Тема «Уроки жизни в рассказах Платонова «Третий сын», «Возвращение» СЛ 1
Цель: 1) нравственное воспитание учащихся; связь с жизнью; 2) частичный анализ жизни и творчества писателя;3) лингвостилистический анализ рассказов “Третий сын”, «Возвращение» Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащегося с элементами беседы, элементы лингвостилистического анализа. Оборудование: портрет А.Платонова, медиапроектор, иллюстрации учащихся на тему «Семья» Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. А.С.Макаренко Кто родителей почитает, тот век не погибает. Вся семья вместе - и душа на месте. Пословицы. Ход урока. 1.Организация класса. 2. Слово учителя. Совсем недавно мы проводили 2008год, объявленный годом семьи, но тема семьи, отношений между ее членами волновала, волнует и будет волновать еще не одно поколение. (СЛ 1) Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема урока «Уроки жизни в произведениях А.П.Платонова «Третий сын», «Возвращение» Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами А.С.Макаренко, взятыми в качестве эпиграфа. (СЛ 2) Прочитайте их. Как вы их понимаете? Согласны ли вы с данной точкой зрения? Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Платонова, в которых автор затронул актуальные и в наше время проблемы, рассмотрим позицию автора при анализе рассказов, тесно связанных с жизнью. Знакомясь с содержанием произведений Платонова, вы заметили, что читать Платонова все – таки трудно. Дело тут не только в “трудном” платоновском стиле. Вспомните, ребята, а что такое стиль? (высвечивается на медиапроекторе стиль ) СЛ 3 (щелкнуть 2ой раз – появится определение стиля) 1 учащийся Стиль - это мировоззрение, жизненная позиция, выраженная в художественном слове. Каким изображен платоновский стиль? Именно стиль “вел” Платонова, иногда вопреки его рациональным установкам, идеологическим и политическим пристрастиям, - к открытию трагического содержания жизни ХХ века. А. Платонов явно не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду, считая, что литература ответственна перед жизнью. Мало погрузить человека в боль времени, надо поднять его с “адова дна” существования, снять с него кору отчуждения и равнодушия, пробудить творческие силы, помочь обрести “высшую участь”. Хотя читать Платонова трудно, но если мы хотим понять жизнь человека ХХ века, понять себя, то Андрей Платонов предлагает свою помощь, свое знание, оплаченное сердцем. Время не раз отрекалось от писателя, но писатель от времени - никогда. Я Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых не уставал напоминать, остаются актуальны и по сей день. .Как же складывалась творческая судьба А.Платонова? Вспомните яркие моменты из жизни писателя? СЛ 4 (портрет) 2. Сообщение 2 учащегося . В самой ранней автобиографии Андрей Платонов сообщает о себе: “Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Деревню же я до слез любил, не видя ее до двенадцати лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри... не дома, а хаты, куры, сапожники... Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я — старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду. Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится. ...И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце... Теперь исполняется эта мечта. Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу!..” Этот рассказ о фактах своей жизни, так по-платоновски превращающийся в размышление о смысле жизни, помещен в первом и единственном сборнике стихов А. Платонова “Голубая глубина”, вышедшем в 1922 году. Когда он писал эти возвышенные слова, ему не было еще и двадцати трех лет. Это молодость, почти юность. Но время было таким, что за плечами у молодого мечтателя оказался уже немалый жизненный опыт, и практические умения, и теоретические знания. Он брался за все. И все у него получалось: работал на Воронежском паровозостроительном заводе, в годы гражданской войны был бойцом отряда ЧОН, корреспондентом газеты в Новохоперске: с отцом, Платоном Фирсовичем Климентовым, водил поезда, был губернским мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции, одновременно начал писать и писал много, увлеченно — как прозаик, поэт, критик, публицист, пропагандист-просветитель . За год до сборника стихов вышла его публицистическая книга “Электрификация” Это был стихийный взрыв талантливости, столь характерный для многих его современников, людей революционной эпохи. Его отношение к революции было восторженным, т. к. революция — это воодушевление таланта, который получил свободу для заветного дела, для воплощения мечты, выношенной веками народных ожиданий, по -писательски — он хотел понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. Природный русский коренной житель одной из центральных областей России, он с любовью вводит свою землю в свое творчество. Названия родных мест часто звучат в его прозе: Ямская слобода, Тамлык, Усмань, Потудань, Ясная Меча... В конце 1942 года Платонов был призван в действующую армию и до конца войны служил корреспондентом “Красной звезды” непосредственно на фронте. Солдаты при нем не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои солдатские темы”. Платонов многое увидел в русском человеке на войне. Это было время его большого творческого подъема. В 1944 году он заболел туберкулезом, а послевоенные годы оказались для него самыми трудными. Затравленный догматической критикой, писатель был почти лишен возможности печататься, его здоровье все ухудшалось, силы уходили, хотя работа никогда не прерывалась. В оставшемся после него обширном рукописном наследии — проза, пьесы, статьи. В последние годы жизни вышло лишь три небольших сборника русских сказок в пересказе А. Платонова, один из них — “Волшебное кольцо” — под общей редакцией М. А. Шолохова. Умер Андрей Платонович Платонов совсем еще не старым, неполных пятидесяти двух лет, 5 января 1951 года. (на 1-2 минуты) ? Вопрос классу: Что вас поразило в творческой биографии писателя? (3 учащийся) (В Платонове поражает все — и его деятельная, подвижническая натура, и весь его литературный облик. Он — художник редкой, ни на кого не похожей стилевой манеры) Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи – ведущая в творчестве 4 учащийся Хотя художественно - философская система Платонова имеет свои устойчивые опоры, она, следуя за жизнью и преломляя ее, развивается. В середине и конце 30-х годов такие перемены начинают ощущаться в новой прозе Платонова: в рассказах “Третий сын”, “На заре туманной юности”, «Возвращение», «Фро». Размышление о человеке и его деле, его участии в развитии жизни и раньше включало у Платонова чувство родительской любви и глубокого ответного чувства, переживаемого детьми. В “Третьем сыне лишь тот “смелее делает успехи в жизни”, у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома. 3.Анализ рассказа “Третий сын”. Дома вы читали рассказы Платонова,, 3 сын,, , ,,Возвращение,, Нашу работу мы начнем с анализа рассказа “Третий сын” СЛ5 ( Вопросы для анализа рассказов лежат на столе) Итак, ребята, будьте внимательны при работе с текстом произведения ? Какое трагическое событие собрало в доме всех сыновей? Каким показан отец по отношению к детям, по своему описанию, радует ли его в глубине души приезд детей? Подтвердите текстом произведения. (Умирает мать. Съезжается “могучая полдюжина сыновей”, чтобы проводить ее в последний путь .Отец рад приезду, но очень переживает смерть старухи) ? Кем стали в жизни сыновья? Зачитайте. (“Двое из них были моряками - командирами кораблей, один московским артистом, один, у которого была дочка, - физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство”.) Мы видим, что мать и отец вывели своих детей в жизнь, поставили на ноги, дети стали настоящими людьми, которыми могут гордиться родители. ? Как автор показывает страдания сыновей? (“Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль”, “все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери…”, “каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно…”) ? Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение? Почему дети временно при встрече друг с другом забыли о смерти матери? Зачитайте. (Поздней ночью, испытывая такую, в общем, понятную радость от встречи друг с другом, они затевают в соседней комнате, рядом с гробом матери, жизнерадостную возню). (долго не виделись, хотелось пообщаться, рассказать каждому о себе)
? Меняется ли отношение автора к ним? (На наших глазах меркнет ореол могучей силы сыновей, перед нами оказываются всего лишь преуспевающие, здоровые физически и туповатые нравственно люди. Старший сын “ с восторгом убежденности” говорил о “ пустотелых пропеллера”. “Голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань”.) ? Обратите внимание на неожиданный и убийственно двойной смысл слова “пустотелый”. Объясните ЛЗ слова. На что обращает наше внимание автор?. (“Пустотелый” - значит абсолютно пустой, не наполненный душой. Можно сделать вывод, что у человека, говорящего об этих пропеллерах также пусто и в душе.) ? Все ли забыли о причине приезда в дом матери? (Нет, внучка остро переживает всю неуместность самодовольного веселья. “Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла”. Не выдерживает этого неосознанного кощунства веселья ее отец – третий сын. “До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать”.) ? Какие языковые средства использует автор в рассказе? Найдите, зачитайте, подтвердите текстом (магические числа 6, 3, гротеск, прием внутреннего монолога, диалога, символический образ гроба, в котором лежит мать, давшая жизнь своим детям, антитеза, метафора) Я (зачитываю) - Много лет назад, на заре своей литературной работы Платонов писал: “Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все… да здравствует человеческий организм”. “Третий сын” особенно требовательно отстаивает чувство единой жизни всех поколений, которое поддерживается спасительной скорбью по каждому отдельному человеку. ? В чем сила рассказа? Сила рассказа в том, что он дает более глубокое, более человечное определение жизни. Жизнь - это не только веселье от полноты жизненных сил и успехов, в том числе и трудовых. А смерть не одно лишь отсутствие такого веселья. Жизнь включает в себя все состояния духа: и страдание, и тоску, и безутешную память. Она неполна без ощущения утраты того света, который погас вместе со смертью матери. Говорю Я Когда в финале в их силе на наших глазах заметно прибавилось духовности. Одинокое горестное шептание вокруг мертвой матери, ночное переживание каждым своей утраты снова сделало их сильнее, вернуло друг к другу. СЛ6 (щелкать 2раза поочередно: сначала слово «вывод», а затем то, что будут писать в нем) Запись учащимися со слайда Вывод: Ничем нельзя, по Платонову, разделить людей - в том числе и самой смертью, и полнота соучастия делает человека не “пылью”, а частицей неуничтожимого и всемогущего человечества. Созвучным с рассказом «3сын» является рассказ «Возвращение» СЛ7 Анализ рассказа «Возвращение» НЕТ, ДРУЗЬЯ, ЛЮБОВЬ ЖЕНЫ НА ВОЙНЕ СИЛЬНЕЙ ВОЙНЫ. - В каких значениях используется автором слово «возвращение»?
- Почему Алексей Иванов принимает решение вернуться в конце произведения? Какова роль ночного разговора между мужем и женой, подслушанная сыном?
- Определите идею рассказа.
- Чем схожи оба произведения Платонова?
А теперь для вас игра, Всем подумать вам пора! Свой не упустите шанс, Будьте внимательны сейчас! Слайд Задание: из 5 пословиц выпишите выделенные слова и составьте из них шестую, соотнесите с содержанием изученных рассказов. 1)Бывает и на старуху проруха. 2)Без кота мышам масленица. 3)Не в бровь, а в глаз. 4)Не было печали, так черти накачали. 5)Радость горю не попутчик (радость без печали не бывает)
Работа по лексике СЛ8 пословицы ( д/з – опрос) -Дома вы должны были подобрать пословицы, отражающие содержание произведения, зачитайте их (Всяк своему счастью кузнец. Не нужен клад, коли в семье лад. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Других не суди, на себя погляди.) Пословицы с доски К уроку учащимися нарисованы иллюстрации на тему «Семья» ?(удалось ли детям выразить в рисунках понимание темы «Семья»?) Использование цветописи как инновационного приема Итог урока. Учитель: А. Платонов оставил нам романы, повести, рассказы, стихи, статьи, пьесы, письма. Далеко не все из написанного им найдено и опубликовано. Но и то, что в разрозненных публикациях уже стало достоянием читателей, представляет огромный художественный материал, который надо осваивать. ? Чем мы занимались на уроке? Выразите свое отношение к творчеству А.Платонова в 3-4 предложениях, запишите в тетрадь СЛ9 Мнение учащихся об уроке (включить «Родительский дом») - На уроке я задумался над… - Я открыл для себя… - Урок помог мне… - Мои чувства по уроку можно вы разить словами… Домашнее задание. На МП СЛ10 Сочинение- рассуждение «Уроки нравственности в рассказах А.Платонова» - А закончить урок хотелось бы словами Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир» КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК |