Р. Рождественский - поэт и гражданин.
классный час (литература) по теме
Открытое занятие кружка "Искусство слова", проведенное в рамках недели гуманитарных наук. Предназначено для студентов 1 курса НПО/СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое заседание кружка
«Р. Рождественский – поэт и гражданин»
Цель: познакомить студентов с творчеством Р.Рождественского.
Задачи мероприятия:
- Образовательные:
- познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта.
2. Развивающие:
-развивать интерес к поэзии, литературе, навыки выразительного чтения и выступления перед публикой, пересказа, совершенствовать устную и письменную речь.
3. Воспитывающие:
- способствовать воспитанию любви к литературе, музыке, уважению к русскому слову, развитию общих интересов.
Оборудование мероприятия:
-мультимедийный проектор и экран;
-доска
Оформление мероприятия:
1) портрет Р Рождественского;
2) стенгазета;
3) цитаты о поэте;
4) выставка сборников поэта.
Ход мероприятия:
I. Оргмомент.
II. Звучит песня «Мгновение» на стихи Р. Рождественского. из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»
Слово преподавателя:
Р. Рождественский – один из выдающихся поэтов 20 века. Он начал публиковаться в сталинское время и вместе со своими товарищами – А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко – приобрёл наибольшую популярность и признание у читателей конца 50-х – начала 60-х гг. Но и в наши дни имя Р.Рождественского как автора лирических и гражданских стихотворений широко известно. На занятии вы узнаете об основных этапах жизни и творчества поэта, в конце занятия будет проведена викторина, вопросы которой мы запишем в тетрадь. (Вопросы на экране.)
Первый ведущий: Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 192 г. в небольшом селе на Алтае. Детство поэта совпало с Великой Отечественной войной. После ухода родителей на фронт некоторое время жил с бабушкой, а потом был определён в детский дом в Москве. Воспоминания о предвоенных годах долго питали творчество поэта.
Слово предоставляется Поэту. Он в строгом чёрном костюме.
Поэт:
Родился я в селе Косиха
Дождливым летом.
На Алтае.
А за селом синело поле
И пахло ливнем переспелым…
Нет!
Я родился много позже.
Потом.
В июне.
В сорок первом.
И жёсткий голос Левитана
был колыбельной моею.
Меня война в себя впитала.
Я - сын её.
Я полон ею.
Второй ведущий: Интерес к поэзии возник у Р. Рождественского ещё в детские годы. Первое стихотворение он написал в июле 1941 года, девятилетним мальчиком. Называлось оно «С винтовкой мой папа уходит в поход». Это же стихотворение было опубликовано первым. В 1961 году Р. Рождественский становится студентом Литературного нститута имени М. Горького.
Первый ведущий: Молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров. Он познакомился с Е. Евтушенко, учившимся курсом старше, с Р. Гамзатовым, Г. Баклановым, Ч. Айтматовым, подружился с В. Соколовым…
Второй ведущий: Стихи Р. Рождественского стали появляться на страницах журнала «Огонёк». Но настоящий успех принесла ему поэма «Моя любовь», опубликованная в первом номере журнала «Октябрь» за 1955 г. Она оказалась созвучной времени, настроениям молодёжной среды и привлекла общественное внимании. С огромным интересом читала студенческая молодёжь первую поэму Р. Рождественского. Поэт по – маяковски атаковал мещанство. Он боролся за свою любовь, за право человека на возвышенную мечту.
Первый ведущий: Любовная лирика занимает в творчестве Р. Рождественского значительное место. Путь к любимой для поэта непрост – то поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья. «Всё начинается с любви» - программное стихотворение поэта. Так назван один из его сборников, вышедших в 1977 г.
Звучит песня на стихотворение Р. Рождественского «Сладка ягода»
из кинофильма «Любовь земная». (Музыка Е. Птичкина.)
На экране – фотографии из семейного альбома, запечатлевшие
Р. Рождественского с женой и дочерьми.
Звучат стихи:
Слово преподавателя: (читает стихотворение «Зимняя любовь»)
Слишком холодно на дворе,
Зря любовь пришла в декабре.
У любви зимой
короткий век.
Тихо падает
на землю
снег.
Снег на улицах,
снег в лесах,
и в словах твоих,
и в глазах.
У любви зимой
короткий век.
Тихо падает
на землю
снег.
Вот прощаешься ты со мной…
Слышу голос я ледяной.
У любви зимой
короткий век.
Тихо падает
на землю снег.
Клятвы зимние холодны.
Долго буду я ждать весны.
У любви зимой
короткий век.
Тихо падает
на землю
снег.
Первый чтец: (читает стихотворение «Всё начинается с любви»).
Твердят:
«В начале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!
До каждого пласта, до каждого слоя памяти можно дотронуться, и тогда он с готовностью затрепещет, ответит щемящее, отзовётся, будет звучать долго-долго…
Звучит песня «за того парня» в исполнении Л. Лещенко.
Затем – «Реквием» Д.Б. Кабалевского (Оп. 72)
Второй чтец:
Слушайте
Это мы говорим.
Мёртвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте!
Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы говорим.
Мёртвые.
Стучимся в ваши сердца…
Не пугайтесь!
Однажды
Мы вас потревожим во сне.
Над полями
свои голоса
пронесём в тишине.
Первый чтец:
Мы забыли,
как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли,
Какой она стала земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет река?
И летят облака над нами?
Без нас.
Продолжается жизнь.
И опять начинается день.
Продолжается жизнь.
Приближается время дождей.
Нарастающий ветер колышет
большие хлеба.
Это – наша судьба.
Это- общая наша судьба…
Второй чтец:
Помните!
Через века,
Через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придёт никогда,-
помните!
Не плачьте
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!
Первый чтец:
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
помните!
Какою ценой
завоёвано счастье,-
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт,-
помните!
О тех,
кто уже никогда не споёт, -
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
…
К мерцающим звёздам
ведя корабли, -
помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли!
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Все чтецы:
Мечту пронесите
через года
И жизнью
наполните!..
Но о тех, кто
уже не придёт никогда,-
заклинаю,-
помните!
Чтецы уходят под замолкающие звуки «Реквиема» Д. Кабалевского.
Первый ведущий: Для поэзии Р.Рождественского конца 80-х – начала 90-х гг. характерна душевная открытость, часто воплощаемая в жанре письма, обращения к другу, придающая его поэзии теплоту, нежность и печаль. Особенно заметен лиризм душевной печали в стихах 90-х гг., к которым Рождественского побуждали тяжёлая болезнь, предощущение конца, своего рода подведение жизненных итогов былой веры, былых ориентиров, заблуждений, идеалов.
Второй ведущий: Вспоминая о друге, Е. Евтушенко писал: «У него было несоответствие его грустных глаз с его маршевыми, бодрыми песнями и стихами… Он был где – то внутри невесёлый человек. У него какая – то боль жила нерассказанная. И он её из себя не выпускал в стихах слишком долго. А потом она начала выходить наружу, эта боль. И тогда получились прекрасные стихи. Он слишком боялся обнаружить эту боль».
Первый ведущий: Поэт Юлиан Панич так оценил роль Рождественского: «Роберт практически выговорил и выдохнул всё, что касается нашего поколения. Ну, в моём понимании. Роберт ушёл из нас одним из первых. Очень тонко почувствовав этим своим всегда невысказанным существом, что время кончилось. Он и озвучил наш уход. И его непритязательная строчка: «» Пусть в летящих вагонах останется и наше тепло», - очень точно определяет самое затаённое, с чем уходит наше поколение…»
Слово предоставляется Поэту.
(Читает стихи.)
Поэт:
Помогите мне, стихи!
Так случилось почему-то:
на душе
темно и смутно.
Помогите мне, стихи.
Слышать больно.
Думать больно.
В этот день и в этот час
я - не верующий в Бога-
помощи прошу у вас.
Помогите мне, стихи
в это самоё мгновенье
выдержать,
не впасть в неверье.
Помогите мне, стихи.
Вы не уходите прочь,
помогите, заклинаю!
Чем?
Я и сам не знаю,
чем вы можете помочь.
Разделите эту боль,
научите с ней расстаться,
Помогите мне остаться
до конца
самим собой.
выплыть,
Встать на берегу,
снова голос обретая.
Помогите…
И тогда я
сам кому-то помогу.
Второй ведущий: Поэт А. вознесенский был другом Р. Рождественского. В своих воспоминаниях он донёс до нас красоту духовного облика Р. Рождественского: «Вот что его отличало от всех нас: он был человек искренний, чистый, полный доброты. Это самой главное в нём было. И в нём было чувство идеала… Он был из цельного куска человек, он принадлежал идее, верил в неё, за ней шёл…
Я рад, что сейчас в Переделкино существует улица имени Р. Рождественского, что есть памятник Окуджаве. Надо напомнить людям, что такое поэзия».
Слово преподавателя:
А теперь предоставим слово нашим чтецам, которые прочитают понравившиеся стихотворения Р.Рождественского.
(Звучат стихи.)
Слово преподавателя:
На стихи Р. Рождественского написано очень много песен, которые вы несомненно слышали. Сейчас я предлагаю вам послушать некоторые из них – «Эхо любви» в исполнении А. Герман, «Билет в детство» - Э. Пьехи, «Мы совпали с тобой» - И. Николаева.
Слово преподавателя:
В заключение нашего занятия мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом удивительном поэте, что вы запомнили о нём. Поэтому я предлагаю ответить на вопросы викторины. (Студенты пишут ответы на листочках.)
Литература:
1. Рождественский Р. Стихотворения.- М.: Эксмо, 2006.
2. Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко. – Минск. – М.: Полифакт, 1995.
Аудиозаписи:
1. Герман А. «Эхо любви».
2. Кабалевский Д. «Реквием».
3. Лещенко Л. «За того парня».
4. Кобзон. И. «Мгновение».
5. Пьеха Э. «Билет в детство».
6. Толкунова В. «Сладка ягода».
7. Николаев И. «Мы совпали с тобой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе, истории и музыке "Подвиг поэта и гражданина".
Материал представляет собой конспект интегрированного урока, раскрывающего идейно-тематическое своеобразие поэзии К.Рылеева....
устный журнал «М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин»
«Людям настоящего часа великую помощь...
"Я не поэт, а гражданин..." Урок, посвящённый жизни и творчеству К.Ф.Рылеева
В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, учатся анализировать стихотворные тексты на примере произведений поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-1048200-1574776881.jpg)
Блок-урок: 1. Н.А.Некрасов – поэт мести и печали. 2: Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомить учащихся с личностью Н.А.Некрасова; с основными темами и идеями лирики Н.А.Некрасова, с произведениями «В дороге», «Огородник», «Забытая ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-221206-1440699965.jpg)
Урок литературы в 9 классе с презентацией "К.Ф.Рылеев - поэт и гражданин"
Материал урока позволит учащимся познакомиться с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, поможет понять многогранность личности поэта. Урок составлен с учётом максимального привлечения учащихся к исследоват...
ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР «М.Ю. ЛЕРМОНТОВ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ, ОФИЦЕР, ГРАЖДАНИН"
Звучит музыка.Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!Сегодня мы будем говорить о великом поэте России, преемнике А.С.Пушкина, Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Если бы он не погиб так рано.... Лермонтов не ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1380695-1643082069.jpg)
Урок памяти «Поэт. Учитель. Гражданин»
Урок памяти «Поэт. Учитель. Гражданин»,посвященный первому директору нашей школы Дудареву И.К....