Урок литературы "Тема "дружества святого" в творчестве А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок знакомит учеников с атмосферой, в которой вырос Пушкин, показывает, как факты личной биографии отражаются в его поэзи, раскрывает идейно-художественное своеобразие стихотворения
«19 октября» (1825 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pushkin.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : А.С.Пушкин. Тема « дружества святого» в творчестве поэта.
« 19 октября» (1825г.)
Цели: Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Пушкин;
показать, как факты личной биографии отражаются в его поэзии;
раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения
«19 октября» (1825 г.)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
А.С.Пушкин. «19 октября» 1825 г.
Ход урока.
Слово учителя.
Учитель читает отрывок стихотворения А.А.Ахматовой «В Царском Селе»:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
- О ком это стихотворение?
- Когда и как Пушкин вошел в вашу жизнь?
- Какие произведения поэта вам известны ? («Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Песнь о вещем Олеге» )
- Вспомните строчки из его стихотворений.
Проверка дом. задания.
- Какое событие начала 19 века сыграло важную роль в становлении общественной мысли в России? (Война 1812 г.)
- Передовая мыслящая молодежь жить по-старому не хотела. К их числу относились Пушкин-лицеист и его друзья. Об этом будем говорить на сегодняшнем уроке. А сейчас давайте вспомним произведение А.С.Грибоедова, в котором отразилось это событие, вспомним героев этого произведения.
Тест. (см. Приложение )
СЛАЙД. Проверь себя. (1.3, 2.3, 3.2, 4.2, 5.3. )
Учащиеся обмениваются листочками, выставляют оценки.
Слово учителя.
- Посмотрим, как происходило становление Пушкина как поэта: рассмотрим два периода жизни поэта: детство и отрочество. У некоторых из вас были индивидуальные задания.
Доклад о детстве Пушкина. ( см. Приложение. )
Доклад иллюстрируется СЛАЙДАМИ.
Слово учителя.
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын…
- писал Пушкин впоследствии об уникальном учебном заведении, открытом в Царском Селе ( под Петербургом ).
Доклад о Лицее. ( см. Приложение. )
Доклад иллюстрируется СЛАЙДАМИ.
Слово учителя.
- Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив навсегда.
Доклад учителя иллюстрируется СЛАЙДАМИ.
- Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина. Пущина любили многие -за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Еще в детские годы эти его качества оценил сосед по лицейской комнате – Александр Пушкин. Он доверял другу свои первые огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать. После Лицея они часто встречались.
Характер Пущина, его взгляды привели его в тайное революционное общество. Он часто думал о том, чтобы привлечь к нему и Пушкина, но опасался за него. Когда Пушкин попал в опалу, был отправлен в ссылку за революционные стихи, Пущин навестил его в псковской глуши, не испугавшись того, что друг под надзором властей. Это их свидание стало нечаянной радостью для ссыльного поэта. И позже Пушкин написал другу проникновенные стихи:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный ,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Пущин получил их, уже находясь на каторге в Сибири.
Антон Антонович Дельвиг- внешне флегматичный увалень, но наделенный живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Он отлично знал древнюю поэзию; писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными. Дельвиг «вывел» Пушкина на профессиональную дорогу, тайком от друга послав его стихи в 1815 году в журнал.
В послелицейские годы Пушкин поддерживал с Дельвигом самые теплые отношения. Ранняя смерть Дельвига( в 1831 году) потрясла Пушкина. Через году вспоминая о друге Пушкин писал:
Грустен гуляю – со мною доброго
Дельвига нет,
В темной могиле почил
художников друг и советник.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Его в Лицее считали чудаком, над ним смеялись , писали на него эпиграммы, порой доводя его до бешенства. Он был вспыльчив и чувствителен одновременно. Но за всем этим друзья видели и другое: ум, одержимость литературой, начитанность и доброту. Одним из первых его оценили Дельвиг и Пушкин. Кюхельбекер был независимым в своих мнениях, любил свободу, справедливость.
Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года, был сослан в Сибирь, где продолжал свою литературную работу.
Такими были ближайшие из товарищей Пушкина, вместе с ним пришедшие в Лицей в октябре 1811 года и оставшиеся для него навсегда верными друзьями. Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, 19 октября. Пушкин посвятил этому празднику не одно стихотворение . Лучшим стихотворением посвященным лицейской годовщине, является стихотворение «19 октября» ( 1825 г.) .
Слово учителя.
-Где же встречал восьмую годовщину со дня выпуска А.С.Пушкин?
В Михайловском. В июле 1824 года Пушкин приехал в село Михайловское, где находилась семья поэта. Но родители встретили сына холодно, т.к. испугались его положения поднадзорного, и вскоре уехали в Петербург. Пушкин остался один в пустом доме. С ним была только его старая няня.
Здесь и было создано знаменитое стихотворение.
Физкультминутка.
Чтение стихотворения «19 октября» ( 1825 г.) .
Читает учитель.
Беседа по вопросам:
1. Найдите строфу, из которой взят эпиграф к уроку. Прочитайте ее полностью. Как вы понимаете четыре последние строчки?
2. Найдите строки, в которых поэт обращается к своим друзьям, называет их. Какие черты своих друзей подчеркивает А.С.Пушкин? Как выражено его отношение к ним?
3. Поэт, как считает Пушкин, должен быть пророком. И в этом стихотворении ( строфа 16 ) он предсказывает будущее. Исполнится ли «поэта предсказанье» ?
4. Как вы понимаете слова «служенье муз не терпит суеты»? К кому из бывших лицеистов адресует эти строки А.С.Пушкин? Что вы знаете об адресате этих слов? ( Строфы 14, 15 адресованы В.К.Кюхельбекеру )
5. Строфы 1, 2 рисуют картину одиночества. Сравните их с двумя последними строфами. Как изменилось настроение поэта?
Итог.
- Как в этом стихотворении поэт отвечает на вопрос « Что такое дружба» ?
- Дружба здесь предстает как защита от «сетей судьбы суровой». Сама мысль о друзьях, разбросанных по всем концам света, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть замкнутость «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы. « Разный путь» не отменяет братских объятий. Бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: «Троих их вас, друзей моей души, здесь обнял я….». Дружба раздвигает и душевное « пространство человека». Дружба для поэта оказывается спасительной, потому что при всей
суровости судьбы возможны «дни соединений».
Домашнее задание. (см. СЛАЙД )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по творчеству А.С.Пушкина
Урок знакомит обучающихся с адресатами любвной лирики великого поэта....
Материал для урока литературы по творчеству А. С. Пушкина
Материал по критическим статьям В.Г. Белинского о творчестве А. С. Пушкина...
Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....
Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)
Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форм...
Урок "Жизнь и творчество А.С.Пушкина в числах"
Урок ориентирован для подготовки к ЕГЭ на решение практико-ориентированных задач....
Урок-квест по творчеству А.С. Пушкина, 7 класс
Урок проводится в школьной библиотеке. В материале представлены конспект урока, раздаточные материалы и лве презентации с заданиями для команд...
Материалы к уроку-конференции по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке»....