устный журнал «М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин»
материал (8 класс) на тему
«Людям настоящего часа великую помощь
оказывают идеалы – путеводные звезды,
которые блестят перед ними; великую
помощь оказывают им гиганты прошлого.
Высоко подняв факелы, они как исполинские
маяки, освещают перед нами путь горением
своего сердца и сиянием своей мысли»
А.В.Луначарский
19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого М.В.Ломоносова. Могла ли школа, учителя химии остаться в стороне от этой великой даты? Конечно, нет. Серьезный недостаток нашей школы: практически нет времени для изучения и знакомства с жизнью великих людей. Мы изучаем теории, законы, применяем правила, гипотезы, именные реакции отечественных и зарубежных ученых. А за всем этим стоит конкретный ученый, и прежде всего конкретный человек с его плюсами и минусами. И если мы хотим, чтобы наше молодое поколение, наши ученики нашли и определили правильное направление в будущем, поняли место нашей страны в нынешнем чрезвычайно сложном времени, необходимо вглядываться в события прошлого, знать собственную историю. Жизнь большинства ученых – это пример для молодежи, как надо жить, работать, любить свою родину, свой народ. Среди русских ученых это, прежде всего Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, М.В.Ломоносов и многие другие.
Прежде всего, привлекает исполинская фигура первого русского ученого, страстного патриота, просветителя М.В.Ломоносова.
В день его рождения мы (Пачганова Н.М. и Тимошенко Л.В.) провели для учащихся восьмых классов устный журнал «М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин». Сценарий такого журнала мы предлагаем вам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudyam_nastoyashchego_chasa_velikuyu_pomoshch.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник» А.С.Пушкин.
Эти слова, сказанные великим русским поэтом, относятся к М.В.Ломоносову. Он первый русский ученый-энциклопедист. В историю науки и культуры Ломоносов вошел как великий гражданин своего отечества, как отец русской литературы и науки, как реформатор.
19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова. И сегодня, свой устный журнал мы посвящаем этой великой дате. Открываем первую страницу.
Архангельская губерния – родина М.В.Ломоносова
Ученица: М.В.Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии (ныне село Ломоносово). Деревня находилась на одном из девяти островов в дельте Северной Двины, против Холмогор. Всего несколько домов, засыпанных снегом… Деревянные прялки, светец для лучины… Долгими зимними вечерами при свете лучины в таких избушках просиживали талантливые резчики по кости и перламутру… Богат талантами русский Север. Сильные и выносливые люди живут здесь.
Ученик: Родился Ломоносов в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Когда Ломоносову исполнилось девять лет, умерла его мать. Отец женился на Усковой Феодоре Михайловне, дочери крестьянина соседской Ухтостровской волости. Но вскоре она умирает. И отец женится в третий раз – на вдове Ирине Семеновне Корельской. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Ученица: Главным источником благосостояния семьи был морской промысел. Уже с 10 лет Ломоносов помогал отцу. Они отправлялись на промысел ранней весной, а возвращались поздней осенью. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.
Ученик: Свой путь в большую науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Местный дьяк Семен Никитич Сабельников обучил мальчика читать и писать. Односельчанин Дудин познакомил с «Грамматикой» М.Смотрицкого, «Арифметикой» Л.Магницкого и «Стихотворной Псалтыря» Симеона Полоцкого.
Но жизнь Ломоносова в родном доме стала невыносимой. Участились ссоры с мачехой. Ее особенно бесила страсть мальчика к книгам. Ломоносов принял твердое решение – оставить родной дом и отправиться учиться.
Учитель: Перевернем страницу журнала.
Годы учебы (Москва, Петербург, Марбург)
Ученица: Земляки помогли Ломоносову получить паспорт. В декабре 1730 года очередной караван с рыбой отправлялся в Москву.
Ночью, когда все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп. Накануне он занял у соседа Фомы Шубного три рубля и выпросил полукафтанье. Ломоносов захватил с собой «Грамматику» Смотрицкого, «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков идти с ними. Ломоносов знал, что только в трех городах России – Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Он остановился на Москве. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где никого не знал.
Ученик: В Москве он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Жить и учиться было очень трудно. «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба, и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил пять лет и наук не оставил» - писал позднее Ломоносов. Пришлось терпеть ему и постоянные насмешки малолетних школяров и монахов: «Смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыни учиться», - вспоминает ученый. Но страстная тяга к учебе помогает вынести все эти невзгоды.
Ученица: В 1735 году Ломоносов как один из лучших учеников был отправлен в Петербургскую академию наук. Здесь он обучался латыни, немецкому языку, физике, математике, географии, риторике, истории и танцам.
Ученик: России нужны были специалисты в области металлургии и горного дела. Трех студентов: Дмитрия Виноградова, Густава Ульриха и Михаила Ломоносова (самых способных) отправили в Германию в Марбург.
Ученица: Три года учебы у известного естествоиспытателя и философа Христиана Вольфа значительно расширили круг знаний Ломоносова. Вскоре они переехали в другой германский город Фрейберг. После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й.Ф.Генкелю. Преподавать Генкель начал с минералогии и металлургии. Преподавание строилось на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождались объяснениями производственных процессов.
Ученик: Гордостью Генкеля были лаборатории. В то время большинство учебных заведений не имели их. Не было химических лабораторий и в России. По возвращению домой, Ломоносов упорно добывался постройки химической лаборатории при Академии наук. Генкель не поддерживал в учениках энтузиазма исследователей. Это очень не нравилось Ломоносову. Тяжелые условия жизни, мелочная опека, постоянная слежка за перепиской тяготили Ломоносова, который уже имел собственное мировоззрение. Накапливалась неприязнь учителя и ученика друг к другу. В начале мая 1740 года Ломоносов покидает Фрайбург. Но возвратиться на Родину он не смог.
Учитель: Давайте приоткроем еще одну страничку.
«Личная жизнь и семья М.В.Ломоносова»
Ученица: Он снова вернулся в Марбург. Здесь он женился на Елизавете Цильх, дочери хозяйки дома, где он проживал. От этого брака у Ломоносова родилась дочь, получившая при крещении имя Екатерина-Елизавета. Через два года у супругов родился сын Иван, который через год умер. Первая дочь тоже прожила недолго, всего 4 года. После смерти дочери, уже в Петербурге, у них родилась вторая дочь Елена. Сыновей больше у Ломоносовых не было, линия рода, которую он представлял, пресеклась.
Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. У них родился сын Алексей и три дочери: Софья, Екатерина и Анна. Софья Алексеевна – жена Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.
«Он все испытал и все проник»
Учитель: Уже знакомыми словами А.С.Пушкина мы открываем четвертую страничку нашего устного журнала.
Ученица: Пять лет Ломоносов отсутствовал на Родине. В Петербург он возвратился в 1741 году. Началась его многогранная и чрезвычайно интенсивная научная деятельность. В Петербургской Академии наук. В 1742 году он был назначен адъюнктом Академии, а в 1745 – профессором химии.
Ученик: В то время в русской Академии наук господствовали немцы, которые во главе с И.Д.Шумихером – правителем Академической канцелярии, препятствовали работам русских ученых и делали все, чтобы они не занимали руководящие посты. Ломоносов, как истинный патриот, выступил против засилья иноземцев в Академии. За это он был подвергнут домашнему аресту на несколько месяцев. Но даже и тогда он продолжает работать и заниматься разными науками.
Учитель: Представители многих наук считают Ломоносова своим ученым.
Астроном: Я твердо утверждаю, что Ломоносов М.В. был астрономом. Он навсегда утвердил свое имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере, он сконструировал однозеркальный телескоп и ночезрительную трубку для видения в темноте. Он также автор малого Грегорианского телескопа, которым ученый пользовался для точного определения долгот в море. Он создал в России школу научной прикладной оптики.
Метеоролог: Да, он был и метеорологом тоже. Ломоносов первым предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы. Им разработан летательный аппарат «Аэродинамической машины». При помощи крыльев, приводимых в движение заводной часовой пружиной, аппарат мог подниматься в верхние слои атмосферы. Это первый прототип вертолета для метеостанций.
Риторик: А я считаю М.В.Ломоносова риториком. В 1743 году он написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Его основной труд по риторике – «Риторика». Она стала первой в России хрестоматией мировой культуры. Данное пособие было первым общедоступным руководством по красноречию.
Лингвист: А я хочу напомнить вам два высказывания Ломоносова о русском языке:
- «Языка нашего небесна красота…»
- «В нем великолепие испанского, живость фламандского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского».
М.В.Ломоносов автор «Российской грамматики», которая выдержала 14 изданий и не потеряла своего значения и в наши дни. Поэтому, мы вправе его считать лингвистом.
Металлург: Посмотрите, вот обложка его знаменитой книги «Первые обоснования металлургии и рудных дел». Не зря прошла его учеба за рубежом. Сколько поколений отечественных металлургов учились по этой книге.
Демограф: Минуточку! Не меньшей известностью пользовалось вышедшее в 1761 году сочинение «О размножении и сохранении народа российского» Он большое внимание уделял борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению.
Географ: Однако прошу вас не забывать, что с 1758 года официально Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, где готовили русских картографов и геодезистов. Ломоносов руководил работой по созданию географического атласа, восстановил глобус после пожара.
Поэт: Разрешите мне. Послушайте, какие великолепные поэтические строки принадлежат перу Ломоносова.
«… Отрада вся, когда о лете я пишу;
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
И радость в одном мечтании ищу…»
Или еще:
«Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою…»
Многие строки Ломоносова стали крылатыми.
«Науки юношей питают
Отраду старым подают»
или
«Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна».
Физик: А я считаю Ломоносова истинным физиком. Общеизвестна его рукопись «Теория электричества», где он описал известные в то время электрические явления, опираясь на строение вещества в свете корпускулярной теории. Он принял участие в разработке электростатической машины, при помощи которой пытался определить сущность природы электричества и сделал важное для того времени открытие – электрические заряды в атмосфере существуют и в отсутствие грозовых явлений. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, существующие до него.
Историк: Ломоносова М.В. можно считать и историком. Основной труд по истории «Древняя Российская история». Он сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Ломоносов составил «Краткий Российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме изложил все основные события русской истории с 862 по 1725 годы. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей.
Педагог: Ломоносов и отличный педагог. Впервые в России разработал педагогическую теорию, основой которой явилось материалистическое мировоззрение. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику русского языка. Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине. Ломоносов был сторонником классно-урочной системы, был за домашние задания и экзамены. Значительную роль в процессе обучения отводил практике, опытам, отмечая практическое значение знаний. Русский язык ценил очнь высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.
Художник: Перед вами великолепное панно «Полтавская баталия» и портрет Петра I – реликвия высокой художественной культуры XVIII века, один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра. Эти произведения, изготовленные из кусков неправильной формы колотой смальты – разноцветных окрашенных стекол. Это так называемые мозаичные картины. Первая его работа образ Божьей матери в два фута высотой и полтора шириной. А вот панно «Покорение Азова в 1696 году» ему не удалось завершить из-за болезни. На Васильевском острове в специальной пристройке к его дому открывается мастерская для набора мозаичных картин. М.В.Ломоносов – первый в России человек, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Да, поистине, это великолепный и величайший художник.
Химик: 6 сентября 1751 года на публичном собрании Академии наук Ломоносов произнес свое знаменитое «Слово о пользе химии». Всем знакомы его пророческие слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». А закон сохранения массы и энергии веществ? Его знает любой школьник, изучающий химию. А атомно-молекулярное учение? Да и сам Ломоносов, когда речь заходила о его профессии, не задумываясь, отвечал: «химик». До Ломоносова химию считали не наукой, а лишь «химическим искусством». Ломоносов утверждал, что химия, точная наука, полноправная сестра математики и физики. В истории этой науки открывается страница, на которой, золотом написано имя – М.В.Ломоносов. Ломоносов создал первую научную и учебную химическую лабораторию в России. Работы, выполненные в ней, заложили камни в фундамент развития отечественной химии. Поэтому, естественно, как и сам ученый, мы считаем его химиком.
Учитель: М.В.Ломоносов сумел объять в своем творчестве все главные области знаний, и трудно сказать, в какой области он проявил себя больше. Сам ученый, словно подтверждая цельность своей натуры и понимание глубины взаимосвязи всех направлений и областей знания, весьма лаконично излагает свои мысли на этот счет:
«Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как и физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству».
Ученица: Через все творчество ученого красной нитью проходит мысль о неразрывной связи теории и практики. Поэтому Ломоносов так настойчиво требовал создания в России своего университета. Он прекрасно понимал, что для этого необходимо выращивать людей науки в России. В 1755 году в Москве, наконец, был открыт первый русский университет, который в настоящее время носит имя великого Ломоносова.
Учитель: Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Юноши с особенным пониманием и с особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величайший образ».
Личность Ломоносова, его патриотический подвиг, бескорыстное служение народу; титанические усилия, направленные на развитие производительных сил страны, на развитие русской науки – все это делает его родным и близким и для нашего времени.
Ученица: Прожил Ломоносов всего лишь 54 года. В 1765 году в апреле его не стало. Похоронен великий ученый в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. В конце жизни он был избран почетным членом Стокгольмской и Боменской академии наук.
Учитель: Горячий и неутомимый борец за честь русского народа, Ломоносов входит в нашу эпоху как почетный и желанный современник, как наша национальная надежда.
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, наши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
(М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»)
Закрыта последняя страничка нашего журнала.
Ребята! Мы с вами должны гордиться, что наша русская Земля дала миру таких великих ученых, гигантов-энциклопедистов – Д.И.Менделеева и М.В.Ломоносова. Много общего можно найти в их судьбах, трудовой и научной деятельности. За одно мероприятие невозможно все рассказать, вы должны знать больше о нем. Много литературы есть о Ломоносове, ее вы найдете на нашем стенде.
Спасибо всем, кто сегодня участвовал на страницах нашего журнала.
В заключение послушайте стихотворение, написанное в 1840 году Н.А.Некрасовым, посвященное великому гениальному сыну земли русской – М.В.Ломоносову.
Трудов немало перенес я:
Нередко даже голодал,
С людьми боролся и с судьбою,
Дороги сам себе искал.
Сам шел всегда без руководства,
Век делал то, что честь велит,
И не имел хоть благородства,
А благородней был других…
Зато достиг своих желаний,
Учиться дали средства мне –
Я быстро шел путем познаний
И на хорошем был счету…
И вот я шел да шел, трудился,
Свой долг усердно исполнял
И этим кой-чего добился:
Теперь я тоже дворянин!
Но это все еще ничтожно,
Совсем не этим я горжусь
Такое титло всем возможно.
Горжусь я тем, что первый я
Певец Российского Парнаса,
Что для бессмертья я тружусь…
Горжуся тем, что сын крестьянский…
Известен я царице стал
И от нее почтен вниманьем
И ей известен как пиит.
Горжуся тем, что сердце Россов
Умел я пеньем восхитить,
Что сын крестьянской Ломоносов
По смерти даже будет жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа на тему:"М.В.Ломоносов художник, ученый, поэт"
1. М.В. Ломоносов как величайший ученый2. М.В. Ломоносов как поэт3. М.В. Ломоносов как выдающийся художник4. Слово о Ломоносове ( цитаты )5. М.В. Ломоносов о науке и языке...
Устный журнал "Истинно народный поэт"
Внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству Михаила Васильевича Исаковского....
Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).
Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...
М.В. ЛОМОНОСОВ — выдающийся ученый, поэт и просветитель
Цель проекта:Создать Виртуальный музей Дома-усадьбы М.В. ЛомоносоваПоказать историческую обстановку того времени, в которое он жил и работалЗадачи проекта:углубить знания о жизни и деятельности М.В. Л...
Устный журнал "Ломоносов - великий сын России"
Показать роль М.В. Ломоносова в становлении русской науки.Выделить разносторонние направления научной деятельности М.В. Ломоносова.Показать актуальность Ломоносовских открытий, воспитание интереса к н...
Конспект урока по литературе для 6 класса на тему «М. В. Ломоносов – великий ученый и поэт»
Урок изучения нового материала по литературе в 6 классе на тему "М. В. Ломоносов "знак бессмертия себе воздвигнул" (образ ученого в произведениях разных видов искусства)". Цель дан...