Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тургеневская девушка
(по повести И.С. Тургенева "Ася")
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма поведения: урок-исследование
Цели: постичь тайну тургеневской повести, ее лиризм; сделать вывод о
том, какая она, тургеневская девушка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
001.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тургеневская девушка
(по повести И.С. Тургенева "Ася")
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма поведения: урок-исследование
Цели: постичь тайну тургеневской повести, ее лиризм; сделать вывод о
том, какая она, тургеневская девушка.
Ход урока.
А счастье было так возможно...
А.С. Пушкин.
У счастья нет завтрашнего дня... У него есть настоящее - и то не день, а мгновенье.
И.С. Тургенев.
I. Актуализация.
Наш разговор сегодня о любви, об Асе, главной героине повести
Тургенева; о том, какая она, тургеневская героиня, тургеневская девушка...
- Послушаем вальс Евгения Доги
- Какие ассоциации - слова вызвала у вас эта музыка? (Грусть, любовь, полет, счастье, тайна, настроение, загадка, чистота...)
II. Постановка проблемы, формулировка темы исследования.
- Как связаны данные ассоциации с темой урока?
Какова цель нашего исследования?
(Постичь загадку тургеневской повести, понять и открыть для себя, какая она, тургеневская девушка).
III. Решение проблемы = анализ текста.
Итак, повесть называется "Ася".
- Почему?
(Повесть называется "Ася" по имени главной героини, так как она не только оказалась главной, т.е. лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти рассказчика).
- А какое настоящее имя носит героиня? Вдумаемся в значение имен:
- Ученик читает с карточки:
Настоящее имя героини - Анна Николаевна.
Анна - грация, миловидность.
Анастасия (Ася) - рожденная заново.
- Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново?
Оставим этот вопрос пока открытым...
А сейчас вспомним, где и как начинается история повести (работа в группах)
(каждая группа получает задание, на подготовку 5 мин., затем один учащийся от группы выступает с сообщением, другие группы могут дополнять)
Карточка № 1 | ||
- Где начинается история? | ||
- Любит ли знакомиться с русскими наш герой | Н.Н. | ? Почему? |
- Отчего же он познакомился с Гагиным? | ||
- Какой показалась Ася господину Н.Н.? | ||
- Какое чувство испытывает герой в эту ночь? | ||
Почему "был счастлив"? |
Карточка № 1
- Нарисуйте словесно картину лунной ночи.
- Случайно ли разбивает герой лунный серебряный столб через реку?
- О чем это говорит?
Карточка | № | 1 | ||
- Где встретили Н.Н. | и Гагин Асю | на | второй день | знакомства? |
- О чем это говорит? | ||||
- Какие роли принимает Ася? | ||||
- Почему она так | поступает? |
Мы видим, какая разная Ася в своем поведении. И, конечно же, она поступает так, потому что неравнодушна к господину Н.Н.
Разобраться в характере Аси помогут отзывы о ней других лиц.
- Прочитайте внимательно высказывания об Асе Гагиным и повествователем, ответьте на вопрос:
- О каких свойствах Аси в них идет речь? (работа в группах)
Карточка №2 Гагин:
"Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней сладить".
"Не дразните ее, - предупреждает он рассказчика, когда ее увидели на уступе стены, над пропастью. - Вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется. .. .беда, если она кого полюбит! - заключает Гагин свой рассказ о прошлом Аси.
"С огнем шутить нельзя, - предупреждает он господина Н.Н. - Вы не знаете Асю: она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить... Другая умела бы все скрыть и выждать - но не она".
"Асе нужен герой, необыкновенный человек..."
Карточка № 2 Автор-повествователь
"Что за хамелеон эта девушка!"
"По всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное...во всех движениях было что-то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще<а& бродило. По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость, и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей всегда удавалось... Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее".
Карточка № 2
Автор-повествователь: "Такой гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде... ее душа мне нравилась".
"Ася бы не уехала, если б в ней была хоть тень кокетства и если бы положение ее не было ложно. Она не могла вынести того, что всякая другая смогла бы..."
Мы видим, что и Гагин и герой-повествователь отмечают странность Аси, ее загадочность и необычность. Существует какая-то тайна ее положения, и именно эта тайна объясняет поведение Аси
- Что это за тайна?
- История Аси (сообщение)
После того, как господин Н.Н. узнал правду об Асе, душевное состояние его мгновенно меняется. Он обретает утраченное равновесие. Теперь в отношениях с Асей наступило взаимное доверие и сближение.
Господин Н.Н. и Ася ежедневно встречаются, ведут задушевные разговоры, танцуют. Но мы, читатели, понимаем, что задушевными эти разговоры являются лишь для Аси: ведь именно она открывает душу, а не герой. Герой не испытывает того, что испытывает Ася.
И во время последнего свидания, которое назначает сама Ася, надеясь на любовь, приходит разрыв отношений между героями. Ася убегает, исчезает, понимая, что ее любовь не будет иметь продолжения.
- Почему?
- Как ведет себя господин Н.Н. во время последнего свидания?
(Господин Н.Н. ведет себя осторожно; он готов пока только к романтическому созерцанию; к нему еще не пришло полное осознание любви)
- Почему же Гагин убежден, что свадьбы не будет?
(Гагин видит, что Н.Н. поступает по правилам. А любовь - это не правила, не
законы).
- А что такое любовь?
(Любовь - нарушение всех правил; это море звезд, буря чувств, лунный свет и лунный столб... который разбивает наш герой)
- Разбил - и Аси нет! После разрыва Ася не появляется на
страницах повести, мы ее не видим.
- Почему? Кто есть теперь?
Родилась новая женщина - Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир "черными, светлыми глазами", не будет "наклоняться с забавной важностью", не будет и смеяться тихим легким смехом", не будет мечтать о полете.
- Вот оно рождение заново. В ней остается миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет.
- Почему только теперь, после разрыва, господин Н.Н. убеждается в своей любви?
(Сам герой признается: "Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви... оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уж тогда было поздно").
Тургенев наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.
IV.Вывод по теме исследования.
Вся история досказана, но есть еще одна глава, XXII
- Зачем она? (Прочитаем ее)
- Кто сейчас рассказывает?
(Понимаем, что герой Н.Н. ушел, а с нами остался Тургенев, он был с нами все это время, направляя нас, подсказывая, заставляя размышлять.)
- О чем?
(О жизни, о любви)
- И уже 20 лет герой вспоминает Асю. Почему?
- Так какая она, тургеневская девушка?
(Богато одаренная натура, не испорченная светом; она сохранила чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это пленительная непосредственная натура без какой-либо фальши, лицемерия; сильная духом и способная к трудным свершениям)
V.Рефлексия.
И в заключение я хочу прочитать вам стихотворение И.С. Тургенева "Цветок", которое написано за 15 лет до повести "Ася". Но оно тесно переплетается с повестью, так как в нем говорится о молодости, страдании, любви.
- Звучит музыка
- Учитель читает стихотворение.
И.С. Тургенев "Цветок"
Тебе случалось - в роще темной,
В траве весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один - в стране чужой).
Он ждал тебя - в траве росистой
Он одиноко расцветал...
И для тебя свой запах чистый
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкий,
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь с медленной улыбкой
Цветок, погубленный тобой.
И вот идешь дорогой пыльной;
Кругом - все поле сожжено,
Струится с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождем
И был заеден пылью знойной,
Спален полуденным лучом.
Так что ж? Напрасно сожаленье!
Знать, он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.
Спасибо, ребята, за урок, за доброе общение. Влюбляйтесь, любите и не оставляйте своего счастья на завтра...
или синквейн?
Ася
Странная, милая
Плачет, смеется, любит
А счастья было так возможно...
Тургеневская девушка.
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение «Современна ли тургеневская девушка?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася".
Использование в ходе урока разнообразных приёмов: пересказа, беседы по вопросам, работы в группах, элементов анализа текста способствует развитию творческих способностей. развитию речи учащихся....
Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.
В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...
К добру стремленье – подвигу подобно… Образ «тургеневской» девушки (по повести И.С. Тургенева «Ася»).
План урока по литературе...
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Конспект урока литературы "Изображение "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель". Идейное содержание."
Урок литературы в 7 классе....
План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...
Конспект урока 6 класс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"
Конспект урока ( 6 класс). Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"...