Готовимся к ЕГЭ по литературе
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему
Ученические работы, представленные в этом блоке предсталяютсобой развёрнутые ответы на вопросы, представленные в заданиях С3, С4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ЕГЭ по литературе. Ученические работы.
С3. Что придает центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину? («Россия» А. А. Блок)
Центральный образ этого стихотворения - образ России. Художественную яркость и глубину ему придает сравнение с женщиной, причем, очень необычное. Образ Родины словно «перетекает» в образ женщины и обратно. Это совсем не похоже на привычное для русской поэзии олицетворение природы. И женщина эта вовсе не мать, а скорее загадочная красавица с величественной, хотя и трагичной судьбой. У неё «разбойная краса», «плат узорный до бровей», «мгновенный взор». И вместе с тем она – «лес да поле». Блок создает необычный образ-символ, который удивляет до сих пор.
С4. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чем сходство и различие со стихотворением А. А. Блока?
Образ России воссоздан в стихотворении Лермонтова «Родина», Тютчева «Эти бедные селенья», Есенина «Гой ты, Русь моя родная». Каждый из поэтов признается в любви к своей Родине и каждый по-своему: Есенин – восторженно, Блок – пронзительно-печально, Лермонтов – называет его любовь «странной». Тютчев вообще утверждает, что всю Россию «исходил, благословляя», Царь Небесный, то есть Христос. В этом утверждении – возвеличение России, намёк на её святость. Все поэты олицетворяют природу России, но только Блок создает ёмкий образ-символ самой России.
С3. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
Основной конфликт романа И.С. Тургенева - это конфликт «отцов и детей». Более всего он проявится в отношениях Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Начало конфликта - в данном эпизоде. Гордый разночинец Базаров не может не заметить сословной спеси и высокомерия аристократа Кирсанова, который не подает ему руки при встрече. Не только Кирсанов пренебрегает им, но и слуга Прокофьич, который у Аркадия «ручку поцеловал», а базаровскую «одежонку» презрительно, «как бы с недоумением», принял и понес. Характерна параллель: Кирсанов «руки не подал и даже положил ее обратно в карман» и Прокофьич, «поклонившись гостю… положил руки за спину». Все это не могло не оскорбить самолюбивого Базарова, которому тоже присущи спесь и высокомерие.
С4. В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения, представителей разных поколений и чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
Конфликт поколений мы находим в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», в драме А.Н.Островского «Гроза», в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Конфликт отцов и детей в романе И.С.Тургенева не столько возрастной, сколько социальный и психологический. Возрастной конфликт разрешим, тому подтверждение - взаимоотношения Аркадия со своим отцом. Социальный конфликт с возрастом не связан: и тургеневский Аркадий, и грибоедовский Молчалин - представители поколения «отцов», «века минувшего». Социальный конфликт всегда острее возрастного, он не имеет разрешения, как и психологический. Тарас Бульба не может понять своего сына Андрия не потому, что тот младше, а потому, что они люди разных эпох и мыслят по-разному. Для одного Отчизна-Украина, а для другого - Любовь. Любовь становится единственным содержанием жизни и Катерины - героини «Грозы», но этого никогда не поймет Кабаниха со своей ханжеской моралью. Разрешается подобный конфликт только смертью: умирает от заразной болезни Базаров, кончает жизнь самоубийством Катерина, убит своим отцом Андрий.
В «Слове…» упоминается немало рек, например, Днепр, Стерна, Донец, Дунай, Каяла. Но центральный образ «Слова…» всё-таки Дон: К нему Игорь «воинов ведёт». Идейно-эстетическая функция образа реки заключается в том, что автор, используя приём олицетворения, наделяет её человеческими качествами, «оживляет» её, как и другие объекты природы – солнце, ветер, деревья, цветы, траву и т.д. Живой в произведении предстала вся Русская Земля.
Образ матери, потерявшей сына-воина, не нов для русской литературы. Плачет мать по убитому сыну своему, юноше Ростиславу из «Слова…». Оплакивает графиня Ростова своего сына Петю (Л.Толстой «Война и мир»). Заранее оплакивает своих сыновей Остапа и Андрея, предчувствовавшая их гибель, раньше времени постаревшая от горя мать (Н.Гоголь «Тарас Бульба»). Безутешно горе матери Петра и Григория Мелиховых (М.Шолохов «Тихий Дон»). Памятником матери, оплакивающей сына, стала поэма-реквием Анны Ахматовой.
Грустная тональность лермонтовского «Монолога» обусловлена тем, что его лирический герой очень пессимистично смотрит на жизнь. Он чувствует, что его талант, любовь к свободе, глубокие познания остаются невостребованными тем обществом, в котором он живёт. Как в стихотворении «Дума», так и в «Монологе» Лермонтов говорит не только о себе, но и обо всём поколении, которое переживало период реакции. Трагедия поколения – в отсутствии внешней свободы и внутренних душевных сил. А потому оно «вянет, не зная ни любви, ни дружбы».
К теме личности и эпохи обращался не только Лермонтов в стихотворениях «Дума» и «Монолог», но и А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник». Он назвал свой век жестоким: «в мой жестокий век восславил я свободу». А Лермонтов в стихотворении «Монолог» сказал: «душно кажется на родине». Мотив несвободы объединяет эти стихотворения. Об этом же стихотворение Ф.Тютчева «Наш век». Только Тютчев более говорит о несвободе внутренней, бездуховности, об отсутствии веры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ по литературе
Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...