Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»
методическая разработка (история, 10 класс) на тему

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной (в России ХХ века, вплоть до  1940-х годов) считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали это не все, однако, люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

         Родословная довольно часто дает конкретные советы, учит не делать ошибок в своей жизни, одним словом, практическую пользу. Можно ответить себе на многие вопросы, сэкономить и время, и деньги на их изучение; передать своим детям и внукам ту истину, ту историю, которая сопровождала Вас даже до того момента, как Вы появились на свет.

         Исследование собственного прошлого развивает любовь к своим родителям, предкам, Родине, способствует, закреплению интереса к истории – а все в совокупности формирует и развивает личность.

         Любой народ, любая нация живет до тех пор, пока живы его культура, история, обычаи, традиции. Если уничтожить культуру народа, его историю, то в третьем поколении нация исчезает самостоятельно. Необходимо быть внимательными, беречь и приумножать свои знания, давать их другим, охранять свою культуру и историю. Только в этом случае народ никогда не исчезнет, а потомки будут благодарны нам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_konferencii.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

АННОТАЦИЯ

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной (в России ХХ века, вплоть до  1940-х годов) считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали это не все, однако, люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

        Родословная довольно часто дает конкретные советы, учит не делать ошибок в своей жизни, одним словом, практическую пользу. Можно ответить себе на многие вопросы, сэкономить и время, и деньги на их изучение; передать своим детям и внукам ту истину, ту историю, которая сопровождала Вас даже до того момента, как Вы появились на свет.

        Исследование собственного прошлого развивает любовь к своим родителям, предкам, Родине, способствует, закреплению интереса к истории – а все в совокупности формирует и развивает личность.

        Любой народ, любая нация живет до тех пор, пока живы его культура, история, обычаи, традиции. Если уничтожить культуру народа, его историю, то в третьем поколении нация исчезает самостоятельно. Необходимо быть внимательными, беречь и приумножать свои знания, давать их другим, охранять свою культуру и историю. Только в этом случае народ никогда не исчезнет, а потомки будут благодарны нам.

Цели:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, трудолюбие, активность, деликатность, честность.
  2. Продолжить формирование гуманистических взглядов, способствовать нравственному, эстетическому воспитанию.
  3. Раскрыть роль нашего народа в исторической победе над фашизмом в Великой Отечественной войне; показать величие простого человека – рядового Победы.
  4. Побудить к познавательной, научно-исследовательской, творческой деятельности.
  5. Развивать познавательные возможности, самостоятельность, трудолюбие, внимание, память.

Задачи:

  1. Собрать материалы о родственниках или знакомых – участниках Великой Отечественной войны.
  2. Ознакомиться студентам с литературой по Великой Отечественной войне.
  3. Соотнести историческую реальность и факты биографии участников Великой Отечественной войны.
  4. Написать реферат, посвященный участнику Великой Отечественной войны.
  5. Подготовить выступление к конференции по теме реферата.

Средства обеспечения конференции:

  1. ТСО: компьютер, видеопроектор, ММК.
  2. Видеофрагменты по истории Великой Отечественной войны.
  3. Музыкальное и поэтическое оформление мероприятия.

Оформление зала:

  1. Газеты и плакаты, посвященные событиям Великой Отечественной войны.
  2. Экспонаты Комнаты боевой славы Волжского политехнического техникума.
  3. Поздравление с праздником Великой Победы.
  4. Изображение праздничного победного салюта.
  5. Гирлянды из искусственных цветов.

Внутрипредметные связи по следующим темам:

  1. Периодизация, характер и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  2. Основные сражения Великой Отечественной войны.
  3. Фронт и тыл. Человек на войне.
  4. Ускоренная модернизация в СССР в 1920-1930-х гг.

Межпредметные связи со следующими предметами:

  1. Литература
  2. География
  3. Обществознание
  4. Основы этики
  5. Социальная психология

Сценарий

научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Музыка: Гендель «Минуэт» (инструментальное исполнение – Ванесса Мэй)

(За сценой):        1.        Был отступления путь солдатский горек,

                                Как горек хлеба поданный кусок…

                                Людские души обжигало горе,

                                Плыл не в заре, а в зареве восток.

                                Мы просим об одном тебя, историк,

                                Копаясь в уцелевших дневниках,

                                Не умаляй ни радости, ни горя –

                                Ведь ложь, она как гвозди в сапогах.

                        2. «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны» - как неоценимая родная связь поколений ХХ и XXI веков в канун Великой Победы прозвучат сегодня творческие исследовательские работы наших студентов.

Ведущий 1: Миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается.

Ведущий 2: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.

Ведущий 1: Поколению, вступающему в жизнь, чтобы знали и помнили, посвящается.

Музыкальная заставка: фонограмма песни Б.Ш.Окуджавы «Песня о пехоте». Гаснет верхний свет. Свет на сцене.

Ведущий 2:                Была война, прошла война.

                                Над полем боя тишина.

                                Но по стране, по тишине

                                Идут легенды о войне.

Чтец 1: Я в 12 веке убит половецкой стрелой.

Чтец 2: Я в 13 веке задушен ордынской петлей.

Чтец 3: За конем меня в облаке пыли сквозь 14-й протащили.

Чтец 4: Я в 15 веке холерной воды наглотался.

Чтец 1: Я в 16 веке на дыбе ночной извивался.

Чтец 2: Я в 17 веке, что было со мною, забыл.

Чтец 3: В 18 веке вещий ворон в груди моей каркал, что отбились от Карла.

Чтец 4: В 19 веке на той же Смоленской дороге оторвало мне ноги ядром Бонапарта.

Музыкальная заставка: инструментальная пьеса – Трек 19 (скрипичная музыка).

Ведущий 1: ХХ век – две мировые войны унесли десятки миллионов человеческих жизней. XXI век только начался, а в мире опять неспокойно: Ближний Восток, Балканы. Северный Кавказ…

Ведущий 2: После второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет человеческой цивилизации только 395 были мирными; более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны.

Ведущий 1: Даже в Антарктиде на глубине 100 метров бур наткнулся на пепел – может быть это тоже пепел войны.

Ведущий 2:                Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

                                О горьком победном пути.

                                Поэтому должен хотя бы наш разум

                                Дорогой Победы пройти.

Ведущий 1:                И мы разобраться обязаны сами

                                В той боли, что мир перенес,

                                Конечно, мы смотрим другими глазами,

                                Такими же полными слез.

Музыкальная заставка: инструментальный фрагмент Era № 6.

О Сухове И.Ф. рассказывает его внучка Орлова Надежда. По ходу рассказа на экране – фотографии и документы Сухова И.Ф.

Музыкальная заставка: инструментальный фрагмент Era № 5.

Ведущий 2:                Чтобы  стать мужчиной, мало им родиться.

                                Чтобы стать железом, мало быть рудой.

                                Ты должен переплавиться, разлиться

                                И, как руда, пожертвовать собой.

                                Как трудно в сапогах шагать в июле,

                                Но ты солдат.

                                Ты все сумей принять:

                                От поцелуя женского до пули

                                И научись в бою не отступать.

                                Готовность к бою тоже ведь оружье,

                                И ты его однажды примени.

                                Солдаты умирают, если нужно,

                                Поэтому живут в веках они.

Музыкальная заставка: фонограмма песни «Эх, дороги».

О Давлетове Х.М. рассказывает его внучка Морозова Ольга. По ходу рассказа на экране – фотографии и документы Давлетова Х.М.

                                Пусть помнят те, которых мы не знали:

                                Нам страх и подлость были не к лицу.

                                Мы пили жизнь до дна и умирали

                                За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

На экране – хроника «Воздушный бой» с фонограммой («Шторм» в исполнении Ванессы Мэй).

О Балабине Ю.М. рассказывает Фихтер Дмитрий. По ходу рассказа – фотографии Балабина Ю.М.

Ведущий: 232 боевых вылета сделал Балабин Ю.М. Каждый боевой вылет не обещал посадки на родном аэродроме. Героизм боевых летчиков времен Великой Отечественной войны повторяют современные летчики – ведь каждый вылет – риск. Летчик, который сумел ценой своей жизни отвести беду от мирного города, - такой же герой, как и летчик, направивший самолет на колонну или железнодорожный состав с вражеской техникой.

Песня «Огромное небо» (исполняет Кошман Л.С.)

Музыкальная заставка: инструментальный фрагмент в исполнении Ванессы Мэй (03).

Ведущий:                        Есть в голосе моем звучание металла.

                                Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

                                Не все умрет, не все войдет в каталог,

                                Но только пусть под именем моим.

                                Потомок различит в архивном хламе

                                Кусок горячий, верный ком земли,

                                Где мы прошли с обугленными ртами

                                И мужество, как знамя пронесли.

                                                (Н.Майоров)

Фрагмент д/ф «Битва за Сталинград» о событиях 23 августа 1942 г.

Воспоминания жителя Сталинграда Рыбникова С.Н. о событиях 23 августа 1942 года читает Савченко Виктор. На экране – видеофрагмент д/ф о Сталинградской битве.

Ведущий:                        Здесь орден мужества надет на грудь земли,

                                Недаром эта грудь истерзана снарядом.

                                Со смертью билась жизнь, и смерть враги нашли,

                                И победила жизнь в боях под Сталинградом.

Фрагмент д/ф «Битва за Сталинград», посвященный подвигу фронтовых медсестер.

Музыкальная заставка: фрагмент музыки Нино Рота к х/ф «Ромео и Джульетта»

Ведущий:                        Когда упав на поле боя –

                                И не в стихах, а наяву, -

                                Я вдруг увидел над собою

                                Живого взгляда синеву,

                                Когда склонилась надо мною

                                Страданья моего сестра, -

                                Боль сразу стала не такою:

                                Не так сильна, не так остра.

                                Меня как будто оросили

                                Живой и мертвою водой,

                                Как будто надо мной Россия

                                Склонилась русой головой!..

                                                (И.Уткин)

Рассказывает о Байбаковой Е.И. ее правнучка Ильина Мария. По ходу рассказа – фотографии Байбаковой Е.И.

Музыкальная заставка: Era № 8. На экране – фрагмент д/ф «Трудовой фронт» из цикла «Великая Отечественная»        .

Ведущий:                        …Да разве об этом расскажешь –

                                В какие ты годы жила!

                                Какая безмерная тяжесть

                                На женские плечи легла!..

                                В то утро простился с тобою

                                Твой муж, или брат, или сын,

                                И ты со своею судьбою

                                Осталась один на один…

                                Ты шла, затаив свое горе,

                                Суровым путем трудовым.

                                Весь фронт, что от моря до моря,

                                Кормила ты хлебом своим.

                                В холодные зимы, в метели,

                                У той у далекой черты

                                Солдат согревали шинели,

                                Что сшила заботливо ты.

                                Бросалися в грохоте, в дыме

                                Советские воины в бой,

                                И рушились вражьи твердыни

                                От бомб, начиненных тобой…

                                                (М.Исаковский)

О судьбе своей семьи в годы Великой Отечественной войны рассказывает Воронина Валентина. По ходу рассказа на экране – фотографии и документы.

Песня «Синий платочек» (исполняет Кошман Л.С.)

Музыкальная заставка: фонограмма песни «Песня о солдате»

О боевом пути Шпака М.Ф. рассказывает его правнук Шпак Георгий. На экране – фотографии и документы Шпака М.Ф.

Песня «Журавли» (исполняют – Федюшкина В., Молибоженко М., Карелин Р.)

Ведущий: слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны, партизанке Елене Дмитриевне Гегучадзе.

Ведущий (Шаповалова Э.А.): Война собрала богатую жатву в нашей семье: один мой дед – Кирелюк Василий Кузьмич – погиб в 1944 году в Белоруссии, другой – Шаповалов Федор Яковлевич – 16 апреля 1945 года в районе немецкого города Лечин; дядя моей мамы – Николай Сердюков – погиб под Сталинградом, мой родной дядя в 12 лет подорвался на немецкой мине – отступавшие немцы их оставили очень много в донских степях…

        Сегодня мы услышали рассказы наших студентов. В них – самое главное – это память, память о тех близких нашему сердцу, родных людях. Война прошла сегодня перед нами через их судьбы. А начиналась эта работа с предложения написать о своих родных – участниках событий тех страшных лет. Мы не хотим быть «Иванами, не помнящими родства». К сожалению, первые фразы были «Не знаем», «Не помним», «Никто не воевал»…

        И как отрадно, что ваши сердца не остались глухими. Я вижу – к исследовательской работе есть интерес, и трепетное отношение к прошлому своей семьи, своей страны у поколения, только-только вступающего в жизнь. А значит – есть надежда, что не угаснет Вечный огонь памяти нашего народа!

        Пока жива наша память – будет жить Россия!

Ведущий

(Малышкина Л.Н.):         А вы, мои друзья последнего призыва!

                                Чтоб вас оплакивать, нам жизнь сохранена.

                                Над вашей памятью не стать плакучей ивой,

                                А крикнуть на весь мир все ваши имена!

                                Да что там имена! Ведь все равно – вы с нами!

                                Все на колени, все! Багряный хлынул свет!

                                И россияне вновь идут сквозь дым рядами –

                                Живые с мертвыми: для славы мертвых нет!

                                                (А.А.Ахматова)

Песня «Вспомните, ребята!» (исполняет группа преподавателей и студентов). На экране – фотографии всех героев рассказов.

Ведущий: Заключительное слово – благодарность всем, кто принял участие в работе, помогал в организации и проведении конференции.        

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в истории моей семьи, в истории моих земляков

Тема классного часа посвящена особой дате "Дню Победы". Принцип отбора материала: показать важнейшие события Великой Отечественной войны, тяжесть ратного труда, «цену победы», жизнь людей на фронте и ...

Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.

9 Мая исполняется 70 лет Великой отечественной войне. В каждой семье обязательно говорят об этом событии, вспоминают,   как воевали,  и трудились в тылу  родные. Для нас второкласс...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны.

          Презентацию «Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник  войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Ксения Костылева....

Великая Отечественная война в судьбе моей семьи

Рассказ о  жизни прадедушки в годы войны...

Презентация "Великая Отечественная Война в судьбе моей семьи"

В данной презентации я поделилась историей своей семьи, а именно историей моего прадеда Фомушкина михаила Прокофьевича...