Урок литературы "Тема "дружества святого" в творчестве А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Морозова Мария Евгеньевна

Урок знакомит учеников с атмосферой, в которой вырос Пушкин,  показывает, как факты личной биографии отражаются  в его поэзи, раскрывает идейно-художественное своеобразие стихотворения

  «19 октября» (1825 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pushkin.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : А.С.Пушкин. Тема « дружества святого» в творчестве поэта.

          « 19 октября» (1825г.)

Цели: Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Пушкин;

           показать, как факты личной биографии отражаются  в его поэзии;

           раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения

          «19 октября» (1825 г.)

                                                            Друзья мои, прекрасен наш союз!

                                                            Он, как душа, неразделим и вечен-

                                                            Неколебим, свободен и беспечен,

                                                            Срастался он под сенью дружных муз…

                                                                   А.С.Пушкин. «19 октября» 1825 г.

Ход урока.

Слово учителя.

Учитель читает отрывок стихотворения А.А.Ахматовой  «В Царском Селе»:

               Смуглый отрок бродил по аллеям,

               У озерных грустил берегов,

                И столетие мы лелеем

                Еле слышный шелест шагов.

- О ком это стихотворение?

- Когда и как Пушкин вошел в вашу жизнь?

- Какие произведения поэта вам известны ? («Сказка о царе Салтане…»,

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Песнь о вещем Олеге» )

- Вспомните строчки из его стихотворений.

Проверка дом. задания.

- Какое событие начала 19 века сыграло важную роль в становлении общественной мысли в России? (Война 1812 г.)

- Передовая мыслящая молодежь жить по-старому не хотела. К их числу относились Пушкин-лицеист и его друзья. Об этом будем говорить на сегодняшнем уроке. А сейчас давайте вспомним произведение А.С.Грибоедова, в котором отразилось это событие, вспомним героев этого произведения.

Тест. (см. Приложение )

СЛАЙД. Проверь себя. (1.3, 2.3, 3.2, 4.2, 5.3. )

Учащиеся обмениваются листочками, выставляют оценки.

Слово учителя.

- Посмотрим, как происходило становление Пушкина как поэта: рассмотрим два периода жизни поэта: детство и отрочество. У некоторых из вас были индивидуальные задания.

Доклад о детстве Пушкина. ( см. Приложение. )

Доклад иллюстрируется СЛАЙДАМИ.

Слово учителя.

               Вы помните, когда возник Лицей,

                Как царь для нас открыл чертог царицын,

                И мы пришли. И встретил нас Куницын…

- писал Пушкин впоследствии об уникальном учебном заведении, открытом в Царском Селе ( под Петербургом ).

Доклад о Лицее. ( см. Приложение. )

Доклад иллюстрируется СЛАЙДАМИ.

 Слово учителя.

 - Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив навсегда.

Доклад учителя иллюстрируется СЛАЙДАМИ.

- Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина. Пущина любили многие -за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность  и мужество. Еще в детские годы эти его качества оценил сосед по лицейской комнате – Александр Пушкин.  Он  доверял другу свои  первые огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать.  После Лицея они часто встречались.

   Характер Пущина, его взгляды привели его в тайное революционное общество. Он часто думал о том, чтобы привлечь к нему и Пушкина, но опасался за него. Когда Пушкин попал в опалу, был отправлен в ссылку за революционные стихи, Пущин навестил его в псковской глуши, не испугавшись того, что друг под надзором властей. Это их свидание стало нечаянной радостью для ссыльного поэта.  И позже Пушкин написал другу проникновенные стихи:

             Мой первый друг, мой друг бесценный!

             И я судьбу благословил,

             Когда мой двор уединенный,

             Печальным снегом занесенный ,

             Твой колокольчик огласил.

              Молю  святое провиденье:

             Да  голос мой душе твоей

             Дарует то же утешенье,

             Да озарит он заточенье

             Лучом лицейских ясных дней!

   Пущин получил их, уже находясь на каторге в Сибири.

   Антон Антонович Дельвиг- внешне флегматичный увалень, но наделенный живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Он отлично знал древнюю поэзию; писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными. Дельвиг «вывел» Пушкина на профессиональную дорогу, тайком от друга послав его стихи в 1815 году в журнал.

   В послелицейские годы Пушкин поддерживал с Дельвигом самые теплые отношения. Ранняя смерть Дельвига( в 1831 году) потрясла Пушкина. Через году вспоминая о друге Пушкин писал:

        Грустен гуляю – со мною доброго

                                           Дельвига нет,

        В темной могиле почил

                 художников друг и советник.

   Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Его в Лицее считали чудаком, над ним смеялись , писали на него эпиграммы, порой доводя его до бешенства. Он был вспыльчив и чувствителен одновременно. Но за всем этим друзья видели и другое: ум, одержимость литературой, начитанность и доброту. Одним из первых его  оценили Дельвиг и Пушкин. Кюхельбекер был независимым в своих мнениях, любил свободу, справедливость.

   Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года, был сослан в Сибирь, где продолжал свою литературную работу.

   Такими были ближайшие из товарищей Пушкина, вместе с ним пришедшие в Лицей в октябре 1811 года и оставшиеся для него навсегда верными друзьями. Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, 19 октября. Пушкин посвятил этому празднику не одно стихотворение . Лучшим стихотворением посвященным лицейской  годовщине, является  стихотворение «19 октября» ( 1825 г.) .

Слово учителя.

-Где же встречал восьмую годовщину со дня выпуска А.С.Пушкин?

В Михайловском. В июле 1824 года Пушкин приехал в село Михайловское, где находилась семья поэта. Но родители встретили сына холодно, т.к. испугались его положения поднадзорного, и вскоре уехали в Петербург. Пушкин остался один в пустом доме. С ним была только его старая няня.

Здесь и было создано знаменитое стихотворение.

Физкультминутка.

Чтение стихотворения «19 октября» ( 1825 г.) .

Читает учитель.

Беседа по вопросам:

1. Найдите строфу, из которой взят эпиграф к уроку. Прочитайте ее полностью. Как вы понимаете четыре последние  строчки?

2. Найдите строки, в которых поэт обращается к своим друзьям, называет их. Какие черты своих друзей подчеркивает А.С.Пушкин? Как выражено его отношение к ним?

3. Поэт, как считает Пушкин, должен быть пророком. И в этом стихотворении ( строфа 16 ) он предсказывает будущее. Исполнится ли «поэта предсказанье» ?

4. Как вы понимаете слова «служенье муз не терпит суеты»? К кому из бывших лицеистов адресует эти строки А.С.Пушкин? Что вы знаете об адресате этих слов? ( Строфы 14, 15 адресованы В.К.Кюхельбекеру )

5. Строфы 1, 2 рисуют картину одиночества. Сравните их с двумя последними строфами. Как изменилось настроение поэта?

Итог.

 - Как в этом стихотворении поэт отвечает на вопрос « Что такое дружба» ?

- Дружба здесь предстает как защита от «сетей судьбы суровой». Сама мысль о друзьях, разбросанных по всем концам света, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть замкнутость «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы. « Разный путь» не  отменяет братских объятий. Бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: «Троих их вас, друзей моей души, здесь обнял я….». Дружба раздвигает и душевное « пространство человека». Дружба для поэта оказывается спасительной, потому что при всей

суровости судьбы возможны «дни соединений».

Домашнее задание.  (см. СЛАЙД )

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по творчеству А.С.Пушкина

Урок знакомит обучающихся с адресатами любвной лирики великого поэта....

Материал для урока литературы по творчеству А. С. Пушкина

Материал по критическим статьям В.Г. Белинского о творчестве А. С. Пушкина...

Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....

Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)

Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форм...

Урок "Жизнь и творчество А.С.Пушкина в числах"

Урок ориентирован для подготовки к ЕГЭ на решение практико-ориентированных задач....

Урок-квест по творчеству А.С. Пушкина, 7 класс

Урок проводится в школьной библиотеке. В материале представлены конспект урока, раздаточные материалы и лве презентации с заданиями для команд...

Материалы к уроку-конференции по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке»....