Урок изобразительного искусства в 5 классе "Зимняя пора" (конспект урока с приложениями)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Урок "Зимняя пора" проведен по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство. 5-9 классы» в 5 классе. Программа разбита на блоки. Этому уроку предшествовало изучение «Поэтического образа природы в изобразительном искусстве» в первой четверти в сентябре месяце через выполнение пейзажа. Этот урок посвящен изучению блока «Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека» через выполнение пейзажа по теме «Зимняя пора», «Зимние причуды». В программе подразумевается и дальнейшее изучение тем этого цикла. В третьей четверти мы с учащимися будем выполнять коллективный макет «Сельская улица». (Масленица- приход весны). В четвертой четверти изучается «Образ единения человека с природой в искусстве», а именно «Изображение в искусстве животного…» (9 блок) и «Тема защиты природы в искусстве» (10 блок). Актуальность этого урока объясняется приходом зимы.
Оборудование: магнитофон, кассета с мелодиями песен о разных временах года, с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин Константин Коровин «Зимой», Василий Иванович Суриков «Зима в Москве», Архип Иванович Куинджи «Солнечные пятна на снегу», «Пятна лунного света в лесу. Зима», Порфирий Никитич Крылов (Н.С.) «Зимний пейзаж», дидактический материал «Последовательность изображения
пейзажа», стекло, кисть, гуашевые краски, лист белой бумаги.
При проведении урока ставились цели:
-продолжить знакомство с пейзажем как жанром изобразительного искусства;
-развивать творческое воображение;
-формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
-совершенствовать умения и навыки отражения в рисунке природных явлений;
-воспитывать любовь к природе.
Цели урока достигнуты. Огромную роль сыграло присутствие музыки, репродукций картин о зиме, активное участие детей в обсуждении темы урока, так как они знакомы с жанром изобразительного искусства «Пейзаж» с 4 класса. Моя задача на уроке – повторить уже известный материал, используя жизненный опыт учащихся.
Новым на уроке было использование техники монотипии. Такую технику дети в начальной школе не применяли. В 5 классе впервые она применялась при изучении темы «Осенний пейзаж». Построение урока учитывало учебную подготовку и развитие учащихся данного класса. Ребята проявляли активность и заинтересованность в течение всего урока. Темп урока был довольно быстрым. Учащиеся постоянно были в поле зрения учителя.
В начале урока была проверена готовность детей к уроку, следующий этап был посвящен обобщению уже имеющихся знаний и приобретению новых навыков в технике монотипии. Учитель контролировал выполнение работы учащимися. На данном уроке работа не завершена, так как программой на ее выполнение отводится 2 часа. Работа по моделированию формы будет продолжена на следующем уроке. Дети, у которых планируемый оттиск не получился, получили домашнее задание – отработать навык, приобретенный на уроке.
В ходе проведения рефлексии было выявлено, что детям было интересно, им понравилась работа в данной технике. Урок способствовал раскрепощению детей, профилактике утомляемости в ходе учебного дня.
Задачи, которые я ставила на урок, выполнены полностью. Я уроком довольна, довольна деятельностью детей. Если у детей что-то и не получилось в выполнении самой техники, то это не беда- мы еще не волшебники, мы только учимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ИЗО в 5 классе "Зимняя пора" (конспект урока) | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
станицы Новопетровской
учитель Совтус Светлана Михайловна
Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство.5-9 классы»
ТЕМА УРОКА «ЗИМНЯЯ ПОРА»
5 КЛАСС
Цель: развитие эстетического восприятия природы и её отображение
в произведениях различных видов искусства;
Задачи:
Образовательная – учить выполнять пейзаж в технике монотипии;
Развивающая - формирование навыков посильного создания художественного образа природы; развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
Воспитательная – воспитание бережного отношения к природе, воспитание эстетического отношения к действительности.
Оборудование: магнитофон, кассета с мелодиями песен о разных временах года,
с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Времена
года», репродукции картин Константин Коровин «Зимой», Василий
Иванович Суриков «Зима в Москве», Архип Иванович Куинджи
«Солнечные пятна на снегу», «Пятна лунного света в лесу. Зима»,
Порфирий Никитич Крылов (Н.С.) «Зимний пейзаж»,
дидактический материал «Последовательность изображения
пейзажа», стекло, кисть, гуашевые краски, лист белой бумаги.
План – конспект урока.
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме урока.
- Попурри из 4-х отрывков песен о разных временах года.
О чем эти песни? ( о временах года)
- Времена года – любимейшая тема в искусстве поэтов, художников, музыкантов.
Иван Захарович Суриков в своем стихотворении «Зима» писал:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
- А кого вы знаете еще из поэтов, кто писал о Зиме.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»:
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Михаил Юрьевич Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…
Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Вьюга злится за окном…»
Вьюга злится за окном,
Белая береза
Вся окутана кругом
Инеем мороза…
- Ребята, а художники писали картины про Зиму.
Какие вы знаете картины, написанные о зиме.
Константин Коровин «Зимой»
Василий Иванович Суриков «Зима в Москве»
Архип Иванович Куинджи «Солнечные пятна на снегу»
«Пятна лунного света в лесу. Зима»
Порфирий Никитич Крылов (Н.С.) «Зимний пейзаж»
- На доске репродукции названных картин.
Какое время года изображено в произведениях?
Мы видим начало или конец зимы? (Коровин, Крылов) (неглубокий, чистый , рыхлый, почти нетронутый снег, говорит о начале зимы)
Какое здесь состояние природы? ( спокойное, тихое, умиротворенное)
Какие цвета преобладают в картинах? (белый, синий, черный)
Какие вы знаете выразительные средства живописи? (перспектива, светотень, линия, силуэт)
Какими средства художники используют в названных картинах ?
Вывод: На картинах мы видим удивительное свойство живописи . Художники создают иллюзию жизни, передают зримые образы действительности, и в тоже время отмечают неподвижность живописного изображения, передающего один момент, одно состояние.
3. Тема урока. Цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с образом времени года в искусстве. Тема урока «Зимняя пора». На уроке мы будем совершенствовать умения и навыки отражать природные явления, а именно при написании пейзажа «Зимние причуды», выполнять данную работу будем в технике монотипии.
Повторим что такое пейзаж, живопись, монотипия, последовательность изображения пейзажа. Я хочу, чтобы при написании пейзажа вы проявили творчество и чтобы одинаковых работ у нас не было.
4. Повторение знаний.
Что такое пейзаж? (жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы)
Что такое живопись?(вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, познания явлений и предметов действительности решаются цветом. Произведения живописи создаются красками.)
Что такое монотипия? (техника выполнения рисунка, когда на стекло наносится кистью, палочкой рисунок гуашевой краской, затем прикладывается бумага и делается оттиск.)
Какие вы знаете виды пейзажного жанра? –
Сельский пейзаж Городской пейзаж
Парковый пейзаж Морской пейзаж
Архитектурный пейзаж Индустриальный пейзаж
Героический пейзаж Декоративный пейзаж
Эпический пейзаж Исторический пейзаж
Романтический пейзаж Космический пейзаж Пейзаж настроения
Повторим последовательность изображения пейзажа:
Изображение пейзажного мотива:
Определение формата и положения листа бумаги.
Проведение линии горизонта, определяющей соотношение земли и неба.
Рисование на земле основных элементов пейзажа (самые важные и большие)
Отмечают обобщенную пространственную форму
по внешним контурам светл. линиями по законам линейной перспективы.
Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется
по законам воздушной перспективы
Тонирование рисунка:
-установление тоновых отношений между землей и небом;
-передаем тоновые различия между элементами первого плана и землей;
-потом между элементами первого плана и небом;
-переходим к тоновым отношениям между всеми планами и частями
каждого плана.
Живописное изображение пейзажа:
-представляем себе цветовой строй пейзажа;
-цветовой строй пейзажа задается освещением (солнцем, луной, небом)
и состоянием атмосферы;
-фиксируем основные цветовые отношения земли и неба и связанных
с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану.
Моделировка формы:
-передаем объем каждого элемента пейзажа;
-передаем объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими
в результате взаимодействия всех элементов данного плана;
-устанавливаем цветовую связь между всеми планами пейзажа.
5. Рефлексия. Музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ребята попрошу вас расслабиться, сесть как вам удобно, закрыть глаза, представьте что вы на природе, у каждого из вас появляется своя картинка, попробуйте войти в эту картинку и почувствовать себя в образе какого-то элемента на картинке.(дерева, сугроба, веточки, тучки, тени…)
Оставайтесь в этом же состоянии только откройте глаза, возьмите кисти в руки, краски и попробуйте написать на стекле свою увиденную картинку.
(техника безопасности при работе со стеклом)
6. Самостоятельная работа учащихся.
7. Итог урока.
-На этом этапе работу заканчиваем. На следующем уроке мы с вами продолжим эту работу. Нам остался последним этап изображения пейзажа - моделировка формы. Это мы будем делать с помощью фломастеров или гелевых ручек. Что вам и надо будет принести на следующий урок.
Ребята что нового вы узнали на уроке? Что на ваш взгляд было интересн.? Что ты хотел изобразить? Получилось ли у тебя, что ты задумал?
В начале нашего урока мы говорили о том что времена года- это любимейшая тема в творчестве поэтов, художников, еще это любимейшая тема в творчестве композиторов.
Во время выполнения работы вас сопровождала музыка П.И. Чайковского.
Очень много песен народных сложено о зиме.
Я хочу закончить наш урок песней, кто знает подпевайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства в 8 классе Тема урока: «Дизайн и архитектура моего сада»
Аннотация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада». Целью данного урока является знакомство учащихся с пр...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Уроки-беседы как вид учебной деятельности на уроке изобразительного искусства
Уроки-беседы незаслуженно отодвинуты на второй план в процессе обучения изобразительному искусству. В них содержится неисчерпаемый запас новых педагогических идей и приемов, с помощью грамотного постр...
Урок изобразительного искусства в 8 классе. Тема урока:"Вещь в городе и дома. Городской дизайн"
Программа под редакцией Б.М. Неменского. Урок изобразительного искусства в 8 классе. Тема урока: " Вещь в городе и дома. Городской дизайн.Представлен визуальный материал в виде презентации....
Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема урока Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Древнегреческая вазопись-
Рабочая программа для открытого урока...
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЖИВОПИСИ. Разработка урока изобразительного искусства в 7 классе
Цели урока:- создать условия для формирования у учащихся представлений о роли монументального искусства в создании исторической памяти народа и в народном самосознании;- способствовать развитию у учащ...
Комментарии
Урок имеет интеграцию с
Урок имеет интеграцию с курсом «Музыка», «Литература», рассказывает о глубокой связи природы с искусством, формирует эстетический вкус учащихся, воспитывает у учащихся чувство любви к Родине, к окружающей нас природе.На протяжении урока учащиеся имеют возможность не только увидеть картины выдающихся художников, но и услышать музыку великих композиторов, услышать отрывки знаменитых поэтов. Cчитаю, что следует использовать ваш опыт в своей работе.
Считаю, что для реализации
Считаю, что для реализации цели и задач урока использовались различные методы и приемы обучения, т.е. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, которые с помощью средств изобразительного искусства (художественных материалов и техники исполнения, теоретических знаний) могут вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока.
Спасибо за предоставленный
Спасибо за предоставленный материал! Интересный урок своим разнообразием методов работы с учащимися.