Урок памяти «Поэт. Учитель. Гражданин»
методическая разработка по краеведению

Ступак Галина Александровна

Урок памяти «Поэт. Учитель. Гражданин»,

посвященный первому директору нашей школы  Дудареву И.К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dudarev_2.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок памяти «Поэт. Учитель. Гражданин»,

посвященный первому директору нашей школы  Дудареву И.К.

Цель: Сохранение памяти о выдающемся человеке нашей школы, поселка.

Задачи:

- воспитывать  бережное отношение к историческому и культурному наследию малой родины;

- формировать интерес к изучению истории родного края:

- развивать творческие способности учащихся.

Оформление:

Сцена оформлена в виде класса: парты стоят клином, школьная доска, учительский стол, глобус, указка. Экран, проектор. На экране демонстрируется презентация о жизни и деятельности Ивана Константиновича.

Титульный слайд с его портретом и эпиграфом: «Сущность человеческого бытия заключается не в том, чтобы жить, а в том,  ради чего жить.» Федор Достоевский.

Ход мероприятия:

Звучит песня о Родине.Выходят ведущие.

Ведущий 1

- У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные…

 Мы Родиной зовем.

-Для Ивана Константиновича Дударева Черепановская земля стала родной с того самого времени, как его 6-летнего мальчишку привезли из Алтая, где он родился, в город Черепаново.

Ведущий 2

- 9 лет нет с нами этого замечательного человека, проработавшего 50 лет  в школе учителем географии, первого директора нашей школы, общественного деятеля Черепановского района, талантливого поэта, человека с огромным профессиональным и жизненным опытом, высотой моральных принципов. Человека чье имя носит наша школа.

Ведущий 1

 – 26 ноября, Ивану Константиновичу  Дудареву исполнилось бы 90 лет, и наша встреча посвящена  этой дате. Сейчас прозвенит звонок на урок памяти  Ивана Константиновича Дударева.

Звенит звонок, выходят чтецы - ученики и рассаживаются за парты.

Ведущий 2

 –В школе Ваня учился хорошо, интересовался историей, географией, биологией, много читал: фантастику, художественную литературу, исторические романы, но больше всего он любил приключения. Ваня был общительным мальчиком: дорожил дружбой, мог в любую минуту прийти на помощь другу. Товарищи уважали и ценили его за ум. Он часто рассказывал своим друзьям увлекательные истории, которые с удовольствием его слушали.

Звучит музыка и на фоне музыки продолжает:

У Лермонтова ему нравились стихотворения и романы о Кавказе. В ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРОЧИТАЛ « Хаджи  Мурата», в 13 – «Героя нашего времени». В Кавказе мальчика привлекала прекрасная природа, окрыляющая воображение, народ, его самобытность, любовь к свободе, внешняя красота, способствовала размышлению на философские темы:

«…Жалкий человек, чего он хочет?

Неба ясного, под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно враждует он- зачем?»

1 ведущий

-Отлично закончив среднюю школу и за особые успехи в учебе получив медаль, Иван поступает в Новосибирский педагогический институт на  географический факультет и в 1948 году заканчивает его с отличием ( красным дипломом). После окончания института Иван Константинович работает сначала в Карасевской школе, Ново – Локтевской, а затем в Пятилетской. Школе он отдал всю свою жизнь, проработав учителем 50 лет из них 20  - в  Пятилетской. Поэтому именно Пятилетской школе и ее учителям Иван Константинович посвятил множество прекрасных стихотворений.

Еремчук Варвара - стихотворение « Пятилетская школа»

Еремчук Роман – «Ведут дети разговор»

2 Ведущий

- В 10 лет Иван Константинович  написал свое первое стихотворение о природе. В дальнейшем им было написано множество  стихотворений и статей для школьных стенгазет, которые были посвящены школе, учителям, родному краю, проблемам всей страны. За весь долголетний творческий  труд их накопилось очень много. Невозможно выделить самое лучшее стихотворение, у каждого своя ценность и привлекательность.

Ведущий 1

-У Ивана Константиновича есть стихотворение, посвященное русскому языку. « Я убежден ,- говорил он,- что слово – это своего рода искусство, нечто прекрасное, то, чем мы владеем каждый день , хотя и не всегда способны оценить и насладиться им .

 Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто хочет и умеет ценить прекрасное, находить его в незатейливых простых вещах, кто способен тонко мыслить, чувствовать, переживать и верить , что язык – это наше богатство, вещь не подвластная времени.

 стихотворение « Русский язык»

Ведущий 2

- Ивана Константиновича, как человека неравнодушного ко всему происходящему в мире, волновала судьба молодого поколения. « Знания – это сила, которая делает человека нужным родной стране и всему человечеству  - говорил он. Человек наделенный знаниями, непобедим. Труд – источник всех богатств. Только благодаря ему человек создает все материальные и духовные ценности. Я желаю нашей молодежи овладеть глубокими знаниями и умением упорно  и эффективно трудиться на благо своего родного края, Родины, всего мира»

Ведущий 1

-Иван Константинович  любил Сибирь. По его мнению ничто не может сравниться с сибирской природой, с ее сосновыми лесами, бескрайними полями, лютыми морозами. «Научиться чувствовать, понимать, любить и оберегать природу, ее красоту и величие способно каждое доброе сердце. Счастлив лишь тот, кто живет в душевном общении с природой; кто осознал, что природа и мы- единое целое. Убивая природу, мы уничтожаем свою душу. Природа – наш храм, духовный целитель, источник наших сил, среда нашей жизни – говорил Иван Константинович . Поэтому в его  творчестве особая роль отведена природе.

Красавин Данил - « На полях метель метет»

Прейс Анастасия - «Гроза»

Юнусова Наргиз - «Морозные узоры»

Гольцверт Елизавета - «Приход зимы»

Глушкова Олеся - «Пуховой сненой пеленою»

Ведущий 2

- Иван Константинович написал много стихотворений, посвященных Черепановскому району и родному поселку Пятилетка, где он прожил большую часть своей жизни. В них он рассказывает о своей любви к родному краю, восхищается  людьми, живущими в нем, размышляет о своей жизни, о прожитых  годах. Он был убежден, что каждый человек в жизни должен сделать все, что в его силах, для развития малой родины.

Гришкова Дарья - «Черепановский район»

Бутин Алексей - «Село»

Бутина Регина - «Бор Калиновского»

 Ведущий 1

-Еще одна важная тема  проходит красной нитью  в творчестве Ивана Константиновича – это Великая Отечественная война. Он всегда с уважением отзывался о ветеранах войны, находил время для встреч с ними, посвящал им стихи ,писал о них статьи в газету.

Ступак Татьяна - «Розы на снегу»

Ведущий 1:

Наш земляк – композитор Бондаренко сочинил музыку на стихотворение «Бессмертный караул». Эту песню вы сейчас услышите в исполнении мужской вокальной группы

Звучит песня - «Бессмертный караул»

Ведущий 2

- Даже находясь на заслуженном отдыхе, Иван Константинович активно занимался  общественной  деятельностью. Он руководил советом ветеранов поселка Пятилетка, активно участвовал в выборах в качестве наблюдателя. Не забывал о школе: посещал уроки, рассказывал детям об истории нашего района и села, выступал с речами на митингах и праздниках, писал статьи в районную газету.

Ведущий 1

- « Сущность человеческого бытия заключается не в том, чтобы жить, а в том, ради чего жить.». –эти слова  великого  русского  писателя Достоевского  были девизом  жизни И.К.

Гольцверт Елизавета - стихотворение «Время увядания пришло»

Звенит звонок с урока. Дети уходят со сцены.

 Ведущий 2

-На нашу встречу мы пригласили людей, хорошо знавших Ивана Константиновича.

Выступление гостей

Ведущий 2 – Наша встреча подошла к концу. До свидания.

Литература: Дударев И.К. Розы на снегу.

Архивные материалы школьного музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...

Интегрированный урок по литературе, истории и музыке "Подвиг поэта и гражданина".

Материал представляет собой конспект интегрированного урока, раскрывающего идейно-тематическое своеобразие поэзии К.Рылеева....

"Я не поэт, а гражданин..." Урок, посвящённый жизни и творчеству К.Ф.Рылеева

В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, учатся анализировать стихотворные тексты на примере произведений поэта....

Кубанёв Василий Михайлович. Гражданин, поэт, учитель.

Материал о поэте Курской области, рано ушедшем в годы войны...

Блок-урок: 1. Н.А.Некрасов – поэт мести и печали. 2: Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомить учащихся с личностью Н.А.Некрасова; с основными темами и идеями лирики Н.А.Некрасова, с произведениями «В дороге», «Огородник», «Забытая ...

Урок литературы в 9 классе с презентацией "К.Ф.Рылеев - поэт и гражданин"

Материал урока позволит учащимся познакомиться с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, поможет понять многогранность личности поэта. Урок составлен с учётом максимального привлечения учащихся к исследоват...

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...