урок литературы в 9 классе Мастерство пейзажной живописи И.С.Тургенева (по повести «Первая любовь).
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

на примере данного произведения учить школьников определять функции пейзажных зарисовок в зависимости от стиля, жанра и особенностей композиции; определять их роль в том или ином моменте     произведения; развивать умение анализировать фрагменты текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе.

Тема: Мастерство пейзажной живописи И.С.Тургенева (по повести  «Первая любовь).

 Цель: на примере данного произведения учить школьников определять функции пейзажных зарисовок в зависимости от стиля, жанра и особенностей композиции; определять их роль в том или ином моменте     произведения; развивать умение анализировать фрагменты текста.

Эпиграф на доске:  

«Это единственная вещь,

которая мне самому до сих

 пор доставляет удовольствие,

потому что это сама жизнь,

это не сочинено…»

(И.С.Тургенев)

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

О повести «Первая любовь» И.С.Тургенев говорил: «Это единственная вещь,

которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…»  Следовательно, в произведении каждая деталь не случайна и несет в себе определенный авторский замысел. Сегодня с вами на уроке мы и попытаемся определить, в чем заключается роль той или иной пейзажной зарисовки.

      Мы знаем, что до 9 лет И.С.Тургенев жил в в имении матери  Спасское-Лутовиново в     10 км от Мценска Орловской губернии. Природа этого края отличалась щедростью и богатством красок. Восприимчивый ко всему, что его окружало, Тургенев часто вспоминал родные места, когда семья переехала в Москву.

Пейзаж в произведениях И.С.Тургенева – очень важный элемент, давайте познакомимся с его основными функциями.

  1. (Слайд№5) Запись в тетрадь основных функций пейзажа. Пейзаж может: Иметь самостоятельное значение;

Способствовать выражению эмоций героя;

Быть частью изображаемой картины, обстановки;

Пояснять суть происходящих событий;

Иногда становится формой и средством воплощения авторского   мироощущения.

  1. Работа с текстом.

- Природа и человек очень часто неразрывно связаны друг с другом и выступают как единое целое, давайте обратимся к первым эпизодам, в которых автор описывает природу (Слайд 7)

- Одной из самых больших пейзажных зарисовок является описание ночной грозы, давайте вспомним, какие события предшествовали этому эпизоду?(Герой возвращается от Зинаиды, терзаемый еще не испытываемым доселе чувством)

- Прочитайте описание грозы (Слайды 8-10) ( «На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии…И во мне исчезли мои молнии. Я почувствовал большую усталость и тишину…но образ Зинаиды продолжал носиться, торжествуя над моею душой».)

- Какую роль выполняет описание природы в данном отрывке? ( Помогает лучше понять бурю чувств, вспыхнувшую в душе шестнадцатилетнего юноши).

-Какое стихотворение любит Зинаида читать и слушать? (По фонохрестоматии звучит стихотворение «На холмах Грузии»(Слайды 12-15). Почему именно это стихотворение, ведь доморощенные поэты посвящали свои стихи именно ей?

- Следуя тексту зачитайте отрывки, в которых показана природа, что происходит в это время с героями повести?

  • («По запыленной крапиве лениво перепархивали белые бабочки, бойкий воробей садился недалеко и раздражительно чирикал, поворачиваясь всем телом и распустив хвостик, недоверчивые вороны изредка каркали, сидя высоко на обнаженной макушке березы; солнце и ветер тихо играли в ее жидких ветках; звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам…»,    
  • «Ей было очень тяжело, она ушла в сад и упала на землю, как подкошенная»
  • «кругом было светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев. Где-то ворковали голуби, и пчелы жужжали. Сверху ласково синело небо…»

«Ночь была темна, деревья чуть шептали, с неба падал тихий холодок. Но небу сверкнула огненная полоска: звезда покатилась. И вдруг все стало глубоко безмолвным кругом, как это часто бывает в середине ночи.…Даже кузнечики перестали трещать».(Слайды 16-18)

Природа, как живое существо, сопереживает героям,покмогает лучше понять эмоции героев, подготавливает читателей к важным моментам произведения.

-В одном из последних пейзажных описаний(«То, что я узнал, было мне не под силу.…Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные».) автор подчеркивает единение души героя и природы.

4. Рефлексия:

- какую же роль выполняют пейзажные описания в произведениях?

-в чем проявилось мастерство И.С,Тургенева при описании пейзажной живописи? А вот как об этом сказала автор школьного учебника по литературе В.Я.Коровина (Слайд 19).

5. Д.з: подготовиться к анализу 12 главы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева

урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....

Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока:        обобщение и систематизация знанийФорма поведения:     урок-исследованиеЦел...

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...

Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"

Тема: Любовная  лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;           показать дина...

"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.

Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений  И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...