Презентация «Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина»
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Егорова Светлана Алексеевна
Презентация посвящена жизни и творчеству Ивана  Алексеевича  Бунина. Она содержит фотографии  и иллюстрации, помогающими проследить жизненный путь писателя, определить  ключевые  биографические и творческие  моменты. Презентация включает в себя богатый литературный материал и  предназначена для использования на учебном занятии. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала. Презентация может быть использована студентами при самостоятельной  подготовке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_i.a.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ГБПОУ ВО « Острогожский многопрофильный техникум» Презентация на тему «Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина» по предмету «Литература» Разработчик: Егорова Светлана Алексеевна Острогожск

Слайд 2

Презентация посвящена жизни и творчеству Ивана Алексеевича Бунина. Она содержит фотографии и иллюстрации, помогающими проследить жизненный путь писателя, определить ключевые биографические и творческие моменты. Презентация включает в себя богатый литературный материал и предназначена для использования на учебном занятии. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала. Презентация может быть использована студентами при самостоятельной подготовке.

Слайд 3

Иван Алексеевич Бунин 1870 - 1953

Слайд 4

Мастер мирового масштаба Оказавшись в зрелые годы на чужбине, именно И.А. Бунин стал в глазах первого поколения русской эмиграции олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры. Вместе с тем о Бунине уже при его жизни заговорили как о блестящем мастере не только российского, но и мирового масштаба. Высокую оценку его творчеству дали Т.Манн, Р.М.Рильке, Р.Роллан, А.Жид и многие другие известные писатели. Именно И.А.Бунину в 1933 году, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе Более чем шестидесятилетний путь Бунина в литературе распадается на две хронологически примерно равные части – дооктябрьскую и эмигрантскую. И хотя после катастрофических событий 1917 года писатель не мог не измениться, его творчество обладает высокой степенью целостности – редкое качество для русской культуры 20 века « Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и… Жуковский » - со спокойной уверенностью утверждал на склоне лет И.А.Бунин.

Слайд 5

Биография Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Бунин детство провел именно в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. Затем молодой поэт поступил учиться в Елецкую гимназию. Однако не закончил ее, вернувшись домой. Дальнейшее образование в биографии Ивана Алексеевича Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901). Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят лучшие рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915). Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук. Резко встретив революцию, навсегда покидает Россию. В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию

Слайд 6

Людмила Александровна Бунина Алексей Николаевич Бунин

Слайд 7

И.А.Бунин. 1889 г. В 1886 г. И.Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованием под руководством старшего брата Юлия И.Бунин знакомится с Л.Н.Толстым и А.П.Чеховым. В 1895 г. выходит первый рассказ Бунина «На край света» В 1903 г. за стихотворный сборник «Листопад» удостоен Пушкинской премии

Слайд 8

Переломным в судьбе начинающего писателя стал 1895, когда он оставил службу в Полтаве и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву, где у него образовался широкий круг знакомств среди писателей Особенно важными были знакомство с А.П. Чеховым и сближение с участниками московского литературного кружка «Среда» ( в конце века в кружок входили М. Горький, А. Куприн и другие) В 1900-е годы большая часть Бунинских стихотворений и рассказов публиковались издательством «Знание», которым руководил М. Горький, дороживший сотрудничеством с самым ярким, как он считал, талантом своего писательского поколения И.А. Бунин, В.В. Пащенко. Полтава. 1892 г.

Слайд 9

В характере Бунина – настойчивая тяга к перемене мест, стремление постоянно разнообразить круг жизненных и художественных впечатлений. Путешествия – едва ли не главная жизненная страсть Бунина. Уже в 1880-1890-е годы он много странствовал по России, а в начале нового века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии.

Слайд 10

Универсализм Бунина Отличительная черта творчества Бунина – его универсализм Писатель одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Переводческая работа сопутствовала писательскому росту. Бунин с увлечением переводил шекспировского «Гамлета», в последующие годы – Петрарку, Байрона и других. Главной переводческой работой Бунина стала «Песнь о Гайовате» Г.Лонгфелло, опубликованная в 1896 году Школа поэтического перевода с ее поиском единственно возможного слова – один из источников бунинского мастерства Работа над стихотворными переводами помогла ему в совершенстве овладеть и формой классического русского стиха Памятник Бунину

Слайд 11

В жизни Бунин чрезвычайно любил личную свободу. Поэтому, на протяжение всего своего творческого пути он исполнял сольные партии, зачастую нелицеприятно отзываясь о достоинствах своих коллег-писателей В 1910-е годы Бунин вступил сложившимся художником с устойчивой репутацией одного из лучших в России мастеров слова Предреволюционное десятилетие – время создания таких бунинских шедевров, как повести «Деревня»и «Суходол», рассказы «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Грамматика любви» и другие К этому времени окончательно определяются важнейшие принципы его мировоззрения и творчества, достигает отточенности стиль "Поэт И.А. Бунин". Дружеский шарж М.Линского. 1909

Слайд 12

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» В рассказе "Господин из Сан-Франциско" И.А.Бунин раскрывает своё отношение к капиталистическому обществу. Рассказ построен на обобщениях и противопоставлениях. Пароход "Атлантида" - это как бы модель капиталистического общества. Совсем разной жизнью живут трюм и верхняя палуба. "Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскалённого угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки, курили, цедили коньяк и ликёры...« Подробно описывается роскошная жизнь на "Атлантиде", где всё время занято едой или подготовкой к поглощению пищи. Пассажиры едят, пьют, и забывают о Боге, о смерти, о покаянных мыслях. Они не думают о страшном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под "бесстыдно-грустную музыку", обманывают себя лживой любовью и за всем этим не видят истинного смысла жизни. На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско (Бунин даже не дал ему имени) автор говорит о пустоте, бесцельности, никчёмности жизни типичного представителя капиталистического общества. Даже перед смертью герою рассказа не приходит просветление, мысль о Боге, покаянии, грехах. Его смерть как бы предвещает гибель всего несправедливого мира "господ из Сан-Франциско", который для Бунина - лишь одна из форм проявления "всеобщего зла" .

Слайд 13

«Антоновские яблоки» Эти слова из стихотворения К. Бальмонта «Памяти Тургенева» как нельзя лучше передают настроение рассказа «Антоновские яблоки». Видимо, не случайно, что на страницах одного из первых своих рассказов, сама дата создания которого чрезвычайно символична, И.А. Бунин воссоздает мир русской усадьбы. Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, история культуры золотого века и ее судьба на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода и индивидуальная человеческая жизнь. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах – лейтмотив не только этого рассказа, но и многочисленных стихотворений, таких как «Высокий белый зал, где черная рояль…», «В гостиную сквозь сад и пыльные гардины…», «Тихой ночью поздний месяц вышел…». Однако лейтмотив упадка и разрушения преодолевается в них «не темой освобождения от прошлого, а на против, поэтизацией этого прошлого, живущего в памяти культуры… Стихотворение Бунина об усадьбе свойственны живописность и в то же время вдохновенная эмоциональность, возвышенность и поэтичность чувства. Усадьба становится для лирического героя неотъемлемой частью его индивидуальной жизни и в то же время символом родины, корней рода» (Л. Ершов). «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые впечатления его богаты. Мир его – по преимуществу мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний. Дворянских гнезд заветные аллеи

Слайд 14

Особенности произведений Бунина о любви « Тёмные аллеи» - уникальная в русской литературе книга, где все 38 новелл посвящены чувствам любви. Изображение любовной страсти исполнено у Бунина психологического, символического, философского значения. Острый накал чувств выявляет глубокий природный трагизм жизни. Катастрофические развязки рассказов на разный лад подтверждают скрытую общую мысль книги: продолжительное счастье влюблённых в этом дисгармоничном мире невозможно. Трагические любовных треугольники, то и дело возникающие в сюжетах бунинских новелл («Кавказ», «Муза», «Генрих»), подтверждают глубоко русскую мысль о том, что своё счастье невозможно построить на несчастье другого человека. Суверенное право каждого человека на особый внутренний мир также оказывается в разладе с чувственным влечением любовников и стремлением обладать любимым существом («Чистый понедельник»). Наконец, единая цель бытия связывает собою всех живущих на свете, и любовная страсть героев вторгается в отношения между родными и близкими влюблённых («Руся», «Красавица»), принося с собою беду и горе. Однако в целом сумрачные тона не преобладают в книге: автор ведет читателя не к едкой мрачности отчаяния, а к прочувствованному, выстраданному и одухотворённому трагизму бытия.

Слайд 15

В рассказах И. А. Бунина мы видим богатую, разнообразную, сложную гамму оттенков любви – этого самого неразгаданного на земле чувства. Восторг, упоение, блаженство, радость и мука, боль и страдание… Писатель не претендует на энциклопедизм, но исследует природу любви, её разновидности: любовь-самозабвение, любовь-страсть, любовь-безумие. Отсюда разнообразие характеров и сюжетов в его рассказах. Любовь – главная тема последней книги Бунина «Тёмные аллеи», которая стала одним из шедевров позднего периода его творчества. Сам писатель считал эту книгу своим самым совершенным созданием.

Слайд 16

«Темные аллеи» Тёмные аллеи « были написаны во время Второй Мировой войны, когда семья Буниных оказалась в крайне бедственном положении. Позднее, поднося в дар эту книгу Зинаиде Шаховской, писатель написал на титульном листе: « «Декамерон» написан был во время чумы. «Тёмные аллеи» в годы Гитлера и Сталина – когда они старались пожрать один другого» Таким образом, поэтическая книга, написанная в трагическое время, воспринималась как пиршество духа, торжество любви во время войны, террора, голода, которые были сродни средневековой чуме Предельно откровенным и смелым может показаться изображение Буниным любви. Его героя влечет к противоположному полу с роковой силой. Действующие лица «Тёмных аллей» не противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали Любовь у Бунина «преступна» - она перешагивает через нормы, выходит за рамки обыденности. Но эта анормальность для Бунина есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль, как и всё установленное людьми, сплошь и рядом оказывается условной схемой. Любовь преодолевает рамки и условности, потому что выступает проявлением естественной, живой жизни. Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух, по его мнению, невозможно постичь, не познав плоти. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному, он не признавал понятие женского греха. В его восприятии любовной темы отсутствовало неприязненное отношение к женскому началу, не было опошления любви. В сборнике «Тёмные аллеи» показаны любовь духовная, платоническая и плотская, чувственная, физическая страсть.

Слайд 17

Позиция Бунина по отношению к русской жизни выглядела непривычно. Хотя он и был блестящим мастером, его суждения о России, русском человеке, русской истории – слишком отстраненными, внешними И.Бунин был далёк от политики, но всегда высказывал своё отношение к происходящему. Он не понял революцию 1905 г. Встревожили Бунина события Первой мировой войны и революция 1917 г Не приняв власть большевиков, Бунин вынужден был в 1920 г. покинуть Россию И.А.Бунин. Париж 1901 г.

Слайд 18

Жизнь в эмиграции Интересно, что если перед революцией многие рассказы Бунина содержат «зарубежный» материал, то в эмиграции почти все произведения – о России Шедеврами эмигрантского периода творчества стали повесть «Митина любовь», автобиографическая книга «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов о любви «Темные аллеи» и художественно-философский трактат «Освобождение Толстого»

Слайд 19

И.Бунин. 1928 г. С 1927 по 1939 г. И.Бунин работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»

Слайд 20

«Жизнь Арсеньева» «Жизнь Арсеньева» – книга о любви, о смерти, о трагической радости существования в грозном и одновременно прекрасном мире; книга о России и о творческой силе памяти. Художническая память, согласно позднему Бунину, способна возвысить человека над хаосом проходящей жизни, потому что она не мене реальна, чем поток непосредственных воздействий действительности Вне эстетики по Бунину, бессмысленно искать оправдания бытию, лишь творчество наделяет его смыслом. «Вещи и дела, аще не написании бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написании же яко одушевленные…»

Слайд 21

И.Бунин. 1933 г. В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. В официальном сообщении говорилось : « Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 г. Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер»

Слайд 22

В 1953 г. в Париже И.Бунина не стало

Слайд 23

«Бунин у нас , в нашей литературе – последний бесспорный, несомненный представитель эпохи, которую мы не напрасно называем классической…» (Георгий Адамович)

Слайд 24

Агеносов В.B. Русская литература XX в. Ч. 1,2. 11 кл. – М.: «Дрофа», 2007. Качурин М.Г. Русская литература. 10 кл. – М.: «Просвещение», 2007. Кутузов А.Г. В мире литературы. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. – М.: «Дрофа», 2000. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Ч. 1,2. 10 кл. – М.: «Просвещение», 2000. Литература / Под ред. Г.А. Обернихиной: Практикум. – М.: «Академия», 2008. Русская литература XX в. / Под ред. В.П. Журавлева. Ч. 1,2. 11 кл. – М.: «Просвещение», 2008. Русская литература XX в. / Под ред. Ю.И. Лыссого. Учебник - практикум. – М.: «Мнемозина», 2000. Методика преподавания литературы – http://metlit.nm.ru . Русская виртуальная библиотека – http://www.rvb.ru . Список использованной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...