Интегрированный урок по истории и русскому языку "Финикия и алфавит".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Интегрированный урок по истории и русскому языку "Финикия и алфавит" в 5-ом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_istorii_i_russkogo_yazyka.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель: Бедоева Алана Таймуразовна
Предмет: история (интегрированный с русским языком)
Класс: 5
Учебник: История Древнего мира Т.П.Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина, Вентана-Граф, 2013
Тема урока: Финикия и первый алфавит.
Тип урока: интегрированный
Целеполагание: Познакомить обучающихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.
Задачи:
Обучающие: выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев; дать понятие о разнообразии видов письма, о значении алфавита в жизни людей
Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, развивать кругозор, сообразительность; развивать навыки работы в парах.
Воспитательные: воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
Формы и методы обучения: | индивидуальная и групповая, фронтальная беседа |
Оборудование: | компьютер, проектор, раздаточный материал |
Ход урока.
Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Организацион ный момент | Приветствие обучающихся. Проверка наличия на столах обучающихся учебников, тетрадей, дневников. | Настраиваются на работу | Ответственное отношение к учению | |
Самоопределение к деятельности. | Слайд №1 Слайд №2 | Ребята, на ваших партах лежит письмо, которое прислал нам Фараон. Давайте прочитаем и узнаем, с какой просьбой он к нам обращается. «Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной! Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они придумали первый алфавит, который лучше иероглифов? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Разузнайте все, что можно, и сообщите мне. Вопросы: Ребята, какие два государства упоминаются в письме? О каком государстве вы не слышали? Какую цель перед нами поставил фараон? Ребята, как вы думаете, чем мы с вами будем с вами заниматься? | Читают вслух Ответы: Египет и Финикия Финикия Узнать, где находится страна Финикия, чем занимаются ее жители, об алфавите. Финикия и первый алфавит | Умение ставить цель и планировать свою деятельность. |
Изучение нового материала | Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5,6 Слайд №7 Слайд №8,9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12,13 Слайд №14 | Посмотрите на карту, и определите, где находится эта страна? Финикией называли страну, протянувшуюся узкой полосой вдоль берега Средиземного моря. Сейчас эта территория входит в состав государств Ливан и Сирия. Самым могущественным городом был Тир, его территория делилась на две половины –материковая и островная, во время войны, жители перебирались на остров. Для овладения островом Тир, требовался сильный флот. Так и спасались финикийцы от врагов. Также крупными городами были Библ и Сидон. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Финикийцы занимались в основном садоводством, так как для земледелия у них не было плодородной земли. Финикийцы первыми научились производить стекло разных видов. Из него делали украшения и сосуды, которые очень ценились во всём Средиземноморье. Из морских моллюсков придумали способ получения пурпурной краски, одежду такого цвета носили только цари и военачальники. Финикийцы первыми изобрели парусные корабли для морских путешествий и торговли. Они заслужили славу самых отважных мореплавателей древности. Прокладывая морские торговые пути, финикийцы основывали колонии- поселения на чужой территории. Откройте учебники на стр. 81, и найдите информацию о финикийских мореплавателях. Учитель русского языка и литературы Егиазарян И.М Финикийцам принадлежит заслуга изобретения и распространения первого алфавита. Прежде чем мы познакомимся с финикийским алфавитом, давайте вспомним, как писали древние люди? Почему у человека возникла потребность в письме И чтобы проследить долгий путь развития письма совершим маленький экскурс в историю. Групповая работа (взаимопроверка). Дети работают по тексту с пропущенными буквами | Ответы: вдоль побережья Средиземного моря. Читают вслух. Обсуждают Ответы: знаками Передавать друг другу информацию Сообщение учащихся: пиктография иероглифы | умение показывать населённые пункты. Осмысление опыта предшествующих поколений Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно говорить . |
Физминутка | Слайд №15 | Приложение 4 к Сан Пин 2.4.2.2ФМ общего воздействия | Делают комплекс упражнений | Применение здоровье сберегающих технологий, совместная деятельность с учителем и сверстниками |
Продолжение изучения нового материала | Слайд №16,17 | Учитель русского языка и литературы Егиазарян И.М Письмо, которым мы сейчас пользуемся - наиболее совершенный вид письма. Финикийцы пользовались алфавитом, состоявшим из 22 согласных букв. Гласные буквы в письме не обозначались. А читали они справа налево. В 9 веке до н.э. финикийский алфавит усовершенствовали греки, они изменили направление письма. Стали писать слова слева направо. Попробуйте отгадать, какое слово записано одними гласными ауе А теперь отгадаем слово, записанное согласными здрвствйт Мы видим, что согласные буквы несут большую смысловую нагрузку, чем гласные. Ребята, откройте свои рабочие тетради по истории на стр.29. и выполним задание 4(а), разгадаем финикийские слова. Финикийский алфавит заимствовали греки. А Греческий алфавит послужил основой для развития всех западных алфавитов. На базе греческого алфавита создали славянский, а затем и русский алфавит. Уже 800 лет назад письменность на Руси, в древнем Новгороде была широко развита. Книги, летописи писались на грамоте, а простые люди писали на бересте. Вспомним, с каким историческим событием связано создание русского алфавита | Варианты ответов: табурет, танцует здравствуйте Выполняют задание (проверяют) Ответы обучающихся: С принятием христианства | Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы |
Рефлексия | Слайд №18 | Ребята, мы выполнили просьбу фараона? С какой страной мы с вами сегодня познакомились? Какое достижение финикийцев вы использовали на уроке? | Ответы обучающихся | Анализ и обобщение фактов, формулировка и обосновывание выводов. |
Итоги урока | Слайд №19 | Домашнее задание: п.14. Написать ответное написать письмо Фараону в прошлое. Мы с вами знаем, что к фараону нельзя обращаться по имени. Как мы к нему обратимся? За каждый правильный ответ, во время урока, обучающимся раздаются современные пиктограммы (смайлики), в конце урока, по количеству смайликов выставляется оценка за урок. | Анализировать эмоциональное отношение обучающихся к уроку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
Интегрированный урок по истории и русскому языку 5 класс
Интегрированный урок истории и русского языка...
Интегрированный урок (литература – история – музыка – русский язык )Семинар « Ученый совет» По поэме А. Ахматовой "Реквием"
Урок литературы в 11 классе по поэме А. Ахматовой " Реквием"...
Конспект интегрированного урока по истории и географии в 7 классе на тему "История Великих географических открытий"
Предназначен для изучения темы "Великие географические открытия"....
Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).
Вниманию учителей представлена авторская разработка интегрированного урока географии – истории - литературы в 7 классе курса «Материки и океаны» д...
Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс
Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)
Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...