Интегрированный урок литературы и музыки "Я помню чудное мгновенье"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Расширение знаний по творчеству А.С. Пушкина и М.И. Глинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_i_muzyki_na_temu_ya_pomnyu_chudnoe_mgnovene.doc | 32.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок подготовила учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №1» г. Балашихи Московской области Николенко Любовь Федоровна.
Интегрированный урок литературы и музыки на тему «Я
помню чудное мгновенье…»
Цели урока: 1) расширить знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина и М. И. Глинки; 2) показать взаимозависимость литературного и музыкального произведений; 3) воспитывать отзывчивость на прекрасное.
Оборудование: портреты А. С. Пушкина, М. И. Глинки, репродукция с изображением А. П. Керн, Е. Е. Керн, запись романса «Я помню чудное мгновенье…».
Ход урока
Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия.
А. С. Пушкин.
1. Вступительное слово учителя.
В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось бы в музыке, как творчество А. С. Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. И сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на одно из самых проникновенных, трепетных стихотворений А. С. Пушкина о любви – стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Считается, что это произведение посвящено А. П. Керн.
2. Сообщение ученика об А. П. Керн.
А. П. Керн шел двадцать седьмой год, когда она приехала в Тригорское. Родилась она в Орле. Получила довольно беспорядочное воспитание. Родные с материнской линии лелеяли и баловали ее. За девочкой смотрела гувернантка. Учение шло по-французски, и русскому языку она училась только в течение шести недель, во время вакаций (каникул), на которые приезжал из Москвы студент Мерчанский. В 17 лет ее выдали замуж за пятидесятилетнего дивизионного генерала Керна, который во всех отношениях был не пара для своей юной жены. Он был неумен, грубоват. И даже рождение старшей дочери Екатерины не смогло примирить А. Керн с мужем.
В 1819 г., в доме Олениных, А. П. Керн и А. С. Пушкин впервые встретились. Уже тогда поэт был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825г., когда она гостила в Тригорском. Он ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти, любви.
Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина».
3. Чтение стихотворения А. С. Пушкина.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
4. Рассмотрение репродукции с изображением А. П. Керн.
С первых же строк пушкинского стихотворения встает перед глазами ночной парк, липы в таинственно волнующем лунном свете и женщина, идущая по аллее, женщина, которую так вдохновенно и прекрасно любил Пушкин, - Анна Петровна Керн.
Перед вами репродукция с изображением А. П. Керн. Вы такой представляли себе ту, которой посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»?
Дает ли какое-либо представление о внешности А. П. Керн посвященное ей стихотворение?
5. Романс М. И. Глинки на стихи Пушкина.
Стихотворение Пушкина, впервые опубликованное в 1827г., сразу же привлекло русских музыкантов. Прекрасный романс на этот текст написал в 1832г. А. А. Алябьев. Но только М. И. Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства поэта, всю красоту и гармонию пушкинских стихов.
Слушание романса.
И в музыке чувствуем ту же силу вдохновенья, ту же любовь, тот же восторг. И возникает мысль: такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно.
А ведь так оно и было. Глинка любил, когда сочинял этот романс. Любил дочь Анны Керн – Екатерину.
Художественное совершенство романса Глинки – в полном слиянии музыки и текста, средств музыкальной и поэтической выразительности. Замысел пушкинского стихотворения тонко передан в композиционном строении романса. Три основных раздела произведения отображают важнейшие смысловые моменты развития лирического сюжета – встречу, разлуку и новую встречу. Радостное воспоминание, льнущее к любимому образу, - тема первой части романса и стихотворения. Далее на протяжении 2-й и 3-й строф создается сложный музыкальный образ тревожно-драматического характера, полный печали и меланхолии. Но ведь «душе настало пробужденье»! И тема 1-й части звучит снова, теперь уже как юношески непосредственная реальная радость, в финале доходящая до подлинного упоения.
Аккомпанемент у Глинки не становится простой поддержкой. Он омывает и наполняет тихим светом слова первого куплета романса, он бурно, как бы угрожая затопить голос, взрывается в середине, ликует вместе с голосом в финале. Как богато оттенками сопровождение каждой из трех частей и как цельно единое движение музыки, пронизывающее весь романс!
Так сплелись в одном романсе творчество и любовь двух великих художников А. С. Пушкина и М. И. Глинки.
Результативность: отработка сопоставления литературного и музыкального материала, расширение кругозора, получение эмоционального заряда при общении с произведениями искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе
Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе на тему "Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского"...
Интегрированный урок литературы и музыки
О Обобщение материала по конкретно - историческому и общечеловеческому значению образа И.И. Обломова...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...