играть важную роль в формировании ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы, способствовать развитию личностных качеств учащегося.

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;

- осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность

формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ

применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...

Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках литературы и русского языка

Методический доклад на тему "Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках лите...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс

Данная работа является исследованием  роста  учебно-познавательной компитенции в рамках разновозрастного обучения...

«Визуальная аналогия как инструмент создания ценностно-смыслового образовательного пространства на уроке литературы»

Динамика сюжетной линии художественного произведения, её пиковые точки образуют «эмоциональный рисунок» потенциального урока (или целого комплекса уроков). Сформировать ценностно-смысловое пространств...

статья Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции при изучении литературных произведений.

В статье представлен опыт работы по формированию личностных УУД на уроке литературы в 8 классе по теме "Прошлое - родина души человека" (по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на кото...