Интегрированный урок по истории и русскому языку "Финикия и алфавит".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Бедоева Алана Таймуразовна

Интегрированный урок по истории и русскому языку "Финикия и алфавит" в 5-ом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_istorii_i_russkogo_yazyka.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель: Бедоева Алана Таймуразовна  

Предмет: история (интегрированный с русским языком)

Класс: 5

Учебник:  История Древнего мира Т.П.Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина, Вентана-Граф, 2013

Тема урока: Финикия и первый алфавит.

Тип урока:  интегрированный

Целеполагание:  Познакомить обучающихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.

Задачи:

Обучающие: выяснить особенности месторасположения и природные условия страны;  определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев; дать понятие о  разнообразии видов письма, о значении  алфавита в жизни людей

Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, развивать кругозор, сообразительность; развивать навыки работы в парах.

Воспитательные: воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.

Формы и методы обучения:

индивидуальная и групповая, фронтальная беседа

Оборудование:

компьютер, проектор, раздаточный материал

                        Ход урока.

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организацион

ный момент

Приветствие обучающихся. Проверка наличия на столах обучающихся учебников, тетрадей, дневников.

Настраиваются на работу

Ответственное отношение к учению

Самоопределение к деятельности.

Слайд №1

Слайд №2

Ребята, на ваших партах лежит письмо, которое прислал нам Фараон. Давайте прочитаем и узнаем, с какой просьбой он к нам обращается.

«Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной! Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они придумали первый алфавит, который лучше иероглифов? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.
Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

Вопросы:

Ребята, какие два государства упоминаются в письме?

О каком государстве вы не слышали?

 Какую цель перед нами поставил фараон?

Ребята, как вы думаете, чем мы с вами будем с вами заниматься?

Читают вслух

Ответы:

Египет и Финикия

Финикия

Узнать, где находится страна Финикия, чем занимаются ее жители, об алфавите.

Финикия и первый алфавит

Умение ставить цель и планировать свою деятельность.

Изучение нового материала

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5,6

Слайд №7

Слайд №8,9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12,13

Слайд №14

Посмотрите на карту, и определите, где находится эта страна?

Финикией называли страну, протянувшуюся узкой полосой вдоль берега Средиземного моря. Сейчас эта территория входит в состав государств Ливан и Сирия.

Самым могущественным городом был Тир, его территория делилась на две половины –материковая и островная, во время войны, жители перебирались на остров. Для овладения островом Тир, требовался сильный флот. Так и спасались финикийцы от врагов.

Также крупными городами были  Библ и Сидон. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим.

Финикийцы занимались в основном садоводством, так как для земледелия у них не было плодородной земли.        

Финикийцы первыми научились производить стекло разных видов. Из него делали украшения и сосуды, которые очень ценились во всём Средиземноморье. Из морских моллюсков придумали способ получения пурпурной краски, одежду такого цвета носили только цари и военачальники.

     Финикийцы первыми изобрели парусные корабли для морских путешествий и торговли. Они заслужили славу самых отважных мореплавателей древности. Прокладывая морские торговые пути, финикийцы основывали колонии- поселения на чужой территории.

Откройте учебники на стр. 81, и найдите информацию  о финикийских мореплавателях.

Учитель русского языка и литературы Егиазарян И.М

Финикийцам принадлежит заслуга изобретения и распространения первого алфавита.

Прежде чем мы познакомимся с финикийским алфавитом, давайте вспомним, как писали древние люди?

Почему у человека возникла потребность в письме

И чтобы проследить долгий путь развития письма совершим маленький экскурс в историю.

Групповая работа (взаимопроверка). Дети работают по тексту с пропущенными буквами

Ответы:

вдоль побережья Средиземного моря.

Читают вслух. Обсуждают

Ответы:

знаками

Передавать друг другу информацию

Сообщение  учащихся:

пиктография

иероглифы

умение показывать населённые пункты.

Осмысление опыта предшествующих поколений

Работать с новой информацией самостоятельно, находить

ответы на

поставленные вопросы,

учиться грамотно говорить

.

Физминутка

Слайд №15

Приложение 4 к Сан Пин 2.4.2.2ФМ общего воздействия

Делают комплекс упражнений

Применение здоровье сберегающих технологий,

совместная деятельность с учителем и сверстниками

Продолжение изучения нового материала

Слайд №16,17

Учитель русского языка и литературы Егиазарян И.М

Письмо, которым мы сейчас пользуемся -  наиболее совершенный вид письма. Финикийцы пользовались алфавитом, состоявшим из 22 согласных букв. Гласные буквы в письме не обозначались. А читали они справа налево. В 9 веке до н.э. финикийский алфавит усовершенствовали греки, они изменили направление письма. Стали писать слова слева направо.

        Попробуйте отгадать,  какое слово записано одними гласными

ауе

        А теперь отгадаем слово, записанное согласными

здрвствйт

Мы видим, что согласные буквы несут большую смысловую нагрузку, чем гласные.

Ребята, откройте свои рабочие тетради по истории на стр.29. и  выполним задание 4(а), разгадаем финикийские слова.

Финикийский алфавит заимствовали греки. А Греческий алфавит послужил основой для развития всех западных алфавитов. На базе греческого алфавита создали славянский, а затем и русский алфавит. Уже 800 лет назад письменность на Руси, в древнем Новгороде была широко развита. Книги, летописи писались на грамоте, а простые люди писали на бересте.

Вспомним, с каким историческим событием связано создание русского алфавита

Варианты ответов:

табурет, танцует

здравствуйте

Выполняют задание (проверяют)

Ответы обучающихся:

С принятием христианства

Работать с новой информацией самостоятельно, находить

ответы на

поставленные вопросы

Рефлексия

Слайд №18

Ребята, мы выполнили просьбу фараона?

С какой страной мы с вами сегодня познакомились?

Какое достижение финикийцев вы использовали на уроке?

Ответы обучающихся

Анализ и обобщение фактов, формулировка и обосновывание выводов.

Итоги урока

Слайд №19

Домашнее задание: п.14. Написать ответное написать  письмо Фараону в прошлое.

Мы с вами знаем, что  к фараону нельзя обращаться по имени. Как мы к нему обратимся?

За каждый правильный ответ, во время урока, обучающимся раздаются современные пиктограммы (смайлики), в конце урока, по количеству смайликов выставляется оценка за урок.

Анализировать эмоциональное отношение обучающихся к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Интегрированный урок по истории и русскому языку 5 класс

Интегрированный урок истории и русского языка...

Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).

Вниманию учителей представлена  авторская  разработка  интегрированного урока  географии – истории - литературы  в 7 классе  курса «Материки и океаны» д...

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)

Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...