Интегрированный урок в 11 классе (русский язык, литература и МХК) Урок подготовки к ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
-Предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке - искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря».
-Запись «Тайная вечеря- по евангельской притче- последняя трапеза Иисуса Христа с учениками, на которой Иисус Христос установил таинство причащений и сказал, что один из учеников предаст его».
-Показ картины Н.Н.Ге «Тайная вечеря» (Слайд)
-С интерпретацией этого сюжета вы знакомились на уроке литературы при изучении рассказа Л.Андреева «Иуда Искариот» (Слайд)
-Сегодня на уроке русского языка этот сюжет мы рассмотрим средствами разных видов искусства: живописи как искусства красок и текста как искусства слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_podgotovki_k_ege.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нарышкинская СОШ»
Интегрированный урок
в 11 классе
(русский язык, литература и МХК)
Урок подготовки к ЕГЭ
Выполнила
учитель русского языка и литературы Клементьева Мария Алексеевна
МБОУ «Нарышкинская СОШ»
2017
Цели:
-Сформировать представление учащихся об искусствоведческом тексте;
-актуализировать знания учащихся об особенностях научно-популярного подстиля речи;
-привить навыки многоаспектного анализа искусствоведческого текста
(с использованием репродукции картины) в процессе исследовательской деятельности учащихся;
-отработать умения в определении изобразительно-выразительных средств языка;
-подготовить к самостоятельному написанию творческой работы
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
Культуроведческий комментарий
-Предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке - искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря».
-Запись «Тайная вечеря- по евангельской притче- последняя трапеза Иисуса Христа с учениками, на которой Иисус Христос установил таинство причащений и сказал, что один из учеников предаст его».
-Показ картины Н.Н.Ге «Тайная вечеря» (Слайд)
-С интерпретацией этого сюжета вы знакомились на уроке литературы при изучении рассказа Л.Андреева «Иуда Искариот» (Слайд)
-Сегодня на уроке русского языка этот сюжет мы рассмотрим средствами разных видов искусства: живописи как искусства красок и текста как искусства слова
II.Беседа с учащимися
-Почему в разное время писатели, художники, искусствоведы обращались к евангельской теме?
(примерные ответы «Проблема нравственного выбора, тема предательства- одна из вечных в искусстве)
- Что такое предательство?
-Что лежит в основе этого поступка?
-Время создания картины- 60-е годы 19 века. Это эпоха перемен во всех сферах: экономической, политической и культурной жизни России, это «хождение в народ», это первые выступления народовольцев, это борьба «гражданского» и «эстетического» направлений в критике, разрушение классических форм и устоявшихся традиций, это время, когда искусство решилось говорить о том, что ему близко и хорошо известно, решилось быть правдивым, это время Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, А.А.Фета. (Слайд)
III. Выступление 2 учащихся о художнике Н.Н.Ге (Показ презентации)
Русский художник Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Прадед будущего художника, Иосиф Ге, был родом из Франции, перебрался в Россию в конце XVIII столетия, спасаясь от ужасов Великой революции. Дед и отец Ге были офицерами. Отец, Николай Осипович, был женат дважды. Первой женой была дочь сосланного в Воронеж поляка Якова Садовского. От этого брака третьим ребенком в семье и родился Николай. Спустя 3 месяца мать умерла от холеры, и дети воспитывались бабушкой и крепостной няней Наташей.
Осенью 1841 года Николай Ге поступил в 1-ю киевскую гимназию. Любимыми предметами были история и рисование. После окончания гимназии в 1847 году Николай Ге без экзаменов зачислен на математический факультет Университета Святого Владимира. Проучившись там всего один год, Николай, перевелся в Петербургский университет. В 1850 году Ге, так и не найдя своего призвания, бросил университет и поступил в Академию художеств.
За время обучения в Академии художник выполнил три официальные программы. В 1853 году за живопись с натуры он был удостоен Малой серебряной медали; в 1856 году за «Ахиллеса, оплакивающего Патрокла» — Малой золотой медали, а в 1857 году за программу «Саул у аэндорской волшебницы» Большой золотой медали, вместе с которой Николай получил право на пенсионерскую поездку в Европу. Что касается личных устремлений художника, то более всего Ге привлекала портретная живопись. Из ранних произведений этого жанра можно отметить портреты отца (1855), Я.П. Меркулова, петербургского приятеля (1855), А. и Н. Мессйнг (1856), П.И. Забеллы, тестя художника (1857).
В 1856 году Ге венчается с Анной Петровной Забеллой. Весной 1857 года Николай с женой уезжает за границу. Он посещает картинные галереи Дрездена и Мюнхена, посмертную выставку произведений Поля Делароша в Париже. В августе 1857 года Ге поселяется в Риме и с большим энтузиазмом принимается за работу. Первые произведения итальянского периода творчества художника - «Смерть Виргинии» (1857), «Утро» (1857), «Похороны ребенка» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858), «Итальянский дворик» (1858).
30 сентября 1857 года у художника рождается сын Николай, 21 августа 1859 года — Петр. Разросшаяся семья и, в связи с этим увеличившиеся материальные трудности заставили Ге покинуть Рим. В 1860 году живописец переезжает во Флоренцию. Здесь Николай обращается к религии, усердно читает Евангелие, пытается интерпретировать его в живописи. В 1861 году художник начинает работу над полотном «Тайная вечеря», предварительно вылепив из глины всех персонажей и найдя нужный угол обзора. Картина была почти закончена в 1863 году, но неожиданно ночью Ге вошел в мастерскую, и ища какой-то предмет, поставил перед глиняной моделью лампу-лючерну. Ге был настолько поражен неожиданным эффектом освещения, что тотчас переписал картину заново. В 1863 году художник возвращается в Петербург. «Тайная вечеря» была показана на выставке в Академии художеств и была приобретена Александром II. Совет Академии присвоил Ге звание профессора, несмотря на то, что он не имел звания академика.
В ноябре 1864 года Ге снова уехал в Италию, где продолжает развивать религиозную тему. Он пишет полотно «Вестники Воскресения», однако картина успеха не имеет, что становится сильным ударом для художника. Несмотря на это Ге продолжает выбранную тему, и в 1867 году заканчивает работу над картиной «Христос в Гефсиманском саду». Однако и это произведение успеха не имеет, хотя спустя 20 лет, в 1887 году ее приобретает П.М. Третьяков для своей коллекции.
В Италии Николай Николаевич Ге реализовал себя как выдающийся художник-портретист. В своих портретах художник раскрывает характер, настроение, темперамент человека. Среди его работ были портреты живописцев Г.Г. Мясоедова и А.А.Иванова, скульптора М.А. Чижова, архитектора Л.В. Даля, артиста В.В. Самойлова, публициста Е.И. Утина, декабриста А.И. Герцена.
Живя в Италии, Ге также написал немало пейзажей. Именно в этом жанре творчество художника наиболее соответствует академическим канонам. Примером тому служат произведения «Закат солнца на море», «Залив в Вико близ Неаполя», «Вико», «Вид на Везувий в Вико». В 1858-1859 годах, побывав в городке Фраскати, живописец создает полотна «Фраскати. Дубы и платаны» , «Фраскати. Горные дали», «Облака. Фраскати». После посещения Сан-Теренцо в 1862 году Николай Николаевич пишет пейзажи «Ночь в Сан-Теренцо», «Залив Специя в Сан-Теренцо». В 1868 году художник переезжает в Каррару. Наиболее известное произведение этого периода картина «Перевозка мрамора в Карраре».
В 1869 году Ге возвращается в Россию. Позднее вместе с Мясоедовым и Крамским, Николай Николаевич становится одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок, участвует в комиссии по пересмотру устава Академии художеств. Ге был введен в состав академического совета и награжден орденом Святой Анны III степени.
В начале 70-х годов Ге с семьей поселяется в Петербурге на Васильевском острове. Самое известное произведение художника этого периода - «Петр I и царевич Алексей». Третьяков, увидев еще незаконченную картину, изъявил желание ее приобрести. Но на выставке картина приглянулась Александру II, который попросил оставить ее за собой. Никто из свиты не решился сказать, что картина уже продана. По этому поводу состоялся негласный спор между царем и Третьяковым, для кого из них картина должна быть повторена Ге, а кому достанется оригинал.
В 1872 году Ге пишет портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, который с большим успехом экспонировался на Второй передвижной выставке. В 1870-е годы Ге написал портреты многих представителей русской культуры, среди которых были композитор А.Н. Серов, скульптор М.М. Антокольский, филолог А.П. Пыпин, писатель А.А. Потехин.
В начале 1870-х годов Ге обращается к истории и пишет картины «Екатерина у гроба императрицы Елизаветы» и «Пушкин в селе Михайловском» (1875), однако эти произведения были встречены публикой сдержанно.
В 1875 году Ге, раздосадованный равнодушием зрителей и критики, уезжает в Черниговскую губернию. Николай Николаевич участвует в работе земских учреждений: на протяжении щести лет занимает выборные должности. Он увлекается вопросами религии и морали. В своих дневниках он пишет, что искусство не может служить средством зарабатывания на жизнь, что им нельзя торговать. Тем не менее, отказаться от своего призвания художник не мог: время от времени Ге пишет заказные портреты своих соседей-помещиков, тем самым немного поправляя материальное положение своей семьи.
С огромным творческим энтузиазмом Ге работает над картиной «Не Христос ли это?» («Милосердие»). Однако это произведение, показанное на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1880 году, не было принято публикой. Раздосадованный художник счистил написанное и использовал холст для другой картины.
В 1882 году Николай Николаевич знакомится с Л.Н. Толстым, а в 1884-м – пишет его портрет, который экспонировался на Двенадцатой передвижной выставке. Впоследствии Ге с великим русским писателем связывала крепкая дружба. В начале 1886 года Ге находится у Толстого в Москве и работает над серией иллюстраций к рассказу «Чем люди живы». Из 12 рисунков духовная цензура многие не пропустила. Лето этого же года Ге посвящает иллюстрированию Евангелия.
В начале 1886 года художник расходится со своей женой Анной Петровной. Имея обязательства перед семьей, Николай Николаевич отказывается от своего имущества в пользу жены и сыновей.
Начиная с 1888 года Ге работает над картинами евангельского цикла. Художник создает полотна «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» («Совесть») (1891), «Голгофа» (1892), «Суд Синедриона» (1892), «Распятие» в нескольких вариантах.
В1891 году за «Портрет Н.И. Петрункевич» художник получает первую премию по колориту на международной выставке в Мюнхене. В этом же году скончалась Анна Петровна. Несмотря на их разногласия, это был сильный удар для художника.
Художник Николай Николаевич Ге ушел из жизни 2 июня 1894 года. Его похоронили на хуторе 4 июня рядом с Анной Петровной. Кроме родных, на похороны никто не приехал. На 23-й выставке Товарищества передвижников в 1895 году была организована посмертная выставка.
Напоминаю учащимся, что Александр Щелоков создал тоже серию офортов на Евангельские мотивы
-Вход Господа в Иерусалим»
«Поцелуй Иуды»
«Распятие»
«Вознесение»
IV.Беседа с учащимися.
-На уроке русского языка мы говорили с вами о разновидностях научного стиля. Назовите их (собственно-научный, научно-популярный, научно-учебный)
-Подумайте к какому подстилю можно отнести рассказ о художнике?(Слайд)
(научно-популярный). По форме доклад, предназначенный для школьной аудитории. По содержанию рассказ о жизни и творчестве художника Н.Н.Ге. В тексте присутствует научная лексика (искусствоведческая): колорит, экспонировался, академический совет, композиция; есть слова с отвлеченным значением: идеал, духовная цензура
V.Анализ картины «Тайная вечеря» (Слайд)
-Какое впечатление производит картина в целом?
-Какой момент изображен на ней?
-Какая нравственная проблема волнует автора? (Проблема предательства самым близким человеком, который считался учеником, последователем, другом)
-Опишите героев картины (Христа, Иуду, апостолов)
-Какие цвета автор использует на полотне? (Колорит зловещий- преобладают желтый и черный цвета, создается впечатление, что трапеза окончена или прервана, Иуда в стороне, от остальных его отделяет светлая полоса, фигура его затемнена. В центре картины в ярком световом пятне - Иисус, он в задумчивости. На лицах апостолов растерянность, испуг. Только фигура Петра выражает решительность и гнев, Петр словно хочет помешать Иуде). Проблема нравственного выбора, тема предательства воплощена на полотне как в композиции картины, так и в цвете.
VI.Чтение и обсуждение текста В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря» (Слайд)
- Тема Ге – не смятение, не оттенки чувств, пробужденных роковым пророчеством. 2. Тема Ге – столкновение, конфликт; он находит удивительно экономную композицию. 3. Ге ломал традиции.4. Он словно вошел в комнату Тайной вечери на минуту позже, чем все, кто писал этот эпизод до него. 5. Роковые слова не только произнесены, они уже пройденный шаг. 6. Совершается роковое действие. 7. Происходит молчаливое столкновение. 8. Следующий шаг – разрыв. 9. События разворачиваются стремительно. 10. Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да и нужно ли? 11. Важно, что мы ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг.12. Через час, когда придут арестовывать Христа, апостолы разбегутся со страху. 13. Ге не разворачивает спектра чувств, отношения к событию, он как бы выхватывает лишь два крайних цвета: красный и фиолетовый; точнее, пожалуй, инфракрасный и ультрафиолетовый. 14. Группа апостолов замкнута слева и справа двумя ярко освещенными, выдвинутыми вперед фигурами. 15. Это Иоанн, ученик, которого любил Иисус, и Петр, едва ли не первый, пошедший за Христом. 16. Остальные между ними. 17. На картине Ге Иуда опять отдельно, к тому же окутан тенью.18. Но в этом “повторении пройденного” заключено зерно нового.19. Чистая полоса, отделившая Иуду ото всех, с кем он был еще минуту назад, подчеркивает духовный характер, неизбежность и окончательность разрыва. 20.То же самое утверждают и главные герои.21. Страстный порыв Иоанна и Петра оттеняет внешнее спокойствие Христа и Иуды, спокойствие, рожденное глубоким сознанием того, что ничего изменить, ничего возвратить невозможно. 22. Все уже кончено для ушедшего в свою скорбную думу Христа, и все кончено для уходящего прочь Иуды. 23. Взгляните, как Иуда накидывает на себя одежду! 24. Его жест откровенен. 25. Его вскинутые руки, словно крылья, темны. 26. Он еще думает о полете. 27. Он еще думает, что идет своим путем. 28. Он пока не осознал всей глубины предательства. 29. Это не предатель, который, таясь, крадется продавать. 30. Уходит в открытую человек, который не может остаться. (В.И. Порудоминский)
-Мы говорили, что проблема нравственного выбора - это то, что привлекало художника в евангельском сюжете. Поднимается ли эта проблема в тексте? Как она решается автором? (Авторская позиция в тексте не выражена прямо. Она представлена образно. Предательство это духовный разрыв, нравственный выбор, поэтому неслучайно между Иисусом и Иудой на картине пролегла светлая полоса- символическая граница между чистотой и подлостью).
Комментарий авторской позиции будет неполным без анализа языковых особенностей текста. С этой частью работы нам поможет справиться практическое задание.
VII.Работа с тестом на интерактивной доске.( Слайд)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста В.И.Порудоминского. Вставьте на место пропусков буквы, соответствующие номеру термина из списка.
Автор текста стремится донести до читателя мысль об оригинальности замысла художника. Рассказывая о манере работы Ге над картиной, он прибегает к______(тревожные глубокие тени, глубокое сознание).
Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использует __________ (Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да и нужно ли?) Чтобы расставить смысловые акценты и подчеркнуть трагичность происходящего, автор употребляет________ (роковым пророчеством, роковые слова, роковое действие). Описывая фигуры апостолов, Христа, Иуды, В.И. Порудоминский обращается к ______ (спектр чувств, тревожное волнение “хора”, межа разрыва). Мысль о том, что главная тема картины Н.Ге– столкновение, подчёркивается с помощью_______ ( страстный порыв Иоанна и Петра – внешнее спокойствие Христа и Иуды; плохо освещённый-ярко освещённый). Убеждая читателя в том, что основной эмоциональный фон картины – напряжённое ожидание, скрытое смятение чувств, автор прибегает к__________(ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг… разбегутся со страху).
Термины:
а) градация;
б) риторический вопрос;
в) эпитет;
е) метафора;
с) антитеза;
д) лексический повтор.
Ключ: в,б,д,е,с,а.
-Оценки за тест комментирует учитель.
VIII.Знакомясь с картиной, анализируя искусствоведческий текст, его художественные особенности, мы коснулись ещё одной сложной проблемы, проблемы творчества, поэтому наше домашнее задание будет творческим.
Д.З.Напишите сочинение по прочитанному тексту В.И. Порудоминского по плану.
План
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, затронутых автором текста;
- сформулируйте позицию автора;
- выскажите свое мнение по поводу данной проблемы;
- приведите аргументы, опираясь на знание художественной, публицистической и научной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»
Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...
Мастер - класс "Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе", или "Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?"
Лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие. технология модульного и блочно-модульного обучения...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...