Урок литературы по творчеству Булгакова
план-конспект урока по литературе на тему
Конспект урока, посвященный творчеству Булгакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_bulgakovu.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район: Ильенко Е.В.
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной. 5-11 класс. Москва. «Просвещение». 2007 г.
Учебник «Литература 11 класс» . В. П.Журавлёв. М. «Просвещение» 2010.
Тема : М. Булгаков. Жизнь и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя. Новаторство Булгакова – драматурга. « Бег», «Кабало», «Собачье сердце», « Ханский огонек».
Цель : познакомиться с основными вехами жизни писателя; выявить, в чем состоит новаторство М. Булгакова.
- Организационный момент.
- Проверка д/з.
- Ю. Тынянов. Биография.
- Ю. Тынянов. Художественный мир писателя.
- М. Зощенко ( Назовите авторов и их произведения, творчество коб. От. К литературе 30 – 40 гг.)
- Сообщение темы и запись ее в тетрадях, запись эпиграфа
- Сообщение цели : познакомиться с жизнью и творчеством Булгакова.
- Лекция учителя
… Мне сразу стало ясно, что передо мной человек поразительного таланта, честный и принципиальный и очень умный, - с ним даже тяжелобольным, было интересно разговаривать, как редко бывает с кем. И люди политики, и люди литературы знают, что он человек, не обременивший себя ни в творчестве , ни в жизни политической ложью, путь его был искренен, органичен.
А. Фадеев.
- Даже еще ничего не зная о Булгакове, как о человеке и писателе из слов А. Фадеева можно видеть, что Булгаков был великим человеком.
- Булгаков родился 15 мая 1891 г. В Киеве, в семье доцента, потом профессора духов. Академии.
- ОН был 1- ым ребенком у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны. Потом в семье родилось еще 2 сына и 4 дочери.
- В 1907г. Умер отец, и забота о воспитании 7 детей легла на плечи матери. Позже к серым прибавилось еще трое- племянники.
- И всем им, как воспоминала сестра Михаила, Надежда, мать сумела… дать радостное детство.
- Прочит. С 52 1 о семье обзыв К. Паустовского
- Этим Традициям Булгаков следовал всю жизнь.
- В 1916 г. – окончил мед. Фак. Киевского университета.
- Был призвал в армию.
- После нескольких месяцев службы в качестве госпитального врача направлен в земскую больницу в село Никольское Смоленской губернии. Там к нему съезжались в день около 100 больных.
- Через год, измученный работой, он был переведен в Вязьму, где условия были легче .
- В 1918 г. Беспокоясь о родных, возвратился в Киев. И уже с семьей пережил перевороты 1918 – 1919 годов.
- Эти перевороты сопровождались кровавыми расправами, расстрелами, конфискацией имущества.
- Это навсегда сделало Булгакова врагом насилия
- В 1919 году Булгаков был люб. В белую армию, направлен во Владикавказ.
- В 1920 после разгрома белых он тяжело заболел.
- На ноги встал уже при новой большевистской власти.
- Начал новую жизнь: оставил врачебную практику и стал писателем.
- А в конце 21-го года приехал в Москву без денег, без вещей, чтобы остаться в ней навсегда.
- Этим фактом биографии Булгаков посвятил свои произведения.
- О том, чем была наполнена его жизнь в смоленской глухомани – цикл рассказов « Записки юного врача».
- О киевских событиях – « Белая гвардия».
- О начале новой жизни в Сев. России – повесть « Записки на манжетах».
- В Москве он начал заведовать Лито – минер отделом учреждения, с названием «наробраз».
- Все основания для получения этой должности у него были. Ведь он знал и любил литературу. Сам писал и печатался в местных газетах еще при белых. Но оказалось, что в новой России весь этот багаж ничего не стоит.
- Вот как Булгаков пишет о событиях, разворачивающихся в это время в среде писателей. Прочит. МИ № 1-91.
- Булгаков пытался сопротивляться законодателями новых, революционных мод в литературе. Организовал вечер чеховского юмора, пушкинский вечер. Был за это обвинен в попытках «развратить публику» И оказался на грани голодной смерти.
- Булгаков исхаживал всю Москву , хватался за любую работу.
- В конце 1922 г. Нашлась постоянная работа – в газете « Гудок» в качестве литправщика.
- К 1923 – 1925 годах интенсивно работал над романом « Белая гвардия», сатирическими повестями «Собачье сердце» и т. д.
- Булгаков писал, не задумываюсь, пропустят произведения или нет. Он писал по велению сердца.
- В своих произведениях Булгаков писал о чести и справедливости. О событиях гражданской войны, о текущей жизни – с досадой о тех новых хозяев России, которые взялись определять ее судьбу и будущее, не умея распорядиться настоящим.
- 1925 год был самым лучшим для Булгакова – прозаика.
- Правда повесть « Собачье сердце», ему напечатать не удалось ( она опубликована только в 1987 г.)
- 1 – й сборник рассказов «Дьяволиада» изданный в 1925 г. , был конфискован и уничтожен.
- Но вышла в свет «Роковые яйца» хоть и не полностью, но опубликован роман «Белая гвардия», появилось несколько рассказов из цикла « записки юного врача»
- Однако 1926 г. Оказался для Булгакова еще счастливее: родился на свет Булгаков – драматург.
- Выступление уч-ся МИ № 1-91 с. 58 ( Драматургия Булгакова.)
- В 1929 г. Сделал первые наброски романа « Инженер с копытом». ( первое название « Мастер и Маргарита»).
- Но в 1929 г. Остановило писателя то, что его произведения были запрещены.
- Перед тем, как написать письмо правительству, Булгаков уничтожил наброски и возобновил работу над романом в 1931г.
- Над романом « Мастер и Маргарита» Булгаков работал почти до конца своей жизни.
- В « Мастере и Маргарите» есть глубоко печальные строки, есть озорные, смешные эпизоды. Грабленый до нитки, отлученный от читателя и зрителя, смертельно больной и сознавший, что дни его сочтены Булгаков оставался самим собой : не терял ни чувства юмора ни остроты языка. Значит, не терял свободы.
- 10 марта 1940 г. М.А. Булгаков умер.
- Ныне все булгаковское наследие опубликовано, но не все осмыслено и освоено, поэтому перед читателем задача - прочесть его творения и открыть новые ценности их. Чем мы и займемся
- Послушайте отрывки из воспоминаний о Булгакове.
Сегодня мы обратимся к повести « Собачье сердце». Она была написана в 1925г. , но опубликована только в 1987 г.
- Работа с текстом.
- Прочитайте, кто такой Преображенский и чем он занимается?
- Какой это человек.
- Как прочитанное относится к тому, что происходит в России с 1917 г.
- Вывод: во взглядах Филиппа Филипповича немало общего со взглядами Булгакова. Он также окетиично относится к революционному процессу и решит. Выслушивает против пассивно.
- Прочит. Что делает с Шариком Преображенский? И что из этого получается?
- Удался ли профессорский эксперимент? Что на это повлияло?( нет, так как в Шарикове стал проявляться уголовник, от кап. ему были пересажены органы и на него повлияла обстановка в России, против кот. Профессор был бессилен.
- Прочитать, кто такой Швандер?
- Если он является представителем новой власти, то что можно о ней сказать?
- Какие отношения возникают между Шариковым и Швандеровм? ( Шариков становится над влиянием Швандера « сознательным участником революционного процесса»)
- Прочитать, каким становится Шариков?
- О чем говорит тот факт, что через очень малый промежуток времени Шариков становится заведующим делом очистки Москвы, сов. служащим. ( Людей, подобных Шарикову среди сов. Служащих было множество. И отсюда можно было сделать вывод о новой власти).
- Как Преображенский относится к Шарикову и что он предпринимает для исправления своей ошибки?
- Сл. Уч. Профессор Преображенский исправляет свою ошибку, но исправлена ли она в жизни, когда таких Шариковых много?
- Прочит. Начало повести. Какие люди живут в новой власти?
- О чем это говорит? ( Булгаков оставляет этот вопрос открытым, но не трудно догадаться, что Швандер по – прежнему будут занимать свои посты, а Шариковы будут продолжать плодиться.
- Почему « Собачье сердце» относится к сатирическим произведениям писателя? ( так как Булгаков разоблачает отрицательные стороны жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде.
- Какие литературные приемы использует? ( антитезу : Преображен. И нов. Власти)
- Проверка конспектов ( взять у 3-х человек).
- Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина
Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...
урок литературы по творчеству А.П.Платонова
лингвистический анализ прочитанных рассказов Платонова ("3сын", "Возвращение"), связь с жизнью....
Урок литературы по творчеству А.А.Блока
СИСТЕМА УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ « ПОИСК ДУХОВНОСТИ»...
Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четв...
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"
Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова как органической части развивающейся рус...