Рабочая программа по литературе с элементами Основ православной культуры. 7 класс. Учитель Мисикова Инна Геннадьевна.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе с элементами ОПК. 7 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Обязательного минимума содержания основной образовательной программы по литературе. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 –11класс (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования определяет его задачи:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея рабочей программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 6-7 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | Развитие речи |
Введение | 1 | |
Устное народное творчество. Былины | 5 | |
Древнерусская литература | 2 | |
Произведения русских писателей XVIII века | 2 | |
А.С.Пушкин | 6 | |
М.Ю.Лермонтов | 4 | |
Н.В.Гоголь | 5 | 1 |
И.С.Тургенев | 4 | |
Н.А.Некрасов | 2 | |
М.Е. Салтыков-Щедрин. | 2 | |
Л.Н.Толстой | 2 | |
Стихотворения о природе. | 1 | |
А.П.Чехов. | 2 | |
И.А.Бунин. | 2 | |
А.М.Горький | 5 | 1 |
Л.Н.Андреев | 1 | |
В.В.Маяковский | 2 | |
А.Платонов | 2 | |
А.Т.Твардовский. | 2 | |
Ф.А.Абрамов и др. | 5 | |
Зарубежная литература. | 6 | |
ОПК | 5 | |
Региональный компонент | 2 | |
Итого | 70 | 2 |
Уровень - базовый.
Направленность - основное общее образование.
Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане:
В год – 70 ч.
В неделю - 2 ч., 35 недель
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.
В связи с введением курса учебного предмета «Православная культура», которая относится к
общеобразовательной области «Духовно-нравственная культура», будут даны модулем уроки в
количестве 5 часов. Ведущей темой 6 года обучения является интегрированная тема «Святая Русь».
Учебно-методическое обеспечение.
Методическое пособие для учителя:
1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2009
2 Учебник 7 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
3.Методическое пособие. Православная культура. 6-7 годы обучения
4.Наглядное пособие. Православная культура. 6-7 годы обучения
Пособия для учащихся:
1. Учебник 7 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
2. Учебное пособие Л.Л.Шевченко «Православная культура» 6 год обучения. 3-е издание, стереотипное. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества Москва 2011
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
Дата. | № урока | Тема урока. | Дидактическая модель обучения. | Педагогические средства, формы. | Виды деятельности учащихся, творческие и индивидуальные задания. | Планируемый результат и уровень усвоения компетенций. | |||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||
1. | Введение. Знакомство со статьёй учебника «Читайте не торопясь…». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Выразительное чтение, аналитическая беседа. | Знать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении | ||||||||||||
Устное народное творчество. | 2. | ||||||||||||||||
2 | Предания. | Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Выразительное чтение. | Знать что такое предания. Уметь определять жанр преданий на основе анализа текста | ||||||||||||
3-4 | Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Анализ былины. | Знать текст, понятия.: «устное народное творчество», «былина», «былинный стих», «былинный герой», сюжет, худ. особенности, характер былинного героя, бескорыстное служение Родине и народу, тематическое отличие циклов былин. Уметь видеть в былине нравст. критерии рус.народа, прославление мирного труда, прославление трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, щедрости, физ. силы | ||||||||||||
5. | Былина «Садко». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Выразительное чтение былины. | |||||||||||||
6. | Народная мудрость пословиц и поговорок. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Фронтальный опрос, аналитическая беседа | Выразительное чтение, аналитическая беседа. | Знать пословицы и поговорки. Сборники пословиц, собирателей пословиц. Уметь видеть выражение духа родного языка, меткость и точность, краткость и выразительность, прямой и переносный смысл | ||||||||||||
Древнерусская литература. | 7. | ||||||||||||||||
7 | «Повесть временных лет». «Похвала князю Ярославу и книгам»: отрывок «О пользе книг». Поучение Владимира Мономаха. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Чтение и перевод отрывка. | Знать текст, художественные особенности произв., нравственные заветы Древней Руси. | ||||||||||||
8 | «Повесть о Петре и Февронии»- произведение христианской культуры. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Чтение и обсуждение. | Знать текст, понятий.: «летопись», художественные особенности летописи, ист. Значение. Уметь уважение к книге как источнику знаний, видеть художественное своеобразие летописи | ||||||||||||
9 | ОПК. Первые христиане на Руси. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Чтение и обсуждение. | |||||||||||||
10 | ОПК. Первые святые Руси – князья Борис и Глеб. | Объяснительно-иллюстративная. | Чтение эпизодов, аналитическая беседа | Чтение и обсуждение. | |||||||||||||
Произведения русских писателей XVIII. | 11 | ||||||||||||||||
11 | Знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, с его стихами, с реформой в языке. | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ поэмы. | Выразительное чтение, аналитическая беседа. | Знать биографию., произведения, понятия.: «ода»; значение творчества Ломоносова в области науки и искусства. Уметь видеть веру Ломоносова в будущее рус. науки и ее творцов, патриотизм, признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина | ||||||||||||
12 | Знакомство с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями. | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ поэмы. | Чтение и обсуждение. | Знать биографию., произведения, тематику произведений, основную мысль, худ. Особенности. | ||||||||||||
Произведения русских писателей XIX века. | 14. | ||||||||||||||||
13 | Знакомство с биографией Жуковского, его поэзией, балладами. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Беседа, работа с книгой | Аналитическая беседа. | Знать понятия: «баллада», «художественный перевод», биографию автора, текст, художественные особенности баллады Жуковского | ||||||||||||
А.С.Пушкин. | 16. | ||||||||||||||||
14 | А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» (Полтавский бой). | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ поэмы. | Чтение и обсуждение. | Знать биографию, тексты, понятие «баллада». | ||||||||||||
15 | Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» . | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ поэмы. | Анализ текста. Работа со словарём. | Умение видеть мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат, выражение чувства любви к родине, смысл сопоставления полководцев (Петра I и Карла XII), Олега и волхва, художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | ||||||||||||
16 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Фронтальная беседа, работа с книгой. | Словарная работа. | Знать авторское отношение к героям, летописный источник «Песни о вещем Олеге», особенности композиции, своеобразие языка, основную мысль. | ||||||||||||
17 | А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ поэмы. | Чтение и обсуждение. | Знать отрывок из произведения, монолог Пимена о значении труда для последующих поколений. Уметь определять значение труда летописца для последующих поколений. | ||||||||||||
18 | А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». | Объяснительно-иллюстративная | Сообщения учащихся, пересказ. | Чтение и обсуждение. | Знать начальные понятия: «маленький человек», «социальное положение»,текст, гуманистическое значение повести, авторскую позицию. Уметь видеть изображение «маленького человека», его положение в обществе, гуманизм повести, пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. | ||||||||||||
М.Ю.Лермонтов. | 22 | ||||||||||||||||
19 | Знакомство с «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, с её героями. | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ «Песни...». | Комментированное чтение. | Знать биографию, поэму. Картины быта 16 века и их значение для понимания характера и идеи поэмы. Уметь видеть идею, защиту Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца, художественные особенности (язык, стих), связь с УНТ | ||||||||||||
20 | «Песня про купца Калашникова…». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Выразительное чтение. | Знать смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, особенности сюжета, систему образов. | ||||||||||||
21 | Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел». | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ стихотворений. | Анализ стихотворений. | Знать стихотворения, тропы, художественное своеобразие. Уметь видеть своеобразие эпитетов, метафор, сравнений; пейзажа. | ||||||||||||
22 | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая рожь…» | Объяснительно-иллюстративная | Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение | Анализ стихотворений, словарная работа. | Знать стихотворения, тропы, художественное своеобразие. Уметь видеть своеобразие эпитетов, метафор, сравнений; пейзажа. | ||||||||||||
Н.В.Гоголь. | 28 | ||||||||||||||||
23 | Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, её героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь. | Объяснительно-иллюстративная | Сообщения учащихся, пересказ. | Составление характеристики главному герою | Знать биографию, текст. Понятия: «литературный герой», «сравнительно-сопоставительная характеристика, систему персонажей и место каждого героя в этой системе. | ||||||||||||
24 | Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Боевое товарищество казаков. Анализ 7-8 главы. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Аналитическая беседа, работа с книгой. | Чтение и обсуждение. | Знать план сравнительно-сопоставительной характеристики. Умение составлять сравнительно.-сопоставительную таблицу и работать с ней, видеть смысл противопоставления Остапа Андрию, поэтический пафос повести, патриотический характер произведения, роль пейзажа, смысл бытописания. | ||||||||||||
25 | Н.В.Гоголь . «Тарас Бульба». Анализ 9,10, 11, 12 глав. | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Аналитическая беседа. | |||||||||||||
26 | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия , Тараса Бульбы. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Коллективное обсуждение. | |||||||||||||
27 | Р.р. Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе. | Исследовательская | Творческая. Сочинение. | Составление плана характеристики. | Уметь строить связное письменное высказывание | ||||||||||||
И.С.Тургенев. | 36 | ||||||||||||||||
28 | И.С.Тургенев. «Бежин луг». Описание природы. | Комментированное чтение, аналитическая беседа. | Знать биографию, текст, смысл заглавия, художественные особенности. Умение видеть мастерство художника, особенности бытописания сочувственное отношение к бесправным и обездоленным. | ||||||||||||||
29 | И.С.Тургенев. «Бежин луг». Портретная характеристика. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Работа с текстом. | |||||||||||||
30 | Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | Объяснительно-иллюстративная | Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение | Чтение, аналитическая беседа. | Знать понятия : «Стихотворения в прозе»; стихотворения в прозе Тургенева., значение, их художественное своеобразие. Умение видеть богатство и красоту рус. яз., родной язык как духовная опору человека, нравственное во взаимоотношениях | ||||||||||||
31 | Вн. чт. И.С. Тургенев. «Бирюк». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Аналитическая беседа. | Знать текст, отражение в произведениях ,исторические реалии бытия различных социальных слоев (нар.,интеллигенция), понятия:«бытописание», «рассказ», «сюжет» Уметь видеть мастерство в изображении жизни народа, быта крестьян, сочувственное отношение к бесправным, обездоленным
| ||||||||||||
Н.А.Некрасов. | 41 | ||||||||||||||||
32 | Н.А.Некрасов. «Русские женщины». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Чтение, аналитическая беседа. | Знать биографию, произведения, понятия: «поэма», историческую основу поэмы, характеристику героинь, авторское отношение Уметь видеть величие духа русских женщин, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь | ||||||||||||
33 | Н.А.Некрасов. «Русские женщины» (продолжение темы). | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Чтение, аналитическая беседа. | |||||||||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. | 44 | ||||||||||||||||
34 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Комментированное чтение. Анализ повести. | Выразительное чтение, аналитическая беседа. | Знать биографию., тексты, понятия: «сатира», «гротеск», «сатира», «юмор»; соц.устройство общества, характеристику героев, авторскую позицию. Уметь видеть художественное мастерство в обличении социальных пороков общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение покорности мужика, сатиру и юмор, гротеск; | ||||||||||||
35 | Вн. чт. Сказка «Дикий помещик». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Комментированное чтение, пересказ. | |||||||||||||
Л.Н.Толстой. | 47 | ||||||||||||||||
36 | Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Выборочное чтение глав, аналитическая беседа. | Знать биографию, текст, художественное своеобразие произведения, характеристику героев. Уметь видеть проблему. « отцов и детей», проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков | ||||||||||||
37 | Глава «Классы», «Наталья Савишна». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Беседа по вопросам. | |||||||||||||
Стихотворения о природе. | 51 | ||||||||||||||||
38 | Образ русской природы в стихотворениях А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», «Замолкнул гром…». | Объяснительно-иллюстративная | Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение | Анализ стихотворений. | Знать стихотворений, образ родной природы в стихах, понятия: «пейзаж», «пейзажная лирика» Уметь | ||||||||||||
А.П.Чехов. | 53 | А.П.Чехов. | |||||||||||||||
39 | А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон», «Злоумышленник». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Чтение по ролям. | Знать биографию, тексты, способы создания смешного, понятия.: «говорящие фамилии», «юмор». Уметь видеть способы создания смешного, живую картину нравов, осмеяние трусости и угодничества | ||||||||||||
40 | Вн.чт. А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Чтение по ролям, беседа по вопросам. | |||||||||||||
И.А.Бунин. | 56 | И.А.Бунин. | |||||||||||||||
41 | И.А.Бунин. «Цифры». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Аналитическая беседа, работа с текстом. | Знать биографию, произведения, художественные особенности произведений, характеристику героев, проблематику. Уметь видеть проблему «отцов и детей» в произведении, воспитание детей в семье, худ. Своеобразие произведений. | ||||||||||||
42 | И.А.Бунин. «Лапти», «В деревне». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | ||||||||||||||
А.М.Горький. | 59 | А.М.Горький. | |||||||||||||||
43 | А.М.Горький. Повесть «Детство». Бабушка и дед. «Невыразимо странная жизнь». История Цыганка. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Комментированное чтение. Анализ повести. | Работа по учебнику, аналитическая беседа. | Знать биографию, текст, автобиографический характер произведения, систему персонажей характеристику героев, понятия : «бытописание», «идея»; определить идею произведения Романтический характер легенды. Уметь видеть противопоставление: изображение «свинцовых мерзостей жизни» и «яркое, здоровое, творческое в рус. жизни »; давать характеристику героев на основе анализа текста, роль бытописания. | ||||||||||||
44 | История Цыганка. Пожар. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Комментированное чтение. Анализ повести. | Чтение и обсуждение. | |||||||||||||
45 | Обучение Алёши грамоте. Судьба мастера Григория Ивановича. Нахлебник Хорошее Дело. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Комментированное чтение. Анализ повести. | Беседа по вопросам. | |||||||||||||
46 | Р.р. Характеристика героев повести. Сочинение. | Исследовательская | Творческая. Сочинение. | ||||||||||||||
47 | Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Аналитическая беседа, работа с текстом. | |||||||||||||
48 | Л.Н.Андреев. «Кусака». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Работа по учебнику, аналитическая беседа. | Знать биографию, текст, смысл заглавия, основную мысль, характеры героев. Уметь видеть бессердечие героев, воспитание сострадание к братьям нашим меньшим | ||||||||||||
49 | В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение…». | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ стихотворений. | Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение. Словарная работа. | Знать биографию , тексты, понятия.: «лирический герой»; тему, идею, понятия: «ритм», «неологизм»; словотворчество автора, ритмику стихотворений. Уметь определять тематику, идею, худ. своеобразие; вид. два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя стихотворения | ||||||||||||
50 | Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ стихотворений. | Анализ стихотворений, выразительное чтение. | |||||||||||||
51 | А.Платонов. «Юшка». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение | Знать биографию, тексты, основную мысль произведений, нравственную красоту героев . Уметь осознавать необходимость сострадания и уважения к человеку, видеть неповторимость героев; чувствовать прекрасное | ||||||||||||
52 | ОПК. Святые Киево-Печёрской Лавры. | Объяснительно-иллюстративная | Беседа. | Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение | |||||||||||||
53 | ОПК. Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Дмитрий Донской. | Объяснительно-иллюстративная | Беседа. | Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение | |||||||||||||
54 | ОПК. Святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный. | Объяснительно-иллюстративная | Беседа. | Работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение | |||||||||||||
55 | А.Платонов. «Неизвестный цветок». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Комментированное чтение. | |||||||||||||
56 | А.Т.Твардовский. Стихотворения поэта. | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ стихотворений. | Анализ стихотворений, выразительное чтение. | Знать биографию, произведения, худ.особенности лирических произведений, тропы, тематику. Уметь видеть .отражение в лирике воспоминаний о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и природы | ||||||||||||
57 | Час мужества (интервью с участником Великой Отечественной войны). | Объяснительно-иллюстративная | Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение | Комментированное чтение. | Знать стихотворения, имена поэтов-участников войны Уметь видеть героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях | ||||||||||||
58 | Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Работа с книгой, аналитическая беседа. | Знать биографию, текст, проблематику произведения, понятия.: «литературные традиции»; традиции и новаторство Уметь видеть эстетические, нравственно-экологические проблемы | ||||||||||||
59 | Е.И.Носов. «Кукла». | Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная беседа; проблемные | Работа с текстом, аналитическая беседа. | Знать биографию, текст, проблематику, характеристику героев, худ.особенности, роль прекрасного в душе человека, в окружающей природе | ||||||||||||
60 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Чтение, аналитическая беседа. | Знать биографию, текст, знач. взаимопомощи, взаимовыручки, особенности характеров городского и сельского мальчиков Уметь видеть характер взаимоотношений героев, понимание окружающей природы, подвиг и радость от собственного доброго поступка | ||||||||||||
61 | Д.С.Лихачёв «Земля родная». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение текста, запись основной мысли. | Знать текст, основную мысль, понятия.: «напутствие», «публицистика», «воспоминания», «мемуары» Уметь видеть особенности публицистического стиля, воспитательное значение произведения | |||||||||||||
62 | Стихотворения русских поэтов XX века о природе. В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб. | Объяснительно-иллюстративная | Устный опрос. Выучить наизусть стихотворение | Анализ стихотворений, выразительное чтение. | Знать биографию, произведения, худ.особенности лирических произведений, тропы, тематику Уметь видеть отражение в лирике воспоминаний о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и природы | ||||||||||||
Зарубежная литература. | Зарубежная литература. | ||||||||||||||||
63 | Роберт Бёрнс. «Честная бедность». | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ стихотворений. | Выразительное чтение. | Знать текст, особенности творчества Бернса, данное произведение Уметь видеть народное представление о справедливости и честности | ||||||||||||
64 | Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ стихотворений. | Выразительное чтение, аналитическая беседа. | Знать произведение, художественные особенности, характеристику героя Уметь воспринимать. произведение как гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины | ||||||||||||
65 | Японские трёхстишия. Мацуо Басё. | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное чтение. Анализ стихотворений. | Комментированное чтение. | Знать понятия.: «хокку»; особенности японских трехстиший Уметь видеть худ. особенности | ||||||||||||
66 | Джеймс Олдридж. «Отец и сын». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Выразительное чтение по ролям. | Знать текст, проблематику, характеристику героев, Фантастика в рассказе | ||||||||||||
67 | О.Генри. Рассказ «Дары волхвов». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Выразительное чтение по ролям. | Знать текст, худ.особенности Уметь видеть силу любви и преданности, жертвенность во имя любви | ||||||||||||
68 | Луиджи Пиранделло. Рассказ «Черепаха». | Объяснительно-иллюстративная. Опорные | Чтение эпизодов, фронтальный опрос, аналитическая беседа | Работа с текстом, аналитическая беседа | Уметь видеть проблематику произведения, характеризовать героев через их отношение к добру | ||||||||||||
69-70 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-143103-1361653042.jpg)
Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса
Рабочая программа составлена в связи с введением курса Основ православной культуры. Курс ОПК вводится модулем из рассчёта 8 часов в год....
Рабочая программа и КТП по курсу Основы православной культуры
Рабочая программа и КТП по курсу Основы православной культуры разработаны в соответствии с ФГОС и являются продолжением ОПК изученных в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-813026-1647275254.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса
Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") для 4 класса составлена по учебнику А. Кураева...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/02/picture-1122923-1551502757.jpg)
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...
Темы возможных интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО
Разделы и предметы, которые мне приходилось чаще всего совмещать:Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помо...