Разработка урока по литературе Тема: Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Разработка позволит учителю сделать итоговый урок работы над романом А.С. Пушкина "Дубровский" ярким и запоминающимся!
Разнообразные формы работы с учебным материалом позволят учащимся продуктивно освоить учебный материал:
- устное словесное рисование,
- заочная экскурсия в кабинет А.С. Пушкина,
- "Проба пера",
- игра в ассоциации,
- элементы викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.9 КБ |
k_uroku.pptx | 457.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Разработка урока по литературе
Тема:
Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Автор: Исакова К.А.
г. Петухово, 2012
Разработка урока по литературе
Тема: Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Цели:
- познавательные: формировать у учащихся понимание «открытого» финала; продолжать работу по формированию умения работать с текстом; проверить знание художественного произведения; обобщить изученный материал;
- развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации; компьютер, медиапроектор.
Опережающее домашнее задание:
1) заочная экскурсия в кабинет А.С.Пушкина (рассказ, презентация, костюм А.С.Пушкина);
2) подготовить «черные ящики» с заданиями;
3) иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Дубровский» (оформление выставки).
Ход урока:
I. Организационный момент
- объявление темы, цели урока (Слайд 1).
- запись числа и темы урока в тетради.
II. Повторение и закрепление изученного материала
1. «Ассоциации»
Поочередно звучат отрывки из музыкальных произведений Л.В.Бетховена (Слайд 2):
1) симфония №9 ре-минор,
2) «Мелодия слез»,
3) «Эгмонт»
- Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?
- Какой характер героя или эпизод романа «Дубровский» вы бы проиллюстрировали данными музыкальными отрывками? Свой ответ обоснуйте.
2. «Черный ящик» (Слайд 3)
Используя текст романа «Дубровский», учащиеся класса отгадывают, что спрятано в «черных ящиках» заранее подготовленных к этому заданию учеников.
«Черный ящик №1»: в этом ящике находится то, без чего одна из любимых забав Троекурова не могла бы состояться (медведь) – стр.194.
«Черный ящик №2»: вещь, в которой хранил свои накопления Антон Пафнутьич Спицын, один из гостей Троекурова, но которая потом оказалась пуста (красная шкатулка) – стр.205.
«Черный ящик №3»: эта маленькая вещица могла бы сыграть решающую роль в судьбе главных героев романа, если бы она оказалась в дупле дерева (кольцо) – стр.225.
III. Изучение нового материала
1. Беседа
Взгляните на репродукцию картины Василия Владимировича Пукиреева «Неравный брак» (Слайд №4). Что на ней изображено?
- Можно ли утверждать, что сюжет этой картины и сюжет романа «Дубровский» имеют сходства? Свое мнение докажите текстом (стр. 234, гл.18)
(На картине изображен неравный брак – молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину. Этот же сюжет мы наблюдаем и в романе Пушкина: молодая Маша вынуждена стать княгиней немилого ей старого князя Верейского)
- Что отражается на лице девушки, изображенной художником?
(Девушка грустна, убита горем)
- Сходно ли ее душевное состояние с состоянием героини романа Маши?
Свой ответ подтвердите текстом (стр. 234)
- Почему Маша так огорчена?
(Ей не хочется становиться женой князя Верейского, ведь она любит Владимира Дубровского).
- Пытается ли Дубровский спасти возлюбленную? Как?
(Он нападает на свадебную карету, хочет увезти с собой Машу )
- Соглашается ли Маша бежать с Дубровским? Почему? Свой ответ подтвердите текстом (стр. 235)
2. Релаксационная минутка (расслабление под музыку)
3. Знакомство с термином «открытый финал»
- Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?
(О нем больше не было слышно. Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому, но кто-то утверждал, что Дубровский скрылся за границу).
- Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа? (Нет)
- Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую судьбу своего героя нерешенной?
(Автор предоставляет читателю право самому предположить, «домыслить» концовку произведения).
- Таким образом, какой элемент композиции произведения в романе отсутствует? (Развязка)
- Это своеобразный авторский прием, который носит в литературоведении название «открытый финал». Запишем в тетрадь определение этого термина.
Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, "домыслить" тот или иной вариант завершения сюжета.
3. Заочная экскурсия в кабинет А.С.Пушкина
Выступление с презентацией заранее подготовленного ученика, переодетого в костюм А.С.Пушкина. «Писатель» проводит детей по своему кабинету, рассказывая о том, как эти стены помогали ему создавать свои шедевры.
4. Проба пера (устное сочинение)
- А теперь закроем глаза и мысленно переместимся в кабинет А.С.Пушкина, сядем в кресло за письменный стол, возьмем в руки перо, обмакнем его в чернильницу и … напишем продолжение романа «Дубровский».
- Какой, по-вашему, будет дальнейшая судьба Владимира Дубровского? А Маши? Предложите свой вариант продолжения романа.
III. Итог урока. Выставление оценок за работу
- С каким литературоведческим термином вы сегодня познакомились?
- В чем смысл «открытого финала» романа «Дубровский»?
IV. Рефлексия
Продолжи предложенную фразу:
«Сегодня на уроке я узнал(а), что … »
«Мне понравилось … »
«Мне кажется, сегодня на уроке у меня отлично получилось … »
«В дальнейшем мне хочется, чтобы на уроках литературы мы … »
V. Домашнее задание
1) закончить работу над своим вариантом финала романа Пушкина «Дубровский» (письменно);
2) опережающее задание: таблица «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»
Пояснительная записка
Урок по теме «Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский» разработан на основе примерной программы по литературе Г.С.Меркина, учебно-методического комплекса под ред. Г.С.Меркина, а также авторской рабочей программы по литературе.
Урок предназначен для 6 класса.
Данный урок является повторительно-обобщающим в череде уроков по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский», поэтому основная познавательная цель – повторить и обобщить материал по изученной теме. Задача учителя – продолжить работу по формированию навыков работы с текстом литературного произведения, попутно проверяя знание художественного произведения. Также в течение урока на примере изученного произведения дети знакомятся с новым для них литературоведческим понятием «открытый финал».
В процессе урока дети развивают умение высказываться на заданную тему, отвечать на проблемный вопрос, проявляют свои творческие способности.
Использование межпредметных связей (литература и живопись, литература и музыка) реализует воспитательные цели.
Методы и приемы обучения:
- ассоциативное мышление (этап «Ассоциации»);
- фронтальный опрос, беседа (этап «Беседа»);
аналитические вопросы (этап «Беседа», « Знакомство с термином «открытый финал»);
- сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства: музыки, живописи (этапы «Ассоциации», «Беседа»);
- исследовательская (поисковая) работа учащихся (этапы «Черный ящик», «Заочная экскурсия»);
- постановка и разрешение проблемного вопроса (этап «Знакомство с термином «открытый финал»);
- развитие творческой активности учащихся (этап «Проба пера»);
- здоровьесберегающие технологии (релаксационная минутка).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ассоциации» Л.В.Бетховен, « Эгмо́нт »
«Ассоциации» Л.В.Бетховен, « Мелодия слез»
«Ассоциации» Л.В.Бетховен. Симфония №9 (ре-минор)
«Черный ящик»
В. В. Пукиреев , «Неравный брак»
Открытый финал - отсутствие развязки в произведении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме
Конспект урока литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский Тема: "Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме"...
Изучение романа А.С.Пушкина "Дубровский" (система уроков)
Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев, понять мотивы их поступ...
Фасилитаторская деятельность учителя при организации уроков по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский» (часть 1)
Предлагаемая статья - опыт по организации работы с учащимися при изучении романа А.С. Пушкина "Дубровский"...
Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"
Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к р...
Презентация к уроку, посвященному истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский".
В данной презентцаии вы сможете ознакомиться с материалами, касающимися истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский", а также особенностей эпохи. Также в данной презентации затронуты ис...
Методическая разработка заданий по развитию читательской грамотности ( на примере романа А.С. Пушкина "Дубровский"
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...