урок литературы в 9 классе Мастерство пейзажной живописи И.С.Тургенева (по повести «Первая любовь).
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
на примере данного произведения учить школьников определять функции пейзажных зарисовок в зависимости от стиля, жанра и особенностей композиции; определять их роль в том или ином моменте произведения; развивать умение анализировать фрагменты текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе.
Тема: Мастерство пейзажной живописи И.С.Тургенева (по повести «Первая любовь).
Цель: на примере данного произведения учить школьников определять функции пейзажных зарисовок в зависимости от стиля, жанра и особенностей композиции; определять их роль в том или ином моменте произведения; развивать умение анализировать фрагменты текста.
Эпиграф на доске:
«Это единственная вещь,
которая мне самому до сих
пор доставляет удовольствие,
потому что это сама жизнь,
это не сочинено…»
(И.С.Тургенев)
Ход урока:
- Вступительное слово учителя:
О повести «Первая любовь» И.С.Тургенев говорил: «Это единственная вещь,
которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» Следовательно, в произведении каждая деталь не случайна и несет в себе определенный авторский замысел. Сегодня с вами на уроке мы и попытаемся определить, в чем заключается роль той или иной пейзажной зарисовки.
Мы знаем, что до 9 лет И.С.Тургенев жил в в имении матери Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. Природа этого края отличалась щедростью и богатством красок. Восприимчивый ко всему, что его окружало, Тургенев часто вспоминал родные места, когда семья переехала в Москву.
Пейзаж в произведениях И.С.Тургенева – очень важный элемент, давайте познакомимся с его основными функциями.
- (Слайд№5) Запись в тетрадь основных функций пейзажа. Пейзаж может: Иметь самостоятельное значение;
Способствовать выражению эмоций героя;
Быть частью изображаемой картины, обстановки;
Пояснять суть происходящих событий;
Иногда становится формой и средством воплощения авторского мироощущения.
- Работа с текстом.
- Природа и человек очень часто неразрывно связаны друг с другом и выступают как единое целое, давайте обратимся к первым эпизодам, в которых автор описывает природу (Слайд 7)
- Одной из самых больших пейзажных зарисовок является описание ночной грозы, давайте вспомним, какие события предшествовали этому эпизоду?(Герой возвращается от Зинаиды, терзаемый еще не испытываемым доселе чувством)
- Прочитайте описание грозы (Слайды 8-10) ( «На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии…И во мне исчезли мои молнии. Я почувствовал большую усталость и тишину…но образ Зинаиды продолжал носиться, торжествуя над моею душой».)
- Какую роль выполняет описание природы в данном отрывке? ( Помогает лучше понять бурю чувств, вспыхнувшую в душе шестнадцатилетнего юноши).
-Какое стихотворение любит Зинаида читать и слушать? (По фонохрестоматии звучит стихотворение «На холмах Грузии»(Слайды 12-15). Почему именно это стихотворение, ведь доморощенные поэты посвящали свои стихи именно ей?
- Следуя тексту зачитайте отрывки, в которых показана природа, что происходит в это время с героями повести?
- («По запыленной крапиве лениво перепархивали белые бабочки, бойкий воробей садился недалеко и раздражительно чирикал, поворачиваясь всем телом и распустив хвостик, недоверчивые вороны изредка каркали, сидя высоко на обнаженной макушке березы; солнце и ветер тихо играли в ее жидких ветках; звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам…»,
- «Ей было очень тяжело, она ушла в сад и упала на землю, как подкошенная»
- «кругом было светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев. Где-то ворковали голуби, и пчелы жужжали. Сверху ласково синело небо…»
«Ночь была темна, деревья чуть шептали, с неба падал тихий холодок. Но небу сверкнула огненная полоска: звезда покатилась. И вдруг все стало глубоко безмолвным кругом, как это часто бывает в середине ночи.…Даже кузнечики перестали трещать».(Слайды 16-18)
Природа, как живое существо, сопереживает героям,покмогает лучше понять эмоции героев, подготавливает читателей к важным моментам произведения.
-В одном из последних пейзажных описаний(«То, что я узнал, было мне не под силу.…Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные».) автор подчеркивает единение души героя и природы.
4. Рефлексия:
- какую же роль выполняют пейзажные описания в произведениях?
-в чем проявилось мастерство И.С,Тургенева при описании пейзажной живописи? А вот как об этом сказала автор школьного учебника по литературе В.Я.Коровина (Слайд 19).
5. Д.з: подготовиться к анализу 12 главы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева
урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....
Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")
Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока: обобщение и систематизация знанийФорма поведения: урок-исследованиеЦел...
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.
Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....
Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс
Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...