"Судьба поэтессы в истории страны" (М. И. Цветаева)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы в 9 классе по изучению творчества Марины Ивановны Цветаевой, показывающий зависимость судьбы человека от истории страны, учит ценить каждое мгновение жизни, проведенное с близкими родными людьми. На протяжении всего урока звучат песни на стихи поэтессы.Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sudba_poetessy.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Судьба поэтессы в истории страны
Урок литературы в 9 классе по изучению творчества Марины Ивановны Цветаевой (урок - погружение)
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. И. Цветаевой.
- Показать связь жизни человека и истории страны.
- Учить ценить каждое мгновение жизни, проведенное с близкими родными людьми.
- Развивать эстетическое чувство прекрасного, творческое воображение.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, записи песен на стихи М. И. Цветаевой
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Объявление темы и целей урока. Слайд 1
Слайд 2
Песня в исполнении Аллы Пугачевой «Реквием», в это время демонстрация фото
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру.
- Изучение нового материала.
Родилась великая русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года . Слайд 3
Чтение стихотворения учеником.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Слайд 4.
1-й ученик
Отец, Цветаев Иван Владимирович, был профессором Московского университета на кафедре теории искусств и всемирной истории. Он был известным филологом и искусствоведом, занимал должность директора Румянцевского музея.
Мать Марины Цветаевой, Мария Александровна была из обрусевшей польско-немецкой семьи. Будучи талантливой пианисткой и натурой исключительно утонченной, она стала первой, кто заметил и оценил Божью искру в литературном таланте Марины. Именно она предрекла ей судьбу поэтессы и как показывает биография Цветаевой, слова матери оказались пророческими.
Слайд 5.
2-й ученик
Однажды мать Цветаевой, Мария Александровна, записала в дневнике следующие строчки: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?». Как показало время, пророчество сбылось, хотя Мария Александровна всегда хотела, чтобы дочь стала музыкантшей, и с ранних лет обучала девочку музыке
Писать стихи Цветаева начала с шести лет. Ее детское творчество звучало четверостишиями на русском, немецком и французском языках.
Благодаря стараниям отца, на плечи которого после кончины в 1906 году Марии Александровны, легла забота о семье, Марина, ее сестра Анастасия и сводный брат Андрей получили прекрасного образование.
Биография Цветаевой Марины пестрит сведениями о том, сколь разносторонним оно было. Будущая поэтесса, в совсем еще юном возрасте посещала музыкальную школу, в одиннадцать лет училась в католическом пансионе в Лозанне, затем во французском интернате. Вместе с сестрой Анастасией (Асей как называли ее друзья и домашние) Марина прошла обучение в Германии (Фрейбург).
Вернувшись из заграницы, Марина обучается в ялтинской женской гимназии, а затем в московском частном пансионе. В шестнадцать лет она самостоятельно отправляется в Париж с единственной целью – прослушать в Сорбонне курс лекций по истории развития старофранцузской литературы.
3-й ученик
Биография Цветаевой полна знаменательными датами и событиями, одним из которых является выход в свет ее первого поэтического сборника «Вечерний альбом» (1910г.). Она издала его тайком от семьи в количестве всего 500 экземпляров.
Однако и этой лепты оказалось достаточно, чтобы юное дарование было немедленно замечено такими взыскательными и влиятельными в литературных кругах критиками, как поэты Н.Гумилев, В.Брюсов и М.Волошин.
Впоследствии поэтесса была самой долгожданной гостьей в доме Волошина в Коктебеле. Она частенько навещала его здесь (1911-1917 г.г.). Именно под крымским небом состоялось знакомство Марины с ее будущим мужем, Сергеем Эфроном. Слайд 6.
Преемниками успеха «Вечернего альбома», стали новые сборники, вышедшие один за другим: «Волшебный фонарь» (1912г.) и «Из двух книг» (1913г.).
Песня на стихи М. И. Цветаевой в исполнении Елены Фроловой «Писала я на аспидной доске…»
Писала я на аспидной доске
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала - имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях.
Слайд 7.
4-й ученик
В 1912 г. вышла замуж. Сергей Яковлевич Эфрон, согласно воспоминаниям современников, был веселым и жизнерадостным человеком, душой любой компании. Но в то же время он всегда знал грань дозволенного в разговорах и никогда ее не переступал. Ему было предназначено стать мужем гениальной поэтессы, и он с достоинством нес эту нелегкую ношу.
Слайд 8.
В 1912 г. родилась дочь Ариадна.
В 1917 г. родилась дочь Ирина.
Первые годы супружеской жизни были полны романтики и чувств.
Но уже с 1917 года биография Цветаевой Марины наполняется непрерывной чередой испытаний.
Слайд 9. (По щелчку выходит значок звука, включаем песню, после проигрыша на первых словах по щелчку выходит название слайда, а затем демонстрация фото) (1)
Романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово…»
Генералам двенадцатого года
Сергею
(2)Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
(3)И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
(4)Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
(5)Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
(6)В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
(7)И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
5- й ученик. (8) Сергей Яковлевич Эфрон, имея офицерское звание, примыкает к Белому движению и участвует в московских боях с большевиками. Под командованием генерала Маркова он обороняет Крым от наступлений Красной Армии, а затем эмигрирует в Константинополь.
Поэтессе пришлось одной воспитывать двух дочерей и вести домашнее хозяйство, к чему она совсем не была готова. Чтобы спасти девочек от голодной смерти, она решилась на отчаянный шаг: отдала их в приют. Но вскоре они заболели, и Марина забрала старшую домой.
Спустя два месяца младшая умерла в приюте. Для Цветаевой такой поворот судьбы стал тяжелым испытанием.
Для Цветаевой это испытание оказалось почти невыносимым. Она как будто колокол, у которого отняли возможность «говорить». Стихи Цветаевой теряют мелодичность и легкость, из них, как песок сквозь пальцы уходит жизнь.
Слайд 10.
6-й ученик
В 1917 году происходят особо важные события в истории нашей страны – отречение царя Николая II от престола. Царская семья в опасности. Поэтесса в своем стихотворении обращается к судьбе цесаревича.
Песня в исполнении детского хора приюта Покровского женского монастыря:
За Отрока - за Голубя - за Сына
За Отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,
Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий - Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него - любовной благодати?
Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягненка - Алексия!
Все это время Марина ничего не знает о судьбе мужа. По окончании Гражданской войны с 1920 года она всеми возможными способами передает письма за границу, надеясь, что рано или поздно они найдут своего адресата. Впервые после долгой разлуки Судьба улыбается Марине и Сергею, они встречаются в Берлине. Слайд 11
В период с 1922 по 1923 г. г. за рубежом выходит пять ее книг.
1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье. Марина рождает сына Григория.
После этого они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, поскольку единственными средствами к существованию оказывается пособие из Чехии и посильная помощь друзей. Именно здесь в 1928 году свет увидит последний ее прижизненный сборник «После России».
Разочаровавшись в идеалах Белого движения, Сергей Яковлевич осуществляет попытки вернуться на родину. Однако, обращаясь в советское посольство за разрешением на въезд, он сталкивается с ультимативным «предложением» работать на НКВД.
6-й ученик
Слайд 12.
В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию “желанным и жданным гостем”. Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подверглись репрессиям.
Слайд 13. Звучит стихотворение «Все повторяю первый стих» в исполнении Светланы Крючковой
Запись: Прежде чем прозвучит стихотворение Марины Ивановны Цветаевой, написанное ею за 5 месяцев до ее трагической гибели, а именно в марте 1941 года, прозвучит раннее стихотворение Арсения Тарковского, потому что эпиграфом к своему трагическому стихотворению Марина Ивановна взяла трансформированную строчку именно из этого стихотворения, и обращено оно именно к нему.
Арсений Тарковский
***
Стол накрыт на шестерых -
Розы да хрусталь...
А среди гостей моих -
Горе да печаль.
И со мною мой отец,
И со мною брат.
Час проходит. Наконец
У дверей стучат.
Как двенадцать лет назад,
Холодна рука,
И немодные шумят
Синие шелка.
И вино поет из тьмы,
И звенит стекло:
"Как тебя любили мы,
Сколько лет прошло".
Улыбнется мне отец,
Брат нальет вина,
Даст мне руку без колец,
Скажет мне она:
"Каблучки мои в пыли,
Выцвела коса,
И звучат из-под земли
Наши голоса".
"Я стол накрыл на шестерых..." *
Марина Цветаева
Всё повторяю первый стих
И всё переправляю слово:
- "Я стол накрыл на шестерых"...
Ты одного забыл - седьмого.
Невесело вам вшестером.
На лицах - дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть - седьмую...
Невесело твоим гостям,
Бездействует графин хрустальный.
Печально - им, печален - сам,
Непозванная - всех печальней.
Невесело и несветло.
Ах! не едите и не пьете.
- Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счете?
Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий -
Ты сам - с женой, отец и мать)
Есть семеро - раз я на свете!
Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых -
Быть призраком хочу - с твоими,
(Своими)...
Робкая как вор,
О - ни души не задевая!-
За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.
Раз!- опрокинула стакан!
И всё, что жаждало пролиться,-
Вся соль из глаз, вся кровь из ран -
Со скатерти - на половицы.
И - гроба нет! Разлуки - нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть - на свадебный обед,
Я - жизнь, пришедшая на ужин.
...Никто: не брат, не сын, не муж,
Не друг - и всё же укоряю:
- Ты, стол накрывший на шесть - душ,
Меня не посадивший - с краю.
* Первая строка стихотворения А.Тарковского
Слайд 14.
С началом войны Цветаеву в числе прочей писательской интеллигенции эвакуируют из столицы. Вместе с сыном сначала она попадает в Чистополь, а к августу оказывается в Елабуге. Ее душевные и физические силы на исходе.
Учитель: Она попросту устала начинать все с нуля и уже боится пытаться верить во что-то хорошее. Краткая биография Цветаевой обычно лишь вскользь повествует о том, сколь невыносимо тяжелыми оказались для нее последние годы жизни. Постоянная депрессия подталкивает поэтессу к решению приблизить «одиночества верховный час»
Звучит романс на стихи Марины Цветаевой в исполнении Полины Агуреевой «Мне тебя уже не надо»
Мне тебя уже не надо,
Милый - и не оттого что
С первой почтой - не писал.
И не оттого что эти
Строки, писанные с грустью,
Будешь разбирать - смеясь.
(Писанные мной одною -
Одному тебе! - впервые! -
Расколдуешь -не один.)
И не оттого что кудри
До щеки коснутся - мастер
Я сама читать вдвоем! -
И не оттого что вместе
- Над неясностью заглавных!
Вы вздохнете, наклонясь.
И не оттого что дружно
Веки вдруг смежатся - труден
Почерк, - да к тому - стихи!
Нет, дружочек! - Это проще,
Это пуще, чем досада:
Мне тебя уже не надо -
Оттого что - оттого что -
Мне тебя уже не надо!
На фоне звучащей песни выходят строки в презентации:
И 31 августа 1941 года Марина Цветаева лишает себя жизни.
Сергей Эфрон был расстрелян в Москве в том же августе 1941 года.
Георгий погиб в 1944 году, сгорел заживо в танке.
Слайд 15. Похоронена М. И. Цветаева в Елабуге.
Учитель:
В настоящее время Цветаева по праву считается одним из самых ярких представителей Серебряного века русской поэзии, ее стихи очень популярны, многие из них стали были положены на музыку и стали известными романсами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.
Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...
Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»
Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...
Судьба человека как отражение истории страны
Презентация...
Проект на тему "Женские судьбы моей семьи в истории страны"
Данный проект на тему "Женские судьбы моей семьи в истории страны" был представлен на муниципальной конференции научно - исследовательских работ "Шаг в будущее", на региональной конференции " IX Рожде...
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...