Рабочая программа по литературе 9 класс, УМК В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2010 год. Рабочая программа предусматривает обучение в объеме 103 часов (3 ч. в неделю в течение учебного года), в том числе 11 ч. – уроки развития речи (сочинения по изученным произведениям, анализ эпизода прозаического произведения, анализ лирического произведения), 5 ч. – внеклассного чтения, 2 ч. – итоговые контрольные работы. Является логическим продолжением линии освоения филологических дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9_klass.doc | 404.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Закон об образовании ЯНАО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год);
- Примерная программа основного общего образования по литературе;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2010 год. Рабочая программа предусматривает обучение в объеме 103 часов (3 ч. в неделю в течение учебного года), в том числе 11 ч. – уроки развития речи (сочинения по изученным произведениям, анализ эпизода прозаического произведения, анализ лирического произведения), 5 ч. – внеклассного чтения, 2 ч. – итоговые контрольные работы. Является логическим продолжением линии освоения филологических дисциплин.
Общая характеристика курса
В 9 классе изучение литературы строится на основе подведения итогов работы за предыдущие годы, расширения сведений о биографии писателя. Происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д. Программа 9 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, объединенные одной проблемой – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Целью прохождения настоящего курса является:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Используемый УМК
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Литература: 9 класс. В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин – М.: Просвещение, 2011
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева. Поурочные разработки по литературе - М.: «Вако», 2010
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
- Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
- Содержание изученных произведений;
- Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
- Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
уметь:
- Воспроизводить содержание литературного произведения;
- Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
- Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
- Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;
- Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
- Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- Выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
- Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
- Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
- Написать сочинение на заданную тему.
- устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по базовому уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, письменные домашние задания, творческие работы, работы с элементами исследования.
Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Виды домашних заданий:
Словарная работа
Различные виды пересказа
Устные и письменные сочинения
Конспектирование текста
Подготовка докладов, сообщений, рефератов
Творческие работы
Выполнение презентаций.
Самостоятельная работа с литературой при подготовке к урокам
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при проверке домашнего задания.
Тематическое распределение количества часов.
Содержание | Кол-во плановых часов | Уроки развития речи |
Введение. | 1 | |
Литература Древней Руси | 5 | 2 |
Русская литература ХVIII века | 9 | |
Из русской литературы I половины ХIХ века | 3 |
|
А.С.Грибоедов «Горе от ума» | 5 | 2 |
Творчество А.С.Пушкина | 16 | 2 |
Творчество М.Ю.Лермонтова | 9 | |
Творчество Н.В.Гоголя | 3 | 1 |
Русская литература второй половины ХIХ века | 6 | 1 |
Русская литература ХХ века. Проза | 10 | 1 |
Русская литература ХХ века. Поэзия | 14 | 1 |
Из зарубежной литературы | 6 | 1 |
Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2 | |
Резервные уроки | 2 | |
Итого | 91 | 11 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата, сроки | Раздел, тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание |
1. | Введение. | 1 | Вводный урок | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание | Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»? | |
Литература Древней Руси (5+2ч) | |||||||
2. | Литература Древней Руси. | 1 | Комбинированный урок | Самобытный характер древнерусской литературы. | Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Уметь характеризовать данный период развития литературы. | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План. | |
3. | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Русская история в «Слове...». | Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. Уметь проводить сопоставительный анализ. | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия | |
4. | Система образов «Слова…». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности языка и жанра произведения | Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. | |
5. | Образ русской земли в «Слове…» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные идеи произведения | Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. | Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора? | |
6. | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка «Слова...». | Знать: понятие образ автора, лирическое отступление. | Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. Тестирование | |
7. | РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» | 1 | Комбинированный урок | Совершенствование умений анализировать эпизод произведения. | Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения. Уметь комментировать и анализировать эпизод. | Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины. | |
8. | РР Подготовка к домашнему сочинению по Слову…» | 1 | Комбинированный урок | Знать текст произведения, его художественные особенности. Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая и превращая в связный текст. | Сочинение | ||
Русская литература ХVIII века ( 9ч ) | |||||||
9. | Характеристика русской литературы ХVIII века | 1 | Комбинированный урок | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма. (Обучение конспектированию.) | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. | |
10. | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | 1 | Комбинированный урок | Вклад Ломоносова в науку, литературу, развитие русского литературного языка России. | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. | Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему? | |
11. | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях, в оде «На день восшествия…». | 1 | Комбиниро- ванный урок | Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова. | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. | Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | |
12. | Вн.чт. Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. | 1 | Комбинированный урок | Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти. | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа? | |
13. | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Тема поэта и поэзии. | Знать, какую роль отводит пэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | |
14. | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Главы «Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть». Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. | Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? | |
15. | А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Обличительный пафос произведения. | Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей. | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. | |
16-17 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Сентиментализм как литературное направление | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. | Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм. | |
18. | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Понятие о сентиментализме. Новые черты русской литературы. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. | Анализируют стихотворение «Осень». Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? Тестирование | |
Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч) | |||||||
19. | Золотой век русской литературы. | 1 | Урок обобщения и систематиза- ции знаний | Общая характеристика русской литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия. Проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? | |
20. | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. | 1 | Обзорный урок | «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения | Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. | Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах? | |
21. | В.А.Жуковский. «Светлана». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности жанра баллады. Нравственный выбор героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. | Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» | |
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2ч) | |||||||
22. | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». | 1 | Комбиниро- внный урок | Первые страницы комедии. | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». | |
23. | «К вам Александр Андреич Чацкий». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | Знать особенности комедии как жанра, | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). | |
24. | «Век нынешний и век минувший». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализ 2 действия комедии | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. | Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев? | |
25. | «Можно ль против всех!» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализ 3 действия | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. | |
26. | «Не образумлюсь, виноват…» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализ 4 действия | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым? | |
27. | И.А.Гончаров «Мильон терзаний». | 1 | Комбинированный урок | Работа с критической литературой | Знать основные положения статьи. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект) | |
28. | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибондова «Горе от ума». | 1 | Уроки развития речи | Написание сочинения | Знать содержание комедии составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Сочинение | |
А.С.Пушкин ( 16+2ч ) | |||||||
29. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин») | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта. | Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? | |
30. | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | 1 | Урок закрепления знаний | Понятия мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений. | Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | |
31. | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Свобода как философский, нравственный и социальный идеал Пушкина Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар» | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. | Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы? Одно из стихотворений – наизусть. | |
32 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «19 октября» и др. | Знать адресаты пушкинской дружеской лирики, историю создания стихотворений. | Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика? Одно из стихотворений – наизусть. | |
33. | Любовная лирика А.С.Пушкина | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я Вас любил…», «Сожженное письмо» и др. | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» Одно из стихотворений – наизусть. | |
34. | Тема поэта и поэзии | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | «Я памятник…», «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. | Ответы на вопросы, в том числе и проблемные. Тестирование | |
35. | РР Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | 1 | Урок развития речи | Анализ стихотворения по предложенному плану | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный | Самостоятельный анализ стихотворения по предложенному плану | |
36 | Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестовые задания: «Методические рекомендации…» | Знать содержание произведений. Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос | Контрольная работа | |
37 | Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма. | 1 | Урок внеклассного чтения | Особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | Характеристика героев, комментарий текста. | |
38. | «Собранье пестрых глав». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | Ответы на вопросы | |
39. | Онегин и столичное дворянское общество | 1 | Комбиниро-ванный урок | Характеристика столичного дворянства | Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек». Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном | Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство. | |
40. | 10.12 | Онегин и поместное дворянское общество | 1 | Комбиниро- ванный урок | Характеристика поместного дворянства | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе | Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. |
41 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Трагические итоги жизненного пути героев | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Ответы на проблемные вопросы | |
42. | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | Комбиниро- ванный урок | Авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г.Белинским. | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. | |
43. | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | 1 | Комбиниро- ванный урок | Анализ двух писем | Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев. Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям. | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. | |
44. | «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». | 1 | Комбиниро- ванный урок | Образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценка роли лирических отступлений в понимании смысла романа; идеи, размышления автора в лирических отступлениях | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение. | |
45. | Вн.чт. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | Урок внеклассного чтения | Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема. | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам | |
46. | РР Подготовка к сочинению по роману. | 1 | Урок развития речи | Составление плана сочинения | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.. | Д/р сочинение | |
М.Ю.Лермонтов ( 9ч) | |||||||
47. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы | |
48. | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова | 1 | Комбиниро- ванный урок | «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам. | Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» | |
49. | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | Комбиниро- ванный урок | . «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | Знать тексты стихотворений, адресатов любовной лирики. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. Тестирование | |
50. | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | Комбиниро- ванный урок | «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста | Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником. | |
51. | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | |
52. | Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | Комбиниро- ванный урок | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | Знать текст главы «Бэла», «Максим Максимыч» . Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. | |
53. | 21.01 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Печорин в системе образов романа. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Знать содержание «Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. |
54. | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы. | Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. | Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. | |
55. | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестовые задания: уровни А, В, С | Знать текст произведения, его особенности. Уметь применять данные знания на практике | Контрольная работа | |
Н.В.Гоголь ( 3+1 ч) | |||||||
56. | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное. | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю» | |
57. | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | |
58. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Эволюция образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. | Характеристика города и героев литературного произведения. | |
59. | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | Урок развития речи | Составление плана сочинения | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо. | Домашнее сочинение | |
Русская литература второй половины ХIХ века – первой половины XX века ( 11+1ч ) | |||||||
60. | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев. | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. | |
60-61. | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. | |
62. | Вн. чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». | 1 | Урок внеклассного чтения | Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | |
63. | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | «Тоска», «Смерть чиновника». | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».. | Анализ рассказов: монологические ответы. | |
64. | РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений). | 1 | Урок развития речи | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение | Сочинение | ||
65. | Вн.чт Поэзия второй половины ХIХ века. | 1 | Урок внеклассного чтения | Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения | Анализ поэтических произведений Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | |
66. | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Основные исторические события, разнообразие жанров как отличительная черта русской литературы 20 века. | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления.. | |
67-68. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи». Уметь анализировать произведение | Анализ рассказа: монологические ответы. | |
69-70. | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | |
Русская литература ХХ века. Поэзия ( 14+1 ч ) | |||||||
72. | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Урок изучения новых знаний (лекция) | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале Уметь конспектировать лекцию | Конспект лекции | ||
73. | 11.03 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | 1 | Комбиниро- ванный урок | «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, как хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. | Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. |
74. | РР Трагедия лирического героя в «страшном мире». | 1 | Урок развития речи | . | Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., воеобразие лирических интонаций | Анализ стихотворений. | |
75-76. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. | 2 | Комбиниро- ванный урок | «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Тестирование | |
77. | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. | |
78-79. | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. | 2 | Комбиниро- ванный урок | . «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. | |
80. | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Тема гармонии с природой, любви и смерти. | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |
81-82. | А.А.Ахматова. Слово о поэте. | 2 | Комбиниро- ванный урок | Трагические интонации в любовной лирике Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |
83. | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | Комбиниро- ванный урок | «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во все мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |
84-85. | А.Т.Твардовский Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. | 2 | Комбиниро- ванный урок | «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |
86. | Контрольная работа по русской лирике ХХ века. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тест | Знать материал по русской лирике 20 века. Уметь применять этот материал на практике. | Контрольная работа | |
Русская литература второй половины XX века. Проза (5+1) | |||||||
87-88. | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Анализ рассказа: монологические ответы. Тестирование | |
89. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа | Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | |
90 | «Матренин двор» Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи | Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. | Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения7 | ||
91. | Контрольная работа | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тест | Знать материал по произведениям второй половины 19 и 20 века. Уметь применять данный материал на практике. | Контрольная работа | |
92. | РР Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Знать проблематику и идейное содержание произведений | Сочинение | |
Из зарубежной литературы ( 6ч) | |||||||
93. | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. | Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; содержание и идейный смысл оды Горация. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения; сопоставлять произведения, выявлять авторскую позицию на назначение поэта и поэзии. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. | |
94. | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Множественность смыслов и её философский характер. | Знать о множественности смыслов «Божественной комедии». Уметь выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы. | Ответы на вопросы | |
95-96. | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Гуманизм общечеловеческое значение героев. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира. Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох | Ответы на вопросы | |
97-98. | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы. | Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы. | Ответы на вопросы | |
99. | Итоговое занятие по курсу 9 класса. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выявление уровня литературного развития учащихся. | Знать материал курса литературы за 9 класс. Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения. | Ответы на вопросы (по уровням). Тестирование | |
100 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполнения тестовой работы | Знать материал курса литературы за 9 класс. Уметь применять знания в практической деятельности | Контрольная работа | |
101-102 | Резервные уроки | 2 |
Содержание программы
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Перечень учебно-методического обеспечения
Дополнительная литература для учащихся:
- Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2009.
- Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Дополнительная литература для учителя:
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2009
- Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2009.
- Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2009.
- Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
- Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2009.
- Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:Эскимо, 2008
Образовательные электронные ресурсы:
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mapryal.org/ Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...