Методическая разработка урока по литературе.
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Насыбуллина Гульназ Вагисовна

Пояснение:  Рассказ М.Булгакова "Морфий" не включён в школьную программу. Но уже несколько лет в 11-м классе (иногда в 10-м) изучение творчества М.Булгакова я начинаю именно с этого произведения. Во - первых, рассказ имеет воспитательное значение:  никого из ребят не оставляет равнодушным, на этом уроке они работают особенно активно. Здесь я полностью согласна со словами С.Л.Штильмана :"Куда эффективнее вместо душеспасительных "плановых" бесед о вреде наркотиков прочесть ребятам эту пронзительную исповедь человека, который был на волосок от гибели и оставил нам свой рассказ -предупреждение". Во-вторых, рассказ используется для составления литературного аргумента (подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку, С1) по проблеме наркомании и других вредных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_bulgakovu.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Влияние наркотических средств на человека. (По рассказу  М.Булгакова "Морфий".)

Цели урока: 1) показать, к каким последствиям может привести употребление наркотических средств; развивать умения и навыки анализа прозаических произведений;

2) сформулировать литературный аргумент к заданию С1 (русский язык) по проблеме зависимости человека от вредных пристрастий.

Методические приёмы: аналитическая беседа; анализ текста.

Оборудование: портрет М.Булгакова-врача, рассказ "Морфий",видеофильм по рассказу "Морфий", эпиграф на доске, газетные вырезки.

Предварительное домашнее задание: прочитать рассказ Булгакова "Морфий", подготовить газетные статьи об употреблении людьми наркотиков, алкоголя или увлечении азартными играми.

Ход урока:

1.Слово учителя:

 -знакомство с темой и целью урока.

- знакомство с эпиграфом к уроку: "Будьте осторожны с белыми...кристаллами. Я слишком им доверился, и они меня погубили".

Ребята, в качестве эпиграфа я взяла слова героя рассказа, доктора Полякова.  Эти слова - предупреждение всем людям, особенно молодому поколению, то есть вам. М. Булгаков по профессии врач, впоследствии стал писателем.Ребята, единственный ли это случай в русской литературе? (Ученики вспоминают А.П.Чехова). Также медицинское образование имел писатель В.В.Вересаев, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая жизнь.

2.Сообщение ученика о годах учёбы М.Булгакова  на медицинском факультете Киевского университета и службы в земской больнице села Никольского Смоленской губернии, об автобиографической повести "Записки юного врача".

3. Беседа по рассказу "Морфий":

Учитель: Ребята, каковы ваши впечатления от рассказа, о чём вы подумали в первую минуту после прочтения, что вас поразило,"зацепило" в этом произведении? (Ответы учеников ).

Учитель:  Ребята , скажите , по какой причине доктор Поляков впервые принял морфий?( Ученики зачитывают отрывок из текста:"Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка...Анна Кирилловна ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий".)

Учитель: В этом употреблении действительно была необходимость?  (Обсуждение. Ученики приходят к выводу, что необходимости, скорее всего, не было, так как он врач и мог помочь себе иначе).

Учитель: Ребята, вы подготовили дома статьи из газет. Скажите, по каким  ещё причинам человек впервые может употребить наркотики, алкоголь ,никотин? (Ученики называют разные причины:  из любопытства (только один раз),захотелось новых ощущений, за компанию (быть своим), многих материально обеспеченных "подсаживают" и т.д.)

Учитель: Ребята, почему и как Поляков во второй раз обратился к морфию? Сейчас тоже была необходимость? (Ученики зачитывают отрывок:"Вечером пришла боль, но не сильная, как тень вчерашней боли, где-то за грудной костью. Опасаясь возврата вчерашнего припадка, я сам себе вспрыснул в бедро один сантиграмм".)

Учитель: Ребята, докажите, что эта незначительная боль была косвенной причиной вторичного употребления морфия. (Ученики зачитывают ответ на данный вопрос:"После укола (первого) впервые за последние месяцы спал глубоко и хорошо - без мыслей о моей, обманувшей меня".)

Учитель: Ребята, а окружающие заметили изменения в Полякове, произошедшие после первого укола? (Ученики:"Анна Кирилловна   сказала, что впервые  за всё время видит меня нехмурым").

Учитель: Ребята, значит, уже после первого приёма наркотического средства может возникнуть зависимость. Рассмотрим, через какие этапы проходит Поляков? (Эту работу можно дать в качестве предварительного домашнего задания, чтобы сэкономить время на уроке). Ученики работают с текстом, составляют  и записывают цитатную "цепочку", которая показывает изменения в поведении и в действиях человека, употребляющего наркотики. Примерный результат работы:

-"...начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются".

-"...обнаружил в себе неприятную способность злиться и , главное, кричать на людей, когда я не прав".

-"...поставлю себе за правило: вечером с людьми не сталкиваться"(могут выдать зрачки).

-"...я в лечебнице украл морфий...В шкафу торчал ключ. Ну, а если бы его не было?...Взломал бы шкаф".

-"...люди мне ненавистны во время воздержания. Я их боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество".

-"...я не умею стерильно готовить растворы...раза три вспрыскивал некипячёным шприцем, очень спешил."

-"Тоскливое состояние! ...Смерть - сухая, медленная смерть..."

(Обсуждение каждого звена "цепочки").

Учитель: Ребята, обратитесь к своим статьям. Какие изменения происходят с героями ваших статей? Есть ли что-то общее с поведением литературного героя? (Обсуждение, выводы).

4. Просмотр отрывка из фильма по рассказу Булгакова.(Обсуждение отрывка).

5.Продолжение анализа рассказа.

Учитель: Ребята, почему доктор Поляков не смог справиться с наркотической зависимостью?(Ученики говорят о том, что это болезнь, человека надо лечить, ему надо помогать, сам человек не должен отказываться от помощи ).

Учитель: Обратитесь к своим статьям, есть ли случаи самостоятельного избавления от зависимости?(Обсуждение, ученики зачитывают фрагменты подготовленных статей).

Учитель: Ребята, как поступали люди, окружавшие Полякова? Помогали ли они ему избавиться от влияния наркотиков? Всё ли делали правильно? (Обсуждение. Например, Анна Кирилловна всё время верит Полякову, идёт у него на поводу. Психиатр в лечебнице, куда обратился за помощью Поляков, отпускает его, не завершив курс лечения. Ученики зачитывают фрагменты:"Ведь он - психиатр и должен понимать, что я не всегда владею собой. Я болен. Что ж презирать меня?")

Учитель: Ребята, а в ваших случаях, как поступали близкие люди?(Обсуждение. Ученики чаще всего говорят о том, что зависимость - это болезнь, которую надо лечить; не делать тех ошибок, которые совершили герои рассказа).

6. Работа над литературным аргументом (С1):

Учитель: Сегодня мы должны сформулировать литературный аргумент к конкретной проблеме- проблеме зависимости человека от наркотиков. (Обсуждение).

Примерная формулировка аргумента: Рассказ М.Булгакова "Морфий" звучит предупреждением для всех людей. Пронзительная исповедь врача, который увлёкся морфием, никого не может оставить равнодушным. В рассказе показаны все этапы, через которые проходит человек, зависимый от наркотиков. Прекратить их употребление самостоятельно он не может, принимать помощь людей отказывается. Это страшная болезнь, которую, если уж заболел, нужно лечить в самом начале, применяя все способы.

7. Итоги урока.

Учитель: Ребята, почему не стоит увлекаться такими вредными вещами, как наркотики, алкоголь и т.д.? Обоснуйте свой ответ. (Обсуждение по рассказу).

Заключительное слово учителя: Кроме всего, у вас сегодня очень много возможностей. Вы можете прожить   жизнь, полную интересными и полезными увлечениями. Это учёба (даже в разных странах), интересная работа (многообразие выбора), занятия спортом (построено очень много объектов не только в городах, но и в сельской местности)и т.д. Здоровый человек - свободный человек. Согласны? Поэтому, если  вы вдруг захотите попробовать что-то (наркотики, алкоголь...), подумайте, к каким последствиям это может привести. Ваша жизнь в ваших руках.

8. Домашнее задание.

Письменно на выбор: 1) Сформулировать аргумент по проблеме, опираясь на жизненный опыт (для С1).

2) Мои размышления после прочтения рассказа М.Булгакова "Морфий".

Список использованной литературы:

1. М.А Булгаков: Рассказы. Повести. Издательство "Дрофа",Москва.2002 (в сборник включены и  литературно-критические статьи о творчестве М.Булгакова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...