Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»
методическая разработка (история, 10 класс) на тему
Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной (в России ХХ века, вплоть до 1940-х годов) считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали это не все, однако, люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Родословная довольно часто дает конкретные советы, учит не делать ошибок в своей жизни, одним словом, практическую пользу. Можно ответить себе на многие вопросы, сэкономить и время, и деньги на их изучение; передать своим детям и внукам ту истину, ту историю, которая сопровождала Вас даже до того момента, как Вы появились на свет.
Исследование собственного прошлого развивает любовь к своим родителям, предкам, Родине, способствует, закреплению интереса к истории – а все в совокупности формирует и развивает личность.
Любой народ, любая нация живет до тех пор, пока живы его культура, история, обычаи, традиции. Если уничтожить культуру народа, его историю, то в третьем поколении нация исчезает самостоятельно. Необходимо быть внимательными, беречь и приумножать свои знания, давать их другим, охранять свою культуру и историю. Только в этом случае народ никогда не исчезнет, а потомки будут благодарны нам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konferencii.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»
АННОТАЦИЯ
Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной (в России ХХ века, вплоть до 1940-х годов) считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали это не все, однако, люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Родословная довольно часто дает конкретные советы, учит не делать ошибок в своей жизни, одним словом, практическую пользу. Можно ответить себе на многие вопросы, сэкономить и время, и деньги на их изучение; передать своим детям и внукам ту истину, ту историю, которая сопровождала Вас даже до того момента, как Вы появились на свет.
Исследование собственного прошлого развивает любовь к своим родителям, предкам, Родине, способствует, закреплению интереса к истории – а все в совокупности формирует и развивает личность.
Любой народ, любая нация живет до тех пор, пока живы его культура, история, обычаи, традиции. Если уничтожить культуру народа, его историю, то в третьем поколении нация исчезает самостоятельно. Необходимо быть внимательными, беречь и приумножать свои знания, давать их другим, охранять свою культуру и историю. Только в этом случае народ никогда не исчезнет, а потомки будут благодарны нам.
Цели:
- Воспитывать чувство патриотизма, трудолюбие, активность, деликатность, честность.
- Продолжить формирование гуманистических взглядов, способствовать нравственному, эстетическому воспитанию.
- Раскрыть роль нашего народа в исторической победе над фашизмом в Великой Отечественной войне; показать величие простого человека – рядового Победы.
- Побудить к познавательной, научно-исследовательской, творческой деятельности.
- Развивать познавательные возможности, самостоятельность, трудолюбие, внимание, память.
Задачи:
- Собрать материалы о родственниках или знакомых – участниках Великой Отечественной войны.
- Ознакомиться студентам с литературой по Великой Отечественной войне.
- Соотнести историческую реальность и факты биографии участников Великой Отечественной войны.
- Написать реферат, посвященный участнику Великой Отечественной войны.
- Подготовить выступление к конференции по теме реферата.
Средства обеспечения конференции:
- ТСО: компьютер, видеопроектор, ММК.
- Видеофрагменты по истории Великой Отечественной войны.
- Музыкальное и поэтическое оформление мероприятия.
Оформление зала:
- Газеты и плакаты, посвященные событиям Великой Отечественной войны.
- Экспонаты Комнаты боевой славы Волжского политехнического техникума.
- Поздравление с праздником Великой Победы.
- Изображение праздничного победного салюта.
- Гирлянды из искусственных цветов.
Внутрипредметные связи по следующим темам:
- Периодизация, характер и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- Основные сражения Великой Отечественной войны.
- Фронт и тыл. Человек на войне.
- Ускоренная модернизация в СССР в 1920-1930-х гг.
Межпредметные связи со следующими предметами:
- Литература
- География
- Обществознание
- Основы этики
- Социальная психология
Сценарий
научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»
Музыка: Гендель «Минуэт» (инструментальное исполнение – Ванесса Мэй)
(За сценой): 1. Был отступления путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок…
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Мы просим об одном тебя, историк,
Копаясь в уцелевших дневниках,
Не умаляй ни радости, ни горя –
Ведь ложь, она как гвозди в сапогах.
2. «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны» - как неоценимая родная связь поколений ХХ и XXI веков в канун Великой Победы прозвучат сегодня творческие исследовательские работы наших студентов.
Ведущий 1: Миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается.
Ведущий 2: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.
Ведущий 1: Поколению, вступающему в жизнь, чтобы знали и помнили, посвящается.
Музыкальная заставка: фонограмма песни Б.Ш.Окуджавы «Песня о пехоте». Гаснет верхний свет. Свет на сцене.
Ведущий 2: Была война, прошла война.
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
Чтец 1: Я в 12 веке убит половецкой стрелой.
Чтец 2: Я в 13 веке задушен ордынской петлей.
Чтец 3: За конем меня в облаке пыли сквозь 14-й протащили.
Чтец 4: Я в 15 веке холерной воды наглотался.
Чтец 1: Я в 16 веке на дыбе ночной извивался.
Чтец 2: Я в 17 веке, что было со мною, забыл.
Чтец 3: В 18 веке вещий ворон в груди моей каркал, что отбились от Карла.
Чтец 4: В 19 веке на той же Смоленской дороге оторвало мне ноги ядром Бонапарта.
Музыкальная заставка: инструментальная пьеса – Трек 19 (скрипичная музыка).
Ведущий 1: ХХ век – две мировые войны унесли десятки миллионов человеческих жизней. XXI век только начался, а в мире опять неспокойно: Ближний Восток, Балканы. Северный Кавказ…
Ведущий 2: После второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет человеческой цивилизации только 395 были мирными; более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны.
Ведущий 1: Даже в Антарктиде на глубине 100 метров бур наткнулся на пепел – может быть это тоже пепел войны.
Ведущий 2: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой Победы пройти.
Ведущий 1: И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим другими глазами,
Такими же полными слез.
Музыкальная заставка: инструментальный фрагмент Era № 6.
О Сухове И.Ф. рассказывает его внучка Орлова Надежда. По ходу рассказа на экране – фотографии и документы Сухова И.Ф.
Музыкальная заставка: инструментальный фрагмент Era № 5.
Ведущий 2: Чтобы стать мужчиной, мало им родиться.
Чтобы стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разлиться
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле,
Но ты солдат.
Ты все сумей принять:
От поцелуя женского до пули
И научись в бою не отступать.
Готовность к бою тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени.
Солдаты умирают, если нужно,
Поэтому живут в веках они.
Музыкальная заставка: фонограмма песни «Эх, дороги».
О Давлетове Х.М. рассказывает его внучка Морозова Ольга. По ходу рассказа на экране – фотографии и документы Давлетова Х.М.
Пусть помнят те, которых мы не знали:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
На экране – хроника «Воздушный бой» с фонограммой («Шторм» в исполнении Ванессы Мэй).
О Балабине Ю.М. рассказывает Фихтер Дмитрий. По ходу рассказа – фотографии Балабина Ю.М.
Ведущий: 232 боевых вылета сделал Балабин Ю.М. Каждый боевой вылет не обещал посадки на родном аэродроме. Героизм боевых летчиков времен Великой Отечественной войны повторяют современные летчики – ведь каждый вылет – риск. Летчик, который сумел ценой своей жизни отвести беду от мирного города, - такой же герой, как и летчик, направивший самолет на колонну или железнодорожный состав с вражеской техникой.
Песня «Огромное небо» (исполняет Кошман Л.С.)
Музыкальная заставка: инструментальный фрагмент в исполнении Ванессы Мэй (03).
Ведущий: Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет, не все войдет в каталог,
Но только пусть под именем моим.
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячий, верный ком земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя пронесли.
(Н.Майоров)
Фрагмент д/ф «Битва за Сталинград» о событиях 23 августа 1942 г.
Воспоминания жителя Сталинграда Рыбникова С.Н. о событиях 23 августа 1942 года читает Савченко Виктор. На экране – видеофрагмент д/ф о Сталинградской битве.
Ведущий: Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом.
Со смертью билась жизнь, и смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом.
Фрагмент д/ф «Битва за Сталинград», посвященный подвигу фронтовых медсестер.
Музыкальная заставка: фрагмент музыки Нино Рота к х/ф «Ромео и Джульетта»
Ведущий: Когда упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву, -
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, -
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..
(И.Уткин)
Рассказывает о Байбаковой Е.И. ее правнучка Ильина Мария. По ходу рассказа – фотографии Байбаковой Е.И.
Музыкальная заставка: Era № 8. На экране – фрагмент д/ф «Трудовой фронт» из цикла «Великая Отечественная» .
Ведущий: …Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один…
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой…
(М.Исаковский)
О судьбе своей семьи в годы Великой Отечественной войны рассказывает Воронина Валентина. По ходу рассказа на экране – фотографии и документы.
Песня «Синий платочек» (исполняет Кошман Л.С.)
Музыкальная заставка: фонограмма песни «Песня о солдате»
О боевом пути Шпака М.Ф. рассказывает его правнук Шпак Георгий. На экране – фотографии и документы Шпака М.Ф.
Песня «Журавли» (исполняют – Федюшкина В., Молибоженко М., Карелин Р.)
Ведущий: слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны, партизанке Елене Дмитриевне Гегучадзе.
Ведущий (Шаповалова Э.А.): Война собрала богатую жатву в нашей семье: один мой дед – Кирелюк Василий Кузьмич – погиб в 1944 году в Белоруссии, другой – Шаповалов Федор Яковлевич – 16 апреля 1945 года в районе немецкого города Лечин; дядя моей мамы – Николай Сердюков – погиб под Сталинградом, мой родной дядя в 12 лет подорвался на немецкой мине – отступавшие немцы их оставили очень много в донских степях…
Сегодня мы услышали рассказы наших студентов. В них – самое главное – это память, память о тех близких нашему сердцу, родных людях. Война прошла сегодня перед нами через их судьбы. А начиналась эта работа с предложения написать о своих родных – участниках событий тех страшных лет. Мы не хотим быть «Иванами, не помнящими родства». К сожалению, первые фразы были «Не знаем», «Не помним», «Никто не воевал»…
И как отрадно, что ваши сердца не остались глухими. Я вижу – к исследовательской работе есть интерес, и трепетное отношение к прошлому своей семьи, своей страны у поколения, только-только вступающего в жизнь. А значит – есть надежда, что не угаснет Вечный огонь памяти нашего народа!
Пока жива наша память – будет жить Россия!
Ведущий
(Малышкина Л.Н.): А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, нам жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стать плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена! Ведь все равно – вы с нами!
Все на колени, все! Багряный хлынул свет!
И россияне вновь идут сквозь дым рядами –
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет!
(А.А.Ахматова)
Песня «Вспомните, ребята!» (исполняет группа преподавателей и студентов). На экране – фотографии всех героев рассказов.
Ведущий: Заключительное слово – благодарность всем, кто принял участие в работе, помогал в организации и проведении конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годы Великой Отечественной войны в судьбе моего прадедушки
Поисковый материал...
Великая Отечественная война в истории моей семьи, в истории моих земляков
Тема классного часа посвящена особой дате "Дню Победы". Принцип отбора материала: показать важнейшие события Великой Отечественной войны, тяжесть ратного труда, «цену победы», жизнь людей на фронте и ...
Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.
9 Мая исполняется 70 лет Великой отечественной войне. В каждой семье обязательно говорят об этом событии, вспоминают, как воевали, и трудились в тылу родные. Для нас второкласс...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны.
Презентацию «Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Ксения Костылева....
Великая Отечественная война в судьбе моей семьи
Рассказ о жизни прадедушки в годы войны...
Презентация "Великая Отечественная Война в судьбе моей семьи"
В данной презентации я поделилась историей своей семьи, а именно историей моего прадеда Фомушкина михаила Прокофьевича...