Изучение романа А.С.Пушкина "Дубровский" (система уроков)
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев, понять мотивы их поступков. Используется диалоговая технология и технология сотрудничества, развивающие умение работать с текстом, анализировать эпизоды, речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_romana_dubrovskiy.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Ссора Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым.
Цели урока:
- Знакомство с историей создания романа
- Выяснение причин конфликта Дубровского с Троекуровым
- Развитие речи учащихся
Задачи:
- Знать жанровые особенности романа
- Рассказать об истории создания романа «Дубровский»
- Выявить мотивировку поступков героев
- Учиться анализировать текст
Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
Формы: коллективная, частично индивидуальная.
Ход урока:
1.Жанровые особенности романа «Дубровский» (слово учителя)
В xix веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал очень популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Писатели для того, чтобы придать занимательность произведению, часто использовали «переодевания» героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мого вместить живых героев в жёсткие схемы.
2.Словарная работа.
Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчёте на случайный успех.
Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный – 1.общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2.пользующийся широкой известностью.
Роман (от франц. – повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
3.Реализация индивидуального домашнего задания (отвечает подготовившийся ученик).
История романа.
Над романом «Дубровский» А.С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Роман не был завершён и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из именияи, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С. Пушкина легли жизненный обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
4.Обмен впечатлениями о героях романа.
А) Чтение отрывка из романа (от слов «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин..» до слов «Никто не дерзал отказываться от его приглашения..»).
Б) Беседа по 1-ой главе:
- Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?
- Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? А как к ним относился Троекуров?
- Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту?
- Почему Троекуров уважал Андрея Гавриловича Дубровского? («..они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»).
- В чём проявилось это сходство?
5.Анализ первого события – ссоры Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым.
- В чём причина ссоры Дубровского с Троекуровым? (чтобы углубить понимание этого события, являющегося завязкой действия, необходимо обратить внимание учащихся на то, при каких обстоятельствах произошла ссора, как ведут себя в этом случае действующие лица, чем вызваны их поступки).
1) Чтение учителем из первой главы сцены на псарне («Раз, в начале осени..») и комментирование её.
- Ребята, обратите внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».
- Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?
- Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?
2) Самостоятельное чтение учащимися письма Андрея Гавриловича и подготовка небольшого рассказа о том, как углублялась ссора помещиков.
Вопросы для самостоятельной работы (раздаются на каждую парту).
1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?
2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как сильно повлияло оно на ссору? (важно обратить внимание учащихся на содержание и тон письма).
(ответы учащихся: Андрей Гаврилович совсем не похож на Троекурова. Он мягче и справедливее своего соседа. Он честный и смелый человек. Но он тоже владелец крепостных, барин и помещик. Каждое слово письма говорит об этом. Дубровский – дворянин и гордится этим. Он оскорблён, задета не только дворянская честь, но и его человеческое достоинство, и он требует удовлетворения. Не доверяя Кириле Петровичу, Дубровский просит выслать к нему оскорбившего его псаря, чтобы помиловать его или наказать. Он ничем не отличается, судя по письму, от обычного барина и крепостника).
Вывод: Письмо углубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного случая, чтобы отомстить Дубровскому.
3) Работа над первой главой завершается рассматривание иллюстраций Б. Кустодиева и А. Пахомова или рисунка художника В. Ермолова «На псарне» (эта работа поможет учащимся лучше представить барский дом, сад, имение, героев, окружающую их обстановку, правильнее понять содержание романа).
При рассмотрении рисунка «На псарне» нужно обратить внимание учащихся на центральные фигуры рисунка, выяснить, какой момент осмотра псарни изобразил художник и как он это показал в рисунке.
- Насколько (по-вашему мнению) верно изображены Троекуров, Дубровский, гости и псари?
- В чём вы согласны с художником, а в чём нет?
6.Итог урока
Домашнее задание: перечитать главу вторую; подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?»
Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Суд.
Цели:
1.Продолжение работы над романом.
2. Воспитывать нравственную чистоту, творческое осознание жизни
3.Развитие речи учащихся.
Задачи:
1.Продолжить обучение анализу художественного произведения
2.Выяснить, как свершился неправый суд
Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, дополнения учителя.
Формы: коллективная, частично индивидуальная.
Ход урока:
1.Реализация домашнего задания.
- Ребята, в качестве домашнего задания вам было предложено подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?»
(ответы детей: Мысль о суде как о мести Дубровскому возникла у Троекурова неожиданно. Она стала реальностью, когда появился в Покровском Шабашкин).
- Чтение учителем сцены встречи и разговора Троекурова с Шабашкиным (т.к. он сможет передать с помощью нужной интонации надменность Троекурова и угодничество Шабашкина, которого не трогает участь Дубровского).
- Как ведут себя герои в данной ситуации? (ответы детей: Троекурову незнакомы угрызения совести, колебания и сомнения. Такие же, как он, чиновники помогают ему создать судебное дело о Кистенёвке, отнять имение у Дубровского, зная о том, что документы на право владения сгорели во время пожара).
2.Чтение второй главы (суд) детьми на уроке.
- Как нужно передать в чтении состояние Дубровского, самоуверенность Троекурова и низость судейских чиновников?
3.Беседа (цель: выяснить, что больше всего потрясло Дубровского и как свершился неправый суд).
- Как можно объяснить сумасшествие Андрея Гавриловича Дубровского?
(ответы детей: причиной сумасшествия Дубровского стало предательство и подлость Троекурова; несправедливость суда; бессилие Дубровского перед этим судом; он лишился имения, ему грозит нищета).
- Обратите внимание на сложность переживаний Андрея Гавриловича. На суде была оскорблена честь Дубровского, унижено его человеческое достоинство. Ведь если он много лет незаконно владел Кистенёвкой, значит, жил из милости у богатого помещика, а потом присвоил его поместье.
Вывод: и то, и другое было для гордого Дубровского нестерпимо унизительным. Не выдержав издевательства, Дубровский сходит с ума.
4.Итог урока.
Слово учителя.
Дубровский не подписал решения суда, но суд над ним уже свершился в угоду Троекурову. Так отомстил Троекуров своему бывшему другу. Неожиданно возникшая ссора закончилась для Дубровского трагически. Восторжествовали несправедливость и беззаконие, честные люди оказались побеждёнными.
Домашнее задание: перечитать главы 3-7; подумать над тем, как обо всём (суде, болезни Дубровского) узнал Владимир и что после суда решил предпринять Троекуров.
Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Пожар в Кистенёвке.
Цель:
1.Продолжение работы над романом.
2. Воспитание нравственной чистоты, творческого осознания жизни
3.Развитие речи учащихся.
Задачи:
1.Продолжить обучение анализу художественного произведения
2.Выяснить, как связан пожар в Кистенёвке с происшествием в суде
3.Рассказать об истории народных восстаний
Ход урока:
1.Реализация домашнего задания.
- Почему пожар в Кистенёвке тесно связан с драматическими событиями в суде?
(дети отвечают на вопрос, приводят примеры из текста, но им сложно понять, почему Владимир Дубровский стал разбойником и объединился с крестьянами, противопоставил себя своему сословию).
2.Рассказ учителя о народных восстаниях.
История народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Владимир Дубровский, дворянин и офицер, в своём протесте опирается на крестьян. Только они его поддерживают. После пожара и гибели приказных Владимир становится отщепенцем, поэтому примыкает к крестьянам.
3.Работа над эпизодами «Приезд приказных в Кистенёвку», «Бунт крестьян», «Пожар», «Гибель приказных» (эта работа необходима, чтобы показать шестиклассникам, как Пушкин изображает протест крестьян и протест Владимира против произвола и несправедливости).
- Что произошло в Кистенёвке и как отнеслись к решению уездного суда приказные, духовенство, Владимир Дубровский и его крестьяне? (работа с текстом глав 5,6 и 7, чтение фрагментов, где говорится о приказных, приехавших в Кистенёвку).
Задача данного разбора заключается в том, чтобы проследить, как ведут себя приказные до возмущения крестьян и во время бунта. В этом сравнении особенно ярко раскрывается отношение Пушкина к приказным. ( Обращается внимание учащихся на то, как дерзко и самоуверенно держится Шабашкин, как груб он с крестьянами и Владимиром: «Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя..».На Владимира он посмотрел дерзким взором, обращаясь к нему на ты: «А ты кто такой?»
- Узнал ли Шабашкин Владимира? (Да, он сразу догадался, что Владимир – сын Андрея Гавриловича Дубровского, но он стремится унизить его, показать свою власть, нарочно оскорбляет Владимира: «..бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею божию помре – мы вас не знаем, да и знать не хотим».
Примерно такой же разговор произошёл у Владимира с «замысловатым чиновником», который также не хотел признавать в нём Дубровского. Он нагло и грубо предлагает «убираться подобру-поздорову».
- Как ведут себя крестьяне в такой ситуации? (Упоение властью продолжается недолго. Когда толпа возмущённых крестьян двинулась на них, они перетрусили и стали униженно просить Дубровского приютить их на ночь. От наглости и высокомерия не осталось и следа. Владимир для них теперь – единственный защитник от ярости и гнева крестьян. «..Наконец Шабашкин тихонько отпер двери и вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление.
Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал
- Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать; а то уж темно, и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость: прикажите постелить нам хоть сена в гостиной; чем свет, мы отправимся восвояси».
Вывод: перед Владимиром стояли жалкие люди, потерявшие совесть, стыд, честь. Поведение и внешность приказных вызывают у читателя гнев и презрение. Шабашкин, когда впервые зашла речь о Кистенёвке, говорил Троекурову: «Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Чего ж вам лучше – в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие». Т.е., стремясь угодить богатому и знатному помещику, приказные совершили преступление. Поэтому так и перепугались они, когда почувствовали, что час расплаты настал.
- А как ведёт себя духовенство? На чьей оно стороне? ( об этом в романе сказано немного, но достаточно обратиться к диалогу Егоровны с дьячком, который удивляется храбрости Гриши, прогнавшего со двора Троекурова: «..Я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича. Как увидишь его, страх и трепет и клонит ниц, а спина-то сама так и гнётся, так и гнётся..»
Вывод: дьячок – трус, не храбрее его и священник. (глава 5 (отрывок о священнике и попадье). Главное – страх перед Троекуровым и равнодушие к участи крестьян И Владимиру Дубровскому. Владимир слышит, как поп, обращаясь к попадье, говорит: «Нечего нам здесь оставаться. Не твоя беда, чем бы дело ни кончилось». Таким образом, чиновники творят беззаконие, хотят нажиться на несчастье Дубровских и угодить Троекурову, а духовенство при первой опасности бежит, бросив на произвол судьбы своих прихожан.
- Как относятся к решению суда Владимир Дубровский и его крестьяне? (учащиеся коллективно оформляют таблицу, отображая в ней свои наблюдения. Данный вид работы поможет сосредоточить внимание на характере протеста крестьян и Владимира, даст возможность увидеть, как по-разному поступали они в одинаковых условиях, понять, кто из них оказался смелее, последовательнее и решительнее. Сравниваются факты, следовательно, это поможет учащимся лучше понять замысел автора, его отношение к мятежному дворянину и бунтующим крестьянам).
Владимир Дубровский | Крестьяне Дубровского |
Мысли о будущем «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами» | Мысли о будущем «Во владение Кириле Петровичу! Господь упаси и избави: - у него там и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт» |
Негодование Владимира «Владимир кипел от негодования» | Возмущение несправедливостью «..с судом мы управимся, умрём, а не выдадим..» |
Владимир спасает приказных «Стойте, - крикнул Дубровский, - дураки! Что вы это? Вы губите и себя и меня. Ступайте по дворам..» | Бунт крестьян «..ребята! долой их! И вся толпа двинулась». |
Мысль о мщении «..пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» | Грозные намерения Архипа «..всех бы разом, так и концы в воду». |
Поджог дома «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось..» | Пожар в Кистенёвке «…Чай, из Покровского славно смотреть!» |
Гибель приказных «Постой, - сказал он Архипу, - кажется второпях я запер двери в переднюю, поди скорее отопри их». | Гибель приказных «Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так отопри!.. Как не так, - сказал Архип. С злобной улыбкой взирающий на пожар» |
Атаман разбойников «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием» | Разбойники «Останавливали путешественников и почту, приезжали в сёла, грабили помещичьи дома и предавали их огню» |
Вывод: крестьяне полны гнева и решительности. Их возмутило наглое поведение чиновников, руководит ими и страх перед Троекуровым, у которого «и своим плохо». Глубоко возмутил их неправый суд, в котором не последнюю роль играли приказные. В бунте крестьян отразилась вековая ненависть к царским чиновникам и господам. И если бы не Владимир, с приказными расправились бы гораздо раньше и не менее решительно. Владимир охвачен горем, но мысль о сопротивлении властям ему не приходит в голову. Он негодовал, был потрясён случившимся, но не разделял чувств своих крепостных. Мысль о поджоге – это стремление спасти свою семью от глумления. Он окончательно утвердился в своём решении поджечь дом лишь после встречи с кузнецом Архипом. Но Владимир и Архип по-разному смотрят на пожар. Для Владимира дом – символ семейного счастья и благополучия, пожар – гибель родового гнезда. Для Архипа господский дом – символ рабства. Он смотрит на пожар «с злобной улыбкой»: горели враги, ненавистные ему люди, господский дом, уже принадлежавший Троекурову. Он не может скрыть своей радости.
- Почему Архип на послушался Егоровну и не спас приказных, в то же время, рискуя жизнью, спасая кошку? (он решительный, отважный, ненавидит приказных, выражает стихийный протест против угнетения и в то же время добрый, душевно мягкий, стремится помочь невинному и беззащитному существу – эти черты больше всего привлекали Пушкина в участниках народных волнений).
- Кому принадлежит решительный голос в крестьянской толпе, взбунтовавшейся против приказных? (главы 5 и 6).
Вывод: это Архип, который настроен более активно и непримиримо, чем все остальные. Много сходства у него и с другими крестьянами, их объединяет ненависть к угнетателям. Все они более решительны, чем их молодой барин.
- Почему же Владимир становится на путь разбоя? (он понимал, что ни духовенство, ни приказные не помогут и дворяне не поддержат из-за страха перед Троекуровым, как не помогли они Андрею Гавриловичу. У Владимира остались только крестьяне. Но с момента поджога дома он оказался вне закона. Теперь у него нет выбора: либо сразу уезжать из этих мест, либо продолжить дело, начатое Архипом, т.е. противопоставить себя закону и обществу. Владимир становится разбойником).
4. Итог урока.
Домашнее задание: просмотреть главы с 8 по 18, вопросы.
Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в доме Троекурова
Цели:
1.Продолжение работы над романом.
2. Воспитание нравственной чистоты, творческого осознания жизни
3.Развитие речи учащихся.
Задачи:
1.Продолжить обучение анализу художественного произведения
2.Разобраться, почему Владимир Дубровский отказался от мщения Троекурову и князю Верейскому.
3.Учиться писать работу творческого характера
Ход урока:
1.Постановка проблемного вопроса.
- Почему Владимир Дубровский отказался от мести Троекурову? В этом вопросе нам предстоит разобраться сегодня на уроке. Ваше отношение к героям романа? (Дети, как правило, восхищаются Владимиром и осуждают Машу за то, что она не пошла за ним.)
Примечание: возникает вопрос, в какой степени в 6 классе можно касаться проблемы личных взаимоотношений? Правильным будет внимательное прочтение страниц романа, посвящённым Владимиру и Маше. Практика показала, что этот период жизни героя дети считают героическим. То, что они резко осуждают Машу (а в классе у меня большинство мальчиков), говорит о том, что они задумались о любви как о сильном чувстве, которое надо беречь. Но шестиклассники, для того чтобы понять героиню, должны представить её жизнь, окружение, семью. Поэтому нам необходимо разобраться в сложных событиях, которые условно мы назвали «Владимир Дубровский в доме Троекурова».
2.Беседа
- С какой целью и при каких обстоятельствах Владимир Дубровский проник в дом Троекурова? Почему отказался он от мести Троекурову и князю Верейскому?
Чтобы найти наиболее правильный ответ, обратимся к главам восьмой и двенадцатой ( чтение тех мест, где говорится о Маше и Владимире). «В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслью, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме..» (гл.12).
- Какой случай имеет в виду Владимир? (гл.11 – пересказ встречи Владимира с Дефоржем на почтовой станции).
Вывод: Любовь к Маше заставила Владимира рисковать собой; только из-за неё он решил поселиться в доме Троекурова. И это, конечно, главное в его поступке. Но пребывание в доме дало возможность узнать о Спицыне и отомстить ему, услышать о действиях исправника и решении Троекурова пойти со своими крепостными на разбойников.
Владимир всё-таки отомстил Спицыну (отобрал деньги) и навредил Троекурову (убил медведя) – шестиклассники верят в добро и считают, что злодея надо наказать.
3.Слово учителя
Владимир Дубровский отказался от мщения Троекурову и Верейскому. Он благородный человек, глубоко любит Машу, верен данному ей слову. Поэтому мы не можем осуждать его за отказ от мести.
- Как же Маша относится к Владимиру? (чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять её образ жизни (занятия, интересы), её отношения с отцом и братом, Дефоржем, а потом Владимиром Дубровским и князем Верейским. (Она – дочь Троекурова, дворянка и аристократка. Ей трудно порвать со своей семьёй и тем миром, в котором она живёт. Участь жены разбойника её действительно пугает. Она понимала, что все будут против неё. Поэтому решила воспользоваться защитой Владимира лишь тогда, когда положение было безвыходным. И она ждала Владимира до последней минуты. Случилась трагедия, он опоздал. Маша не могла после венчания, после церковного обряда, покинуть князя. Если бы это случилось, она относилась бы к своему поступку как к преступлению. Дети говорят, что она могла бы сопротивляться, не давать согласия, а она промолчала: «..священник, не дождавшись её ответа, произнёс невозвратимые слова». А Владимиру она говорит, что дала согласие на брак, хотя и не давала его: «Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твёрдостью, - князь мой муж..» Эти размышления заставляют предполагать, что Маша лишь увлеклась Владимиром. Поэтому она ничего не предпринимала, надеялась на его помощь.
4. Самостоятельная работа (проводится на последнем этапе изучения романа).
Сочинение творческого характера «Спицын в медвежьей комнате».
Примечание: чтобы выполнить эту работу, необходимо представить то, на что Пушкин лишь намекнул, рассчитывая на воображение читателя, оставляя простор для его фантазии. Вспомним слова Троекурова о поведении Спицына в медвежьей комнате, перечитываем описание внешности Антона Пафнутьевича, обращаем внимание на разговор его с Дефоржем и странное пробуждение. Нужно перечитать также описание медвежьей комнаты.
- Сравните Спицына с Дефоржем и напишите о том, как вёл себя Антон Пафнутьевич в медвежьей комнате. (Дети пишут о Спицыне как о трусливом человеке, подхалиме и лицемере, говорят о своём презрении к нему. В этой работе положительно то, что образ понят и раскрыт детьми верно.
5.Чтение в лицах 17 главы позволит детям представить героев в действии, вообразить всю сцену и смену эпизодов.
6.Итог урока
Домашнее задание: перечитать сцену последнего боя; подумать над вопросом «Что заставило Владимира Дубровского стать предводителем крестьян, а потом оставить их и скрыться за границу?»
Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Последний бой
Цели:
1.Завершение работы над романом
2.Развитие речи учащихся
Задачи:
1.Продолжить обучение анализу художественного произведения
2.Выяснить, что заставило Владимира Дубровского стать предводителем крестьян, а потом оставить их и скрыться за границу
3.учиться писать сочинение рассказ о герое
Ход урока:
1.Слово учителя
Чтобы выяснить, что заставило Владимира Дубровского стать предводителем крестьян, а потом оставить их и скрыться за границу, нужно сказать о б ограниченном характере протеста Владимира Дубровского, все несчастья которого объясняются самодурством Троекурова. …его протест гораздо ограниченнее нарастающего крестьянского гнева. (М.Н. Салтыкова. Изучение повести А.С. Пушкина «Дубровский»).
2.Чтение и комментирование 19 главы (следует обратить внимание на условия жизни Владимира и его крестьян). Даже в лесу они жили по-разному. В то время иначе и быть не могло. Владимир, хотя и стал атаманом разбойников, всё же оставался дворянином и барином, а его крестьяне по-прежнему считают себя крепостными Дубровских.
О патриархальных отношениях свидетельствует и разговор Егоровны со Степаном (гл.19), который, сидя на пушке, распевал во всё горло старинную песню: «Полно тебе, Стёпка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь – нету у вас ни совести, ни жалости.
- Виноват, Егоровна, - ответил Стёпка. – Ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает».
3.Анализ заключительного эпизода романа.
- Как ведёт себя Владимир Дубровский и как это его характеризует? (В момент расставания Владимир остался верен себе. Он, несмотря на совместные действия с крестьянами, остался барином, хотя и заботливым: они разбогатели под его начальством и каждый из них получил «вид», чтобы остальную жизнь провести в какой-нибудь губернии.
Вывод: Оставаться в России Владимиру стало опасно. Устроив пожар в Кистенёвке, расправившись с приказными, а потом столкнувшись с войсками правительства, Владимир противопоставил себя не только своему сословию, но вместе с крестьянами стал вне закона. И в самый острый момент, когда столкнулись они с войсками, Владимир прекращает борьбу. У него не было больше цели: не было дома, имения, Маша вышла замуж, он отказался от мщения.
Но что же будет с крестьянами? Как Пушкин изобразил эти сложные отношения? Владимира и крестьян объединяли сначала общие интересы. Когда же Владимир отказался от мести Троекурову, их интересы разошлись. Крестьяне бунтовали против социальной несправедливости, суда, помещиков, в протесте Дубровского преобладают личные интересы. Поэтому лишь на время мятежный дворянин соединяется с крестьянами.
В отличие от своих крестьян Владимир Дубровский не может подняться выше личных интересов, запросы его ограничены. А самое главное, его интересы не совпадают с интересами и стремлениями крестьян. Поэтому он распускает шайку и покидает Россию.
4.Итоговая письменная работа
Темы «Жизнь Владимира Дубровского» и «Кирила Петрович Троекуров».
Использованная литература:
1. Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Учпедгиз, Ленинград, 1966г.
2. Шадрина В.П. Поурочные планы по литературе 6 класс по учебнику В.П. Полухиной, Волгоград, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....
Первый урок изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Урок литературы10 классТема урока: ВСТРЕЧАЯ БАЗАРОВА… (пролог к изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)Цель урока: создание ситу...
Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...
Методическая разработка по изучению романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Этапы изучения.
Методическая разработка по изучению романа Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе. Этапы изучения....