Рабочая программа по литературе с элементами Основ православной культуры. 7 класс. Учитель Мисикова Инна Геннадьевна.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе с элементами ОПК. 7 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Обязательного минимума содержания основной образовательной программы  по литературе. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 –11класс (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования определяет его задачи:

Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея рабочей программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 6-7 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Введение

1

Устное народное творчество. Былины

5

Древнерусская литература

2

Произведения русских писателей XVIII века

2

А.С.Пушкин

6

М.Ю.Лермонтов

4

Н.В.Гоголь

5

1

И.С.Тургенев

4

Н.А.Некрасов

2

М.Е. Салтыков-Щедрин.

2

Л.Н.Толстой

2

Стихотворения о природе.

1

А.П.Чехов.

2

И.А.Бунин.

2

А.М.Горький

5

1

Л.Н.Андреев

1

В.В.Маяковский

2

А.Платонов

2

А.Т.Твардовский.

2

Ф.А.Абрамов и др.

5

Зарубежная литература.

6

ОПК

5

Региональный компонент

2

Итого

70

2

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане:

В год – 70 ч.

В неделю - 2 ч., 35 недель

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.

                     В связи с введением курса учебного предмета «Православная культура», которая относится  к

                    общеобразовательной области «Духовно-нравственная культура», будут даны  модулем уроки в

                    количестве 5 часов. Ведущей темой 6 года обучения является интегрированная тема «Святая Русь».

                   

Учебно-методическое обеспечение.

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2009

2 Учебник  7 класс  М.: «Просвещение», 2010 г.  в двух частях. Авторы-составители:  В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,  В.И. Коровин

3.Методическое пособие. Православная культура. 6-7 годы обучения

4.Наглядное пособие. Православная культура. 6-7 годы обучения

Пособия для учащихся:

1. Учебник  7 класс  М.: «Просвещение», 2010 г.  в двух частях. Авторы-составители:  В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,  В.И. Коровин

2. Учебное пособие Л.Л.Шевченко «Православная культура» 6 год обучения. 3-е издание, стереотипное. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества Москва 2011

                                         Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе

Дата.

     № урока         

Тема урока.

Дидактическая модель обучения.

Педагогические средства, формы.

    Виды деятельности учащихся, творческие и индивидуальные задания.

    Планируемый результат и уровень усвоения компетенций.

План

Факт

1.

 Введение. Знакомство со статьёй учебника «Читайте не торопясь…».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Выразительное чтение, аналитическая беседа.

Знать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении

Устное народное творчество.

2.

2

Предания.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Выразительное чтение.

Знать что такое предания.

Уметь определять жанр преданий на основе анализа текста

3-4

 Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Анализ былины.

Знать текст, понятия.: «устное народное творчество», «былина», «былинный стих», «былинный герой», сюжет, худ. особенности, характер былинного героя, бескорыстное служение Родине и народу, тематическое отличие циклов былин.

Уметь видеть в былине нравст. критерии рус.народа, прославление мирного труда, прославление трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, щедрости, физ. силы

5.

 Былина «Садко».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Выразительное чтение былины.

6.

 Народная мудрость пословиц и поговорок.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Фронтальный опрос, аналитическая беседа

Выразительное чтение, аналитическая беседа.

Знать пословицы и поговорки. Сборники пословиц, собирателей пословиц.

Уметь видеть выражение духа родного языка, меткость и точность, краткость и выразительность, прямой и переносный смысл

                                                                                                            Древнерусская литература.

7.

7

«Повесть временных лет». «Похвала князю Ярославу и книгам»: отрывок «О пользе книг». Поучение Владимира Мономаха.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Чтение и перевод отрывка.

Знать текст, художественные особенности произв., нравственные заветы Древней Руси.

8

 «Повесть о Петре и Февронии»- произведение христианской культуры.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Чтение и обсуждение.

Знать текст, понятий.: «летопись», художественные особенности летописи, ист. Значение.

Уметь уважение к книге как источнику знаний, видеть художественное  своеобразие летописи

9

 ОПК. Первые христиане на Руси.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Чтение и обсуждение.

10

ОПК. Первые святые Руси – князья Борис и Глеб.

Объяснительно-иллюстративная.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа

Чтение и обсуждение.

                                                                                                      Произведения русских писателей XVIII.

11

11

Знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, с его стихами, с реформой в языке.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ поэмы.

Выразительное чтение, аналитическая беседа.

Знать биографию., произведения, понятия.: «ода»; значение творчества Ломоносова в области науки и искусства.

Уметь видеть веру Ломоносова в будущее рус. науки и ее творцов, патриотизм, признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина

12

 Знакомство с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ поэмы.

Чтение и обсуждение.

Знать биографию., произведения, тематику произведений, основную  мысль, худ. Особенности.

                                                                                                     Произведения русских писателей XIX века.

14.

13

 Знакомство с биографией Жуковского, его поэзией, балладами.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Беседа, работа с книгой

Аналитическая беседа.

Знать понятия: «баллада», «художественный перевод», биографию  автора, текст, художественные особенности баллады Жуковского

                                                                                                                       А.С.Пушкин.

16.

14

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» (Полтавский бой).

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ поэмы.

Чтение и обсуждение.

Знать биографию, тексты, понятие «баллада».

15

 Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» .

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ поэмы.

Анализ текста. Работа со словарём.

Умение видеть мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат, выражение чувства любви к родине, смысл сопоставления полководцев (Петра I и Карла XII), Олега и волхва, художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

16

А.С.Пушкин  «Песнь о вещем Олеге».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Фронтальная беседа, работа с книгой.

Словарная работа.

Знать авторское отношение к героям, летописный источник «Песни о вещем Олеге», особенности композиции, своеобразие языка, основную мысль.

17

 А.С.Пушкин  «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ поэмы.

Чтение и обсуждение.

Знать отрывок из произведения, монолог Пимена о значении труда для последующих поколений.

Уметь определять значение труда летописца для последующих поколений.

18

 А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Сообщения учащихся, пересказ.

Чтение и обсуждение.

Знать начальные  понятия: «маленький человек», «социальное положение»,текст, гуманистическое значение повести, авторскую позицию.

Уметь видеть изображение «маленького человека», его положение в обществе, гуманизм повести, пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

                                                                                                                     М.Ю.Лермонтов.

22

19

 Знакомство с «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, с её героями.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ «Песни...».

Комментированное чтение.

Знать биографию, поэму. Картины быта 16 века и их значение для понимания характера и идеи поэмы. Уметь видеть идею, защиту Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца, художественные  особенности (язык, стих), связь с УНТ

20

 «Песня про купца Калашникова…».  

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Выразительное чтение.

Знать смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, особенности сюжета, систему образов.  

21

 Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ стихотворений.

Анализ стихотворений.

Знать стихотворения, тропы, художественное  своеобразие.

Уметь видеть своеобразие эпитетов, метафор, сравнений; пейзажа.

22

 Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая рожь…»

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение

Анализ стихотворений, словарная работа.

Знать стихотворения, тропы, художественное  своеобразие.

Уметь видеть своеобразие эпитетов, метафор, сравнений; пейзажа.

Н.В.Гоголь.

28

23

 Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием  повести, её героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Сообщения учащихся, пересказ.

Составление характеристики главному герою

Знать биографию, текст. Понятия: «литературный герой», «сравнительно-сопоставительная характеристика, систему персонажей и место каждого героя в этой системе.

24

 Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Боевое товарищество казаков. Анализ 7-8 главы.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Аналитическая беседа, работа с книгой.

Чтение и обсуждение.

Знать план сравнительно-сопоставительной  характеристики.

Умение составлять сравнительно.-сопоставительную  таблицу и работать с ней, видеть смысл противопоставления Остапа Андрию, поэтический пафос повести, патриотический характер произведения, роль пейзажа, смысл бытописания.

25

 Н.В.Гоголь . «Тарас Бульба».

Анализ 9,10, 11, 12 глав.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Аналитическая беседа.

26

 Сравнительная характеристика Остапа и Андрия , Тараса Бульбы.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Коллективное обсуждение.

27

Р.р. Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе.

Исследовательская

Творческая. Сочинение.

Составление плана характеристики.

Уметь строить связное письменное высказывание

                                                                                                                      И.С.Тургенев.

36

28

 И.С.Тургенев. «Бежин луг». Описание природы.

Комментированное чтение, аналитическая беседа.

Знать биографию, текст, смысл заглавия, художественные особенности.

Умение видеть мастерство художника, особенности бытописания сочувственное отношение к бесправным и обездоленным.

29

 И.С.Тургенев. «Бежин луг». Портретная характеристика.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Работа с текстом.

30

 Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение

Чтение, аналитическая беседа.

Знать понятия : «Стихотворения в прозе»; стихотворения в прозе Тургенева., значение, их художественное своеобразие.

Умение видеть богатство и красоту рус. яз., родной язык как духовная опору человека, нравственное во взаимоотношениях  

31

 Вн. чт. И.С. Тургенев. «Бирюк».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Аналитическая беседа.

Знать текст, отражение в произведениях ,исторические реалии бытия различных  социальных слоев (нар.,интеллигенция), понятия:«бытописание», «рассказ», «сюжет»

Уметь видеть мастерство в изображении  жизни народа, быта крестьян, сочувственное отношение к бесправным, обездоленным

 

                                                                                                                             Н.А.Некрасов.

41

32

 Н.А.Некрасов. «Русские женщины».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Чтение, аналитическая беседа.

Знать биографию, произведения, понятия: «поэма», историческую основу поэмы, характеристику героинь, авторское отношение

Уметь видеть величие духа русских  женщин, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь

33

 Н.А.Некрасов. «Русские женщины» (продолжение  темы).

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Чтение, аналитическая беседа.

                                                                                                            М.Е. Салтыков-Щедрин.

44

34

 М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Комментированное чтение. Анализ повести.

Выразительное чтение, аналитическая беседа.

Знать биографию., тексты, понятия: «сатира», «гротеск», «сатира», «юмор»; соц.устройство общества, характеристику героев, авторскую позицию.

Уметь видеть художественное мастерство в обличении социальных пороков  общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение покорности мужика, сатиру и юмор, гротеск;

35

 Вн. чт. Сказка «Дикий помещик».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Комментированное чтение, пересказ.

                                                                                                                         Л.Н.Толстой.                                                                                                                    

47

36

 Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Выборочное чтение глав, аналитическая беседа.

Знать биографию, текст, художественное своеобразие произведения, характеристику героев.

Уметь видеть проблему. « отцов и детей», проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков

37

 Глава «Классы», «Наталья Савишна».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Беседа по вопросам.

                                                                                                                    Стихотворения о природе.

51

38

 Образ русской природы в стихотворениях А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», «Замолкнул гром…».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение

Анализ стихотворений.

Знать стихотворений, образ родной природы в стихах, понятия: «пейзаж», «пейзажная лирика»

Уметь

                                                                                                                            А.П.Чехов.

53

                                                                                                                            А.П.Чехов.

39

 А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон», «Злоумышленник».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Чтение по ролям.

Знать биографию, тексты, способы создания смешного, понятия.: «говорящие фамилии», «юмор».

Уметь  видеть способы создания смешного, живую картину нравов, осмеяние трусости и угодничества

40

Вн.чт. А.П.Чехов. Рассказ «Тоска».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Чтение по ролям, беседа по вопросам.

                                                                                                                             И.А.Бунин.

56

                                                                                                                             И.А.Бунин.

41

 И.А.Бунин. «Цифры».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Аналитическая беседа, работа с текстом.

Знать биографию, произведения, художественные особенности произведений,  характеристику героев, проблематику.

Уметь видеть проблему «отцов и детей» в произведении, воспитание  детей в семье, худ. Своеобразие произведений.

42

 И.А.Бунин. «Лапти», «В деревне».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

                                                                                                                           А.М.Горький.

59

                                                                                                                           А.М.Горький.

43

 А.М.Горький. Повесть «Детство». Бабушка и дед. «Невыразимо странная жизнь». История Цыганка.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Комментированное чтение. Анализ повести.

Работа по учебнику, аналитическая беседа.

Знать биографию, текст, автобиографический  характер произведения, систему персонажей характеристику героев, понятия : «бытописание», «идея»; определить идею произведения

Романтический характер легенды.

Уметь видеть противопоставление: изображение «свинцовых мерзостей жизни» и «яркое, здоровое, творческое в рус. жизни »; давать характеристику героев на основе анализа текста, роль бытописания.

44

 История Цыганка. Пожар.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Комментированное чтение. Анализ повести.

Чтение и обсуждение.

45

 Обучение Алёши грамоте. Судьба мастера Григория Ивановича. Нахлебник Хорошее Дело.

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Комментированное чтение. Анализ повести.

Беседа по вопросам.

46

 Р.р. Характеристика героев повести. Сочинение.

Исследовательская

Творческая. Сочинение.

47

 Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Аналитическая беседа, работа с текстом.

48

Л.Н.Андреев. «Кусака».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Работа по учебнику, аналитическая беседа.

Знать биографию, текст, смысл заглавия, основную мысль, характеры героев.

Уметь видеть бессердечие героев, воспитание  сострадание к братьям нашим меньшим

49

В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение…».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ стихотворений.

Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение. Словарная работа.

Знать биографию , тексты, понятия.: «лирический герой»; тему, идею, понятия: «ритм», «неологизм»; словотворчество автора, ритмику стихотворений.

Уметь определять тематику, идею, худ. своеобразие; вид. два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя стихотворения

50

 Стихотворение                                                                                                                     В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ стихотворений.

Анализ стихотворений, выразительное чтение.

51

 А.Платонов. «Юшка».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение

Знать биографию, тексты, основную  мысль произведений, нравственную красоту героев .

Уметь осознавать необходимость сострадания и уважения к человеку, видеть неповторимость героев; чувствовать прекрасное

52

ОПК. Святые Киево-Печёрской Лавры.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа.

Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение

53

ОПК. Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Дмитрий Донской.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа.

Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение

54

ОПК. Святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа.

Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение

55

А.Платонов. «Неизвестный цветок».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Комментированное чтение.

56

 А.Т.Твардовский. Стихотворения поэта.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ стихотворений.

Анализ стихотворений, выразительное чтение.

Знать биографию, произведения, худ.особенности лирических произведений, тропы, тематику.

Уметь видеть .отражение в лирике воспоминаний о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и природы

57

Час мужества (интервью с участником Великой Отечественной войны).

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение

Комментированное чтение.

Знать стихотворения, имена поэтов-участников войны

Уметь видеть героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях

58

 Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Работа с книгой, аналитическая беседа.

Знать биографию, текст, проблематику произведения, понятия.: «литературные традиции»; традиции и новаторство

Уметь видеть эстетические, нравственно-экологические проблемы

59

Е.И.Носов. «Кукла».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Фронтальная беседа; проблемные
задания

Работа с текстом, аналитическая беседа.

Знать биографию, текст, проблематику, характеристику героев, худ.особенности, роль прекрасного в душе человека, в окружающей природе

60

Ю.П.Казаков. «Тихое утро».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Чтение, аналитическая беседа.

Знать биографию, текст, знач. взаимопомощи, взаимовыручки, особенности характеров городского и сельского мальчиков

Уметь видеть характер взаимоотношений героев, понимание окружающей природы, подвиг и радость от собственного доброго поступка

61

 Д.С.Лихачёв «Земля родная».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение текста, запись основной мысли.

Знать текст, основную  мысль, понятия.: «напутствие», «публицистика», «воспоминания», «мемуары»

Уметь видеть особенности публицистического стиля, воспитательное значение произведения

62

 Стихотворения русских поэтов XX века о природе. В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение

Анализ стихотворений, выразительное чтение.

Знать биографию, произведения, худ.особенности лирических произведений, тропы, тематику

Уметь видеть отражение в лирике воспоминаний о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и природы

                                                                                                          Зарубежная литература.

                                                                                                          Зарубежная литература.

63

Роберт Бёрнс. «Честная бедность».

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ стихотворений.

Выразительное чтение.

Знать текст, особенности творчества Бернса, данное произведение

Уметь видеть народное представление о справедливости и честности

64

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ стихотворений.

Выразительное чтение, аналитическая беседа.

Знать произведение, художественные особенности, характеристику героя

Уметь воспринимать. произведение как гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины

65

Японские трёхстишия. Мацуо Басё.

Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования

Комментированное чтение. Анализ стихотворений.

Комментированное чтение.

Знать понятия.: «хокку»; особенности  японских трехстиший

Уметь видеть худ. особенности

66

 Джеймс Олдридж. «Отец и сын».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Выразительное чтение по ролям.

Знать текст, проблематику, характеристику героев,

Фантастика в рассказе

67

О.Генри. Рассказ «Дары волхвов».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Выразительное чтение по ролям.

Знать текст, худ.особенности Уметь видеть силу любви и преданности, жертвенность во имя любви

68

Луиджи Пиранделло. Рассказ «Черепаха».

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные
записи, материалы из учебников

Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа

Работа с текстом, аналитическая беседа

Уметь видеть  проблематику произведения, характеризовать героев через их отношение к добру

69-70

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса

Рабочая программа составлена в связи с введением курса Основ православной культуры. Курс ОПК вводится модулем из рассчёта 8 часов в год....

Рабочая программа и КТП по курсу Основы православной культуры

Рабочая программа и КТП по курсу Основы православной культуры разработаны в соответствии с ФГОС и являются продолжением  ОПК изученных в 4 классе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса

Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") для 4 класса составлена по учебнику А. Кураева...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...

Темы возможных интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО

Разделы и предметы, которые  мне приходилось чаще всего совмещать:Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помо...