Урок литературы по творчеству Булгакова
план-конспект урока по литературе на тему

Ильенко Елена Викторовна

Конспект урока, посвященный творчеству Булгакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_bulgakovu.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Учитель  русского языка и литературы МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район: Ильенко Е.В.

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной. 5-11 класс. Москва. «Просвещение». 2007 г.

Учебник «Литература 11 класс» . В. П.Журавлёв. М.  «Просвещение» 2010.

Тема : М. Булгаков. Жизнь и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба  произведений писателя.  Новаторство  Булгакова – драматурга. « Бег», «Кабало»,  «Собачье сердце», « Ханский огонек».

Цель :  познакомиться с основными вехами жизни писателя; выявить, в чем состоит новаторство М. Булгакова.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з.
  1. Ю. Тынянов. Биография.
  2. Ю. Тынянов. Художественный мир писателя.
  3. М. Зощенко ( Назовите авторов и их произведения, творчество коб. От. К литературе 30 – 40  гг.)
  1. Сообщение темы и запись ее в тетрадях, запись эпиграфа
  2. Сообщение цели : познакомиться с жизнью и творчеством  Булгакова.
  3. Лекция учителя

… Мне сразу стало ясно, что передо мной  человек поразительного таланта, честный и принципиальный и очень умный, - с ним даже тяжелобольным, было интересно разговаривать, как  редко бывает с кем. И люди политики, и люди литературы знают, что он человек, не обременивший себя ни в творчестве , ни в жизни политической ложью, путь его был искренен, органичен.

                                                                                                А. Фадеев.

  • Даже еще ничего не зная о Булгакове, как о человеке и писателе из слов А. Фадеева можно видеть, что Булгаков был великим человеком.
  •  Булгаков родился 15 мая 1891 г. В Киеве, в семье доцента, потом профессора духов. Академии.
  • ОН был 1- ым ребенком у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны. Потом в семье родилось еще 2 сына и 4 дочери.
  • В 1907г. Умер отец, и забота о воспитании  7 детей легла на плечи матери. Позже к серым прибавилось еще  трое- племянники.
  • И всем им, как воспоминала сестра Михаила, Надежда, мать сумела… дать радостное детство.
  • Прочит.  С 52 1 о семье обзыв  К. Паустовского
  • Этим Традициям  Булгаков следовал всю жизнь.
  •  В 1916 г. – окончил мед. Фак. Киевского университета.
  • Был призвал в армию.
  •  После нескольких месяцев службы  в качестве госпитального врача направлен в земскую больницу в село  Никольское Смоленской губернии. Там к нему съезжались в день около 100 больных.
  • Через год, измученный работой, он был переведен в Вязьму, где условия были легче .
  • В 1918 г. Беспокоясь о родных, возвратился в Киев. И уже с семьей пережил перевороты 1918 – 1919 годов.
  • Эти перевороты сопровождались кровавыми расправами, расстрелами, конфискацией имущества.
  • Это навсегда сделало Булгакова врагом насилия
  • В 1919 году Булгаков был люб. В белую армию, направлен во Владикавказ.
  • В 1920 после разгрома белых он тяжело заболел.
  • На ноги встал уже при новой большевистской  власти.
  • Начал новую жизнь: оставил врачебную практику и стал писателем.
  • А в  конце 21-го года приехал  в Москву без денег, без вещей, чтобы остаться в ней навсегда.
  • Этим фактом биографии Булгаков посвятил свои произведения.
  • О том, чем была наполнена его жизнь в смоленской глухомани – цикл рассказов « Записки юного врача».
  • О киевских событиях – « Белая гвардия».
  • О начале новой жизни в Сев. России – повесть « Записки на манжетах».
  • В Москве он начал заведовать Лито – минер отделом учреждения, с названием «наробраз».
  • Все основания для получения этой должности у него были. Ведь он знал и любил литературу. Сам писал и печатался в местных газетах еще при белых. Но оказалось, что в новой России весь этот багаж ничего не стоит.
  • Вот как Булгаков пишет о событиях, разворачивающихся в это время в среде писателей.  Прочит. МИ № 1-91.
  • Булгаков пытался сопротивляться законодателями новых, революционных мод в литературе.  Организовал вечер чеховского юмора, пушкинский вечер.  Был за это обвинен  в попытках «развратить публику» И оказался на грани голодной смерти.
  • Булгаков исхаживал всю Москву , хватался за любую работу.
  •  В конце 1922 г. Нашлась постоянная работа – в газете « Гудок» в качестве литправщика.
  •  К 1923 – 1925 годах интенсивно работал над романом « Белая гвардия», сатирическими повестями «Собачье сердце» и т. д.
  • Булгаков писал, не задумываюсь, пропустят произведения или нет. Он писал по велению сердца.
  •  В своих произведениях Булгаков писал о чести и справедливости. О событиях гражданской войны, о текущей жизни – с досадой о тех новых хозяев России, которые взялись определять ее судьбу и будущее, не умея распорядиться настоящим.
  • 1925 год был самым лучшим для Булгакова – прозаика.
  • Правда повесть « Собачье сердце», ему напечатать не удалось ( она опубликована только в 1987 г.)
  • 1 – й  сборник рассказов «Дьяволиада» изданный в 1925 г. , был конфискован и уничтожен.
  • Но вышла в свет «Роковые яйца» хоть и не полностью, но опубликован роман «Белая гвардия», появилось несколько рассказов из цикла « записки юного врача»
  • Однако 1926 г. Оказался для Булгакова еще счастливее:  родился на свет Булгаков – драматург.
  • Выступление уч-ся  МИ № 1-91 с. 58 ( Драматургия Булгакова.)
  • В 1929 г. Сделал первые наброски романа « Инженер с копытом». ( первое название « Мастер и Маргарита»).
  • Но в 1929 г. Остановило писателя то, что его произведения были запрещены.
  • Перед тем, как написать письмо правительству, Булгаков уничтожил  наброски и возобновил работу над  романом в 1931г.
  • Над романом « Мастер и Маргарита» Булгаков работал почти до конца своей жизни.
  • В « Мастере и Маргарите» есть глубоко печальные строки, есть озорные, смешные эпизоды. Грабленый до нитки, отлученный от читателя и зрителя, смертельно больной и сознавший, что  дни его  сочтены Булгаков оставался самим собой : не терял ни чувства юмора ни остроты языка. Значит, не терял свободы.
  •  10 марта 1940 г. М.А. Булгаков умер.
  •   Ныне все булгаковское наследие опубликовано, но не все осмыслено и освоено, поэтому перед  читателем задача -  прочесть его творения  и открыть новые ценности их. Чем мы и займемся
  •  Послушайте отрывки из воспоминаний о Булгакове.  

Сегодня мы обратимся к повести « Собачье  сердце». Она была написана в 1925г. , но опубликована только в 1987 г.

  1. Работа с текстом.
  • Прочитайте, кто такой Преображенский и чем он занимается?
  • Какой это человек.
  • Как прочитанное относится к тому, что происходит в России с 1917 г.
  •  Вывод: во взглядах Филиппа Филипповича   немало общего со взглядами Булгакова. Он также окетиично относится к революционному  процессу и решит. Выслушивает против пассивно.
  • Прочит. Что делает с Шариком Преображенский? И что из этого получается?
  • Удался ли профессорский  эксперимент? Что на это повлияло?( нет, так как  в Шарикове стал проявляться уголовник, от кап. ему были пересажены органы и на него повлияла обстановка в России, против кот. Профессор был бессилен.
  • Прочитать, кто такой Швандер?
  • Если он является представителем новой власти, то что можно о ней сказать?
  •  Какие отношения возникают между Шариковым и Швандеровм? ( Шариков становится над влиянием Швандера « сознательным участником  революционного процесса»)
  • Прочитать, каким становится Шариков?
  • О чем говорит тот факт, что через очень малый промежуток времени Шариков  становится заведующим делом очистки Москвы, сов. служащим. ( Людей, подобных Шарикову среди сов. Служащих было множество. И отсюда можно было сделать  вывод о новой власти).
  • Как Преображенский относится к Шарикову и что он предпринимает для исправления своей ошибки?
  •   Сл. Уч.  Профессор Преображенский исправляет свою ошибку, но исправлена ли она в жизни, когда  таких Шариковых много?
  • Прочит. Начало повести. Какие люди живут в новой власти?
  • О чем это говорит? ( Булгаков оставляет этот вопрос открытым, но не трудно догадаться, что Швандер по – прежнему будут занимать свои посты, а Шариковы будут продолжать плодиться.
  • Почему « Собачье сердце» относится к сатирическим произведениям писателя? ( так как Булгаков разоблачает отрицательные стороны жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде.
  • Какие литературные приемы использует? ( антитезу :  Преображен. И нов. Власти)
  1. Проверка конспектов ( взять у 3-х человек).
  2. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

урок литературы по творчеству А.П.Платонова

лингвистический анализ прочитанных рассказов Платонова ("3сын", "Возвращение"), связь с жизнью....

Урок литературы по творчеству А.А.Блока

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ « ПОИСК ДУХОВНОСТИ»...

Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.

Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четв...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...