Интегрированный урок (литература – история – музыка – русский язык )Семинар « Ученый совет» По поэме А. Ахматовой "Реквием"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе по поэме А. Ахматовой " Реквием"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Желтинская СОШ.

Интегрированный урок

(литература – история – музыка – русский язык )

Семинар « Ученый совет»

Учитель русского языка и литературы: Шаульская Евгения Леонидовна.

Цели и задачи:

  • Вместе с учащимися осмыслить трагедию сталинских репрессий.
  • Раскрыть, как история страны преломляется и отражается в творчестве А.А.Ахматовой.
  • Научить рассматривать исторические  явления через призму времени, через прочтение литературных произведений эпохи.
  • Проанализировать своеобразие жанровой формы поэмы «Реквием».
  • Развивать умение высказывать свою точку зрения.
  • Развивать умение работать с литературно-критическими материалами.
  • Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия.
  • Развивать кругозор учащихся.

Оборудование:

  • Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой.
  • Портрет А.Ахматовой.
  • Фонозапись: Моцарт «Реквием».
  • Портрет Моцарта.
  • Таблички: «историки», «биограф», «языковед», «литературовед», «культуровед».
  • Шапочка ученого.
  • Пазл «Поэма А.А.Ахматовой «Реквием».

План занятия.

  1. Эпоха сталинских репрессий.
  2. Личная судьба А.Ахматовой.
  3. Исторические реалии в поэме «Реквием».
  4. Значение слова «Реквием» - жанровая форма.
  5. Жанровая форма поэмы, отражение в поэме библейской темы.
  6. Моцарт «Реквием». Как взаимосвязаны произведения Моцарта и Ахматовой?
  7. Лирическая героиня в поэме А.Ахматовой.

  1. Постановка целей урока:
  • Как история преломилась в творчестве А.Ахматовой?
  • Раскрыть особенности жанра поэмы.
  • Какой предстаёт лирическая героиня в поэме?
  1. Учитель литературы: Открываем учёный совет. Каждый из вас работал над отдельным вопросом и, объединив вашу работу, мы можем ответить на поставленные вопросы. Итак, на заседании учёного совета присутствуют историки, биограф, языковед, культуровед, литературоведы и эксперт в области истории  Лазовская Наталья Анатольевна.

В ходе нашего учёного совета вы заполните вот это полотно под названием «Поэма А.Ахматовой «Реквием».

     3. Учитель истории: Советский народ в 30-е годы жил как бы в нескольких измерениях. Вся страна жила в  единых ритмах, пела песни Дунаевского, смотрела фильмы «Чапаев» и «Весёлые ребята». Со всех сторон: с плакатов, с фотографий смотрел великий вождь « мудрый учитель и отец всех народов» И.В.Сталин. Парадное государственное великолепие уживалось с очень скромными жизненными благами большинства населения страны. Весёлая, радостная жизнь проходила на фоне судебных процессов  «врагов народа». Сталинские репрессии – вот вторая половина медали 30-х годов. Я попрошу историков раскрыть суть сталинских репрессий.

Первый историк: Сообщение «Сталинские репрессии».

Учитель литературы: Как сталинские репрессии повлияли на развитие литературного процесса?

Второй историк: Сообщение «Свобода» творчества.

Один из историков заполняет поле пазла.

Учитель литературы: Да, машина репрессий не щадила никого. Под эту машину попала и А.Ахматова. Я попрошу биографа творчества поэтессы рассказать нам о том, как сталинские репрессии отразились на личной судьбе А.Ахматовой?

Биограф: Сообщение «Трагедия поэтессы А.Ахматовой».

                Заполняет поле пазла.

Учитель литературы: Очень часто ключом к пониманию содержания произведения является его название. Попрошу языковеда раскрыть смысл слова, которое является названием поэмы.

Языковед: Древопонятие слова «реквием».

Заполняет поле пазла.

Учитель литературы: Итак, мы увидели, что реквием – это ещё и форма заупокойной мессы и траурного музыкального произведения. Возникает вопрос, как Ахматова интерпретирует эти две формы в поэме?

Литературовед: Сообщение «Библейская тема в поэме».

Заполняет поле пазла.

Культуровед: Сообщение « В.А.Моцарт и А.А.Ахматова».

Слушание: Моцарт. «Реквием» ч8. «Лакримоза».

Заполнение поля пазла.

Учитель литературы: Всё сказанное вами позволяет сделать ряд выводов, благодаря тому, что А.Ахматова обращается к музыкальной форме поэмы. Как изменяется лирическая героиня Ахматовой на протяжении всей поэмы?

Литературовед: Сообщение «Лирическая героиня Ахматовой».

Заполняет поле пазла.

Учитель литературы: Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, Ахматова трактует её очень ярко и мощно. Но где, по мнению Ахматовой, должен стоять этот памятник?

Ответы учащихся.

Учитель  литературы: Каким вы представляете себе памятник А.Ахматовой?

Ответы учащихся.

Учитель литературы: Нигде в поэме не звучит мотив возмездия и мести. Почему?

Ответы учащихся.

Учитель истории: Развенчание культа личности Сталина и репрессий 30-х годов произошло после смерти Сталина в конце 50-х годов. Могла ли А.Ахматова выступать от имени всего народа?

Ответы учащихся.

Учитель литературы: Поэма А.Ахматовой отличается мощным эпическим размахом, раскрытием современности на широком всемирно-историческом фоне. Эта поэма – уникальное художественное произведение, что позволяет ей войти в сонм классиков отечественной словесности.

Учитель истории: Сегодня мы на ярком примере творчества А.Ахматовой увидели, что история – это жизнь реальных людей, с их бедами и страданиями, что колесо истории не оставляет никого в стороне.

Подведение итогов.

Домашнее задание: Выделить изобразительно-выразительные средства в поэме.

Пазл: Поэма «Реквием»

Жанровая форма

Истоки поэмы

Реквием – покой

Католическое богослужение

Лирическая героиня

Эпиграф

Единение с народом

Сталинские репрессии

Музыкальное произведение написано по заказу

Молитва скорбящей матери «Stabat Mater»

Клятва написать об увиденном

Личная судьба

Мотив скорби, печали, памяти

Гл 10 «Распятие» Христианские образы богоматери Магдалины.

Плач матери по уводимому в тюрьму сыну.

Женщина – тень.

Измерение самой крупной мерой

Готовность принять смерть.

Безумие, страдание.

Жизнь – пустота.

Оцепенение.

Грань жизни и смерти.

Душа окаменела.

Страдание и боль видит со стороны.

Отчаяние.

Победа над палачами сына.

Смерть не искупит страданий

Трагедия человечества

                                                             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и русскому языку 5 класс

Интегрированный урок истории и русского языка...

Интегрированный урок (МХК, история, музыка, французский язык, литература) Литературный салон.

Интегрированный урок (МХК, история, музыка, французский язык, литература) Литературный салон....

Интегрированный урок по истории и русскому языку "Финикия и алфавит".

Интегрированный урок по истории и русскому языку "Финикия и алфавит" в 5-ом классе...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Интегрированный урок (Литература+История+Музыка)

Интегрированный урок (литература + история+ музыка) 11 классПолная версия презентации по ссылке https://cloud.mail.ru/public/3UM8/2uJzWcncN...

Интегрированный урок в 11 классе (русский язык, литература и МХК) Урок подготовки к ЕГЭ

-Предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке - искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря».-Запись «Тайная вечеря- по евангельской притче- пос...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...