Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к разгадке художественных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubrovskiy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА:
Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа
А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»
(Владимир Дубровский в кабинете отца)
в 6 классе.
Урок проблемного анализа
литературного текста .
Цели и задачи урока:
- обучение медленному вдумчивому чтению;
- развитие образного мышления;
- определение различия литературы и кино, понимание возможности и предела каждого из этих искусств;
- воспитание сопереживания, любви к чтению художественной литературы, интереса к поисковой работе по художественному тексту.
Оборудование урока:
- портрет А.С. Пушкина;
- наглядная мысль:
«Порывы человеческих чувств и власть обстоятельств, воплощенные в романе «Дубровский» А.С. Пушкина».
- рабочие листы для каждого ученика, художественный текст эпизода.
Вступительное слово учителя:
В нашей сегодняшней жизни огромную роль играет кино. Когда зритель смотрит фильм, он наблюдает за чувствами героев, живет их проблемами. Так и книга открывает читателю удивительный мир души человека, заставляя его смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, думать и набираться жизненного опыта. Читая книгу, мы можем, благодаря воображению, увидеть, будто на экране, бурю страстей, переживаемых людьми. И это влияние книги и кино на душу очень ценно, потому что развивает в нас умение СОПЕРЕЖИВАТЬ, то есть жить вместе с героем.
Определение задач урока перед школьниками:
Сегодня на уроке мы напишем киносценарий эпизода 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский». Для этого мы возьмем эпизод, изображающий героя в родном доме, в кабинете отца незадолго до пожара. Это очень важный эпизод для понимания мотивов, которые побудили Владимира к пожару.
- Трудно ли по-вашему решиться сыну сжечь дом своего детства?
- Для того, чтобы это совершить, нужно сделать выбор?
- А может, нужно что-то пережить?
- Итак, разберемся в правилах киносценария. Задача сценариста – донести до зрителя настроение героя так, чтобы каждый понял, что движет людьми? Поэтому в кино огромную роль играет смена планов.
- Что такое план? ( Это то же, что и картина, на которой мы рассмотрим что-то крупно и объемно, отчетливо, а что-то послужит фоном).
Смена планов: (запись на доске)
Общий
Средний
Крупный
- Почему и когда используется крупный план?
- Какова роль среднего и общего планов?
- Определим границы эпизода, подумаем над тем, что соединит нашу мысль с идеей, заложенной в романе автором. Перед вами рабочий материал для записи плана киносценария.
- В чем состоит горе Владимира Дубровского в данный момент?
Кадр | Место действия | Художественные детали | Смена плана | Звук |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Кабинет отца | …удалился в комнату отца своего… … все кончено… портрет его матери …страшные мысли рождались… печальные размышления … письма моей жены. Владимир зачитался , погрузился в мир семейного счастья. Стенные часы пробили одиннадцать. Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел… | общий средний крупный крупный средний крупный средний крупный крупный | тишина голос героя волнующая музыка тревожная музыка тишина, треск свечи, шорох бумаги волнующая музыка нежная музыка бой часов волнующая музыка |
- Учитель направляет творческую деятельность учащихся при помощи наводящих вопросов, заостряет внимание учеников на важных деталях.
В итоге перед школьниками выстраивается цепочка из сильных порывов души героя, которые завладевают его умом:
Портрет (любовь, нежность сына)
письма (любовь, детские мечты)
часы (ход времени, отсчет, решительность, твердость)
свеча (уверенность в своих действиях)
огонь
фонарь Архипа
дом в огне
- Так, какую роль играет данный эпизод для понимания описываемых в романе событий?
Заключительное слово учителя:
Составляя киносценарий, стало заметно, что наше читательское впечатление сохранилось и даже усилилось, потому что еще ярче представилась нам трагедия молодого человека, потерявшего все, что было дорого ему, что поддерживало, наполняло душу любовью. Стало ясно, что Дубровский задумал пожар не сразу, а пришел к этому под влиянием чувств. Картина горящего дома как будто отражает нам страсти, кипевшие в сердце героя. Яркий свет, красный дым, искры, огненная метель, угли – это пожар чувств молодого человека.
Домашнее задание:
составить киносценарий по эпизоду «Француз и медведь»
пересказ эпизода от лица Дубровского
пересказ эпизода от третьего лица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме
Конспект урока литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский Тема: "Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме"...
Изучение романа А.С.Пушкина "Дубровский" (система уроков)
Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев, понять мотивы их поступ...
Разработка урока по литературе Тема: Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Разработка позволит учителю сделать итоговый урок работы над романом А.С. Пушкина "Дубровский" ярким и запоминающимся! Разнообразные формы работы с учебным материалом позволят учащимс...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
Открытый урок в 6 классе на тему "Составление программ для Черепашки в среде программирования «ЛогоМиры»"
Цели урока:Образовательные: 1. Обеспечить закрепление учащимися понятия «программа».2. Создать условия для усвоения учащимися последовательности составления программ при моделировании движения.Развива...
Интегрированный урок по математике и литературе в 6 классе по теме :"Делимость чисел с использованием текста романа А.С. Пушкина "Дубровский"".
Интегрированный урок по математике и литературе в 6 классе...
Урок по литературе в 6 классе «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Цели урока:1 выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.2 закрепить содержание рома...