Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский Тема: "Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственные ценности романа "Дубровский" Владимир в родительском доме | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме
Цель: вовлечь учащихся в решение поставленных в произведении нравственных проблем.
Задачи:
Обучающие: продолжать обучению анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению;
Развивающие: развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус;
Воспитательные: продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.
Оборудование: презентация, фрагмент видеофильма, запись арии Дубровского из оперы
Ход урока
І. Организационный момент
Ребята, вы уже, наверное, догадались, что наш урок будет немного необычным. К нам пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу.
Послушайте стихотворение. О чём оно? СЛАЙД 1
Родина - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас,
Медленно качается гречиха,
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И серёжки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
- А что такое Родина?
Родина – это дорогое место для каждого человека. И если у человека отнимают Родину, он теряет смысл жизни.
Дети садятся.
- Какое произведение мы изучаем? СЛАЙД 2
ІІ. Постановка проблемы
Слайды3,4,5
-Какие эпизоды из романа изображены на иллюстрациях?
- О ком будем говорить? ( О В.Дубровском) О каком периоде его жизни? (в родительском доме)
Запись темы в тетради: Владимир Дубровский в родительском доме
ІІІ. Знакомство с эпиграфом
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова немецкого философа и поэта Фридриха Ницше «Родители продолжают жить в детях» СЛАЙД 6
-Как понимаете эти слова?
- Сформулируйте задачу урока? СЛАЙД 7
Задачи урока: выяснить, какие нравственные качества проявились у В. Дубровского.
Что повлияло на их формирование.
- Какие эпизоды из романа помогут нам решить задачу урока?
ІV. План урока СЛАЙД 8
Жизнь Владимира в Петербурге
Приезд Владимира в Кистенёвку
Владимир в Кистенёвской роще
Введение Троекурова во владение
V. Проверка д/з:
Прежде чем говорить о Владимире Дубровском, вспомним, каким увидели в романе его отца Андрея Гавриловича Дубровского? (сообщение уч-ся)
Вывод: А.Г. Был порядочным человеком, гордым, честным, независимым, прямо высказывал своё мнение, с уважением относился к дворне, хорошим отцом, любящим мужем.
VІ. Анализ 3-5 глав романа
Дома вы прочитали 3,4,5 главы романа
6.1. Расскажите о жизни Владимира В Петербурге (сообщение уч-ся)
Вывод: Живя в Петербурге, Владимир Дубровский позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Но в то же время он был нежным и любящим сыном. Он очень боялся потерять отца. Узнав о его болезни, он сразу же отправляется в деревню.
Запись в тетради: сострадание, милосердие, ответственность
6.2. Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку.
Выразительное чтение отрывка «Приезд в Кистенёвку», стр.105
- Какие чувства испытывает он? Зачитать ( с состраданием неописанным)
- Почему Пушкин использует этот эпитет? ( чтобы передать состояние героя)
- Какое качество мы можем добавит в нашу запись? (любовь к родному дому)
- Как встретили в Кистеневке Владимира Дубровского? Зачитать
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Почему так радовались крепостные, ведь они не видели Владимира 12 лет? (Крепостные любили А.Г., потому любили и его сына. Они видели в нём защитника, спасителя)
Физкультминутка: Учащиеся встают, передавая сборник произведений Пушкина, называют слова, имеющие отношение к роману
6.3. Продолжим наблюдение. Мы знаем: Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Обратимся к 5 главе
6.3 Самостоятельная работа
Работа по группам. Анализ эпизода.
- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще" , стр.110-111 СЛАЙД 9
1 группа – Что происходит с человеком? Подчеркнуть с/с, предложения, которые описывают
состояние Владимира. Какие средства художественной выразительности использует автор?
(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.)
2 группа - Что происходит с природой? Подчеркнуть с/с, предложения, которые описывают
состояние природы. Какие средства художественной выразительности использует автор?
(Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.
выразительное чтение эпизода.
Первая группа зачитывает
- Каково душевное состояние Владимира? ( подавлен, так как не видит будущего)
Вторая группа зачитывает
- С помощью каких средств художественной выразительности автору удалось описать состояние природы?
- Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой? ( ручеёк одинок и Вл. Один, деревья, полуобнажённые осенью и на душе у Владимира пусто, листья уносит ручей неизвестно куда и будущее Владимира непонятно)
ВЫВОД: Природа отражает душевное состояние героя. То, что происходит в душе Дубровского, подобно тому, что происходит в природе.
Учитель: А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты.
- Как автор относится к своему герою? ( любит своего героя, сочувствует ему.)
6.4 В подавленном состоянии Владимир возвращается в Кистеневку, где встречает судейских чиновников, приехавших «вводить во владение» Троекурова.
- Давайте посмотрим отрывок из фильма режиссёра Ивановского «Дубровский» -
Обратить внимание на игру актёров, костюмы.
Как ведет себя Владимир? Сравните его со старшим Дубровским на суде.
Как они относятся к присяжным?
Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, обещает просить милости у государя, с презрением смотрит на Шабашкина.
Какие качества запишем? (ненависть к богатству и знатному роду, честность, благородство)
VІІ. Прослушивание арии из оперы Эдуарда Направника в исполнении Анатолия Соловьяненко
По роману Пушкина сняты фильмы, написаны оперы, песни. Послушайте арию Дубровского
Удалось ли композитору передать душевное состояние Дубровского? (в голосе звучит грусть, разочаро-вание, обида)
VІІІ. Вернёмся к эпиграфу.
Почему именно слова Ницше я взяла в качестве эпиграфа?
Чем Владимир Дубровский очень похож на своего отца?
Дети зачитывают записи в тетрадях.
Выставление оценок
ІХ. Рефлексия: карточки с нравственными ценностями: выбрать то качество, которое ты хотел бы в себе развить.
ХІ. Домашнее задание.
Перечитать 6 – 10 главы, озаглавить.
Индивидуальные задания «внутренний монолог»
Выразительное чтение начала 6 главы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение романа А.С.Пушкина "Дубровский" (система уроков)
Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев, понять мотивы их поступ...
Изучение романа А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.
Роман А. С. Пушкина «Дубровский» — первое крупное эпическое произведение в курсе VI класса. Путь читателя к писателю, который ученики проделают в процессе анализа романа, окажется плодотворным ли...
Инсценировка по отрывку из романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Интерес школьников к произведениям А. С. Пушкина неиссякаем. Для сценического воплощения прозаического произведения мне показался любопытным опыт создания мини-пьес по мотивам рассказов русского...
Технология проблемного обучения. "Жанровые особенности романа А. С. Пушкина "Дубровский" ".
Тип урока: комбинированный.Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология проблемного обучения...
Фасилитаторская деятельность учителя при организации уроков по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский» (часть 1)
Предлагаемая статья - опыт по организации работы с учащимися при изучении романа А.С. Пушкина "Дубровский"...
Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"
Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к р...