"Я не поэт, а гражданин..." Урок, посвящённый жизни и творчеству К.Ф.Рылеева
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

 В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, учатся анализировать стихотворные тексты на примере произведений поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_ne_poet_a_grazhdanin.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Я не поэт, а гражданин…»

Урок, посвящённый жизни и творчеству

Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795 – 1826 г.г.)

Цель: раскрытие понятия революционного романтизма на примере гражданской лирики   Рылеева; обучение анализу поэтического текста; воспитание гражданской позиции на примере жизни К.Рылеева.

                                                                                         Заплатимте тому презрением

                                                                                                                           холодным,

                                                                                           Кто хладен может быть

                                                                                                  к страданиям народным.

Старайтесь разгадать цель

                       жизни человека,

 Постичь дух времени

                   и назначенье века.

                   Кондратий Рылеев

                                                     Ход урока

Учитель. Ранний час 13 июля 1826 года. Едва забрезжил дождливый рассвет, Петербург стал просыпаться, Группы людей встали на Троицком мосту, на узком берегу у крепости. Чьи-то тёмные тени качались в яликах на Неве, Люди видели, как с Адмиралтейской стороны привезли виселицу на нескольких ломовых извозчиках. Войска уже стояли на местах дугою.

Пятерых вывели на казнь. Кандалы, надетые ещё ночью, мешали двигаться. Они увидели сумеречный рассвет и самое страшное – виселицу…

Их заставили надеть длинные белые рубахи с нагрудниками, на которых было написано «Цареубийца». Палач натянул колпаки на лица, надел петли. Забили барабаны, «как для гонения сквозь строй». Для двоих прервался бой барабанов. Трое, упав на помост, услышали его снова.

Свидетели запомнили, как кто-то в окровавленном колпаке, поднимаясь, крикнул:

- Обрадуйте вашего государя, что его желание исполняется, вы видите, мы умираем в мучениях…

«Операция была повторена и на этот раз свершилась удачно»,- доносил начальник кронверка.

 Одним из казнённых был Кондратий Фёдорович Рылеев. Чем же он так был страшен властям, какую опасность таил в себе этот человек?

1-й ученик. Рылеев родился в семье отставного подполковника, происходившего из старинного дворянского рода. В шесть лет он, в сущности, стал сиротой при живых отце и матери. В шесть лет его отдали в Первый кадетский корпус, м можно только поражаться, как без любви и дружества в пучине армейской муштры этот человек сформировался в поэта, героя и вождя. Архивы сохранили нам письма юного кадета к отцу – жестокому, скупому холодному человеку.

«Дражайший родитель! Вот уже почти три года, как не имею я от вас никаких известий. Много писал писем, но не получал на иные ни одного ответа…»

И ещё строчки – из письма к матери, три года спустя:

«О дражайшая матушка! Неужели Бог не слышит те ежедневные, пламенные моления, сопровождаемые током слёз, которые я ежедневно воссылаю к нему! Вы пишете, дражайшая матушка, что не имеется у вас денег, дабы выкупить последнюю фамильную драгоценность, сыновнее сокровище – ваш портрет! Не присылайте лучше ко мне ни копейки, я, право, не нуждаюсь в деньгах, ей-богу, не нуждаюсь, постарайтесь только выручить портрет!..»

2-й ученик. Рылеев провёл в корпусе более двенадцати лет, и каждый день из этих лет Рылеева и ему подобных готовили к верноподданной офицерской службе во имя царя – отечество называлось вторым.

В 1812 году Рылееву семнадцать лет. Само время растило прапорщика Рылеева. В составе конно-артиллерийской бригады он два года (с 1814 г.) провёл за границей.

«Мои лета и некоторый успех в науках, - пишет он отцу, - дают мне право требовать чин офицера артиллерии, чин, пленяющий молодых людей до безумия, и который мне также лестен, но ни чем другим, как только тем, что буду иметь я счастье приобщиться к числу защитников своего отечества, царя и алтарей земли нашей…»

Но уже в 1818 году Рылеев пишет в письме матери: «Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастью, не могу им быть…»

На пятом году службы Рылеев подал в отставку, Это решение полностью поддержала его невеста Наталья Михайловна Тевяшова, с которой он встретился в воронежской глуши. Женившись, Рылеев осенью 1819 года переехал к матери в Батово.

3-й ученик. Семьдесят с небольшим вёрст отделяют Батово от Петербурга. Наезжая в Петербург, Рылеев Познакомился с Дельвигом, Глинкой, Булгариным, Пушкиным. Он продолжает занятия литературой, сочинение стихов. В 1820 году петербургское общество было потрясено предерзостной выходкой прапорщика Рылеева, напечатавшего в «Невском зрителе» стихотворение «К временщику». Прототип был настолько узнаваем, что все ожидали наказания смелого поэта. Аракчеев, действительно, подал в суд, но, когда его попросили указать, какие именно строки он принимает на свой счёт, вельможа предпочёл отмолчаться.                                 Перед чтением стихотворения «К временщику» задание классу:

-Обратите внимание на средства художественной выразительности, используемые поэтом для достижения цели. Что делает прообраз «временщика» узнаваемым? Почему автор выбирает жанр сатиры?

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником, затем -  беседа с классом.

После столь яркой заявки Рылеев привлекает к себе внимание читающей публики, Этому способствовало также совместное с Бестужевым издание альманаха «Полярная звезда», в котором публиковались и сами составители, и басни Крылова, и стихи Пушкина, Вяземского, Баратынского, Жуковского, Дельвига. Несмотря на широкий круг авторов, разнообразие жанров, их объединяло главное – мотив любви к родине и борьбы за её свободу.

В это же время происходит знакомство Рылеева с Пущиным, который и принял его в тайное общество будущих декабристов. Рылеев стал активнейшим участником тайного общества, одним из его руководителей.

Лучше всего, полнее о поэте говорят его стихи.

На партах у ребят – карточки со стихами Рылеева и вопросами к ним. Работа организована по творческим группам (одна карточка на две парты). Ученики читают стихотворения, обсуждают коллективно ответы на вопросы, затем, по мере готовности, отвечают.

                       Жестокой

Смотри, о Делия, как вянет сей цветочек,

       С какой свирепостью со стебелька                                      Сколько частей

               Вслед за листочком рвёт листочек                               в стихотворении?

               Суровой осени рука!                                                                                                       

Ах! скоро, скоро он красы своей лишится,                                

       Не станет более благоухать;                                                 

              Последний скоро лист свалится,                                     Каков принцип

              Зефир не будет с ним играть.                                          его построения?

Угрюмый Аквилон нагонит тучи мрачны,                                  Какое впечатление

       В уныние природу приведёт,                                                 остаётся после

              Оденет снегом долы злачны,-                                         прочтения?

              Твой взор и стебля не найдёт…

Так точно, Делия, дни жизни скоротечной                                 Над чем заставляет

      Умчит Сатурн завистливый и злой                                         задуматься?

              И блага юности беспечной

              Ссечёт губительной косой…

Всё изменяется под дланью Крона хладной:

      Остынет младости кипящей кровь;

              Но скука жизни безотрадной

              Под старость к злу родит любовь!

Тогда, жестокая, познаешь, как ужасно

Любовью тщетною в душе пылать

И на очах не пламень страстный,

Но хлад презрения встречать.

(1821)

Давно мне сердце говорило:

Пора, младый певец, пора,

Оставив шумный град Петра,                               Ваши впечатления после прочтения?

Лететь к своей подруге милой,                            

Чтоб оживить и дух унылый,                                Какое создаётся настроение?

И смутный сон младой души                              

На лоне неги и свободы,                                        Как вы поняли, о чём стихотворение?

И расцветающей природы

Прогнать с заботами в тиши.                                Лирический герой – какой он?

Настал желанный час – и с тройкой

Извозчик ухарский предстал,

Залился колокольчик звонкой –

И юный друг твой поскакал…

Едва заставу Петрограда

Певец унылый миновал,

Как разлилась в душе отрада,

И я дышать свободней стал,

Как будто вырвался из ада…

20 июня 1821

       К N N        

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить,                                      Можно ли назвать это стихотворение

Хотела ты покой целебный                                       элегией?

В взволнованную душу влить.

Твоё отрадное участье,                                              Каким вы увидели лирического

Твоё вниманье, милый друг,                                     героя?

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг.

Я не хочу любви твоей,                                             Что главное для него в жизни?

Я не могу её присвоить;

Я отвечать не в силах ей,

 Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда

Одних прекрасных ощущений,

Ты бурных чувств моих чужда,

Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –

Я не знаком с сим чувством нежным

И оскорбителям моим

Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,

Движеньями души владею;

Не христианин и не раб,

Прощать обид я  не умею.

Мне не любовь твоя нужна,

Занятья нужны мне иные:

Отрадна мне одна война,

Одни тревоги боевые.

Любовь никак нейдёт на ум:

Увы! моя отчизна страждет, -

Душа в волненьи тяжких дум

Теперь одной свободы жаждет.

1824 или 1825

                   А.П.Ермолову

              Наперсник Марса и Паллады!

Надежда сограждан, России верный сын,                        Каким вам представляется тот,

Ермолов! Поспеши спасать сынов Эллады,                     кому адресовано стихотворение?

             Ты, гений северных дружин!

             Узрев тебя, любимец славы,                                 Почему так узнаваем генерал

             По манию твоей руки,                                           Ермолов, хотя имени его

С врагами лютыми, как вихрь, на бой кровавый             в стихотворении нет?

                  Помчатся грозные полки –

И, цепи сбросивши панического страха,                           Какими средствами создаёт

                  Как Феникс молодой,                                        Рылеев образ генерала?

             Воскреснет Греция из праха

И с древней доблестью ударит за тобой!..

Уже в отечестве потомков Фемистокла

Повсюду подняты свободы знамена,

Геройской кровию земля промокла

И трупами врагов удобрена!

Проснулися вздремавшие перуны,

             Отвсюду храбрые текут!

Теки ж, теки и ты, о витязь юный,

Тебя все ратники, тебя победы ждут…

Весна 1821

                     Стансы

              (К А. Б(естуже)ву)

Не сбылись, мой друг, пророчества

Пылкой юности моей:                                                     О чём это стихотворение?

Горький жребий одиночества                                                 

Мне суждён в кругу людей.                                            Что печалит героя?

Слишком рано мрак таинственный

Опыт грозный разогнал,

Слишком рано, друг единственный,

Я сердца людей узнал.

Страшно дней не ведать радостных,

Быть чужим среди своих,

Но ужасней истин тягостных

Быть сосудом с дней младых.

С тяжкой грустью, с чёрной думою

Я с тех пор один брожу

И могилою угрюмою

Мир печальный нахожу.

Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, суетный, людей,

А встречаешь трупы хладные

Иль бессмысленных детей…

1824

              Я ль буду в роковое время

              Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

              Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

       И изнывать кипящею душой

              Под тяжким игом самовластья.                              Каков образ автора

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,                           в стихотворении?

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы                                   Кому адресовано

За угнетенную свободу человека.                                        стихотворение?

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

               На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

        Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

       В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

1824

После анализа стихотворений – вывод.

Есть стихотворения агитационные, прокламации. Но когда поэт оказывается во власти высоких чувств, то и его стихи приобретают большую лиричность, наполняются переживаниями героя: тоской, грустью. Заслуга Рылеева в том, что он создал индивидуальный, лиричный образ поэта-гражданина, человека способного переживать все «бедствия своей отчизны», всю мировую несправедливость как личное своё страдание и стремящегося бороться с несправедливостью до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)

Конспект урока, на котором рассматривается  жизнь и творчество писателей, эмигрировавших  после революции 1917 года....

Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина

Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....

Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя

Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя, позволяет  раскрыть уникальность личности писателя и заинтересовать обучающихся его творчеством...

Общешкольный речевой праздник "Сказки его жизни", посвящённый жизни и творчеству Х. К Андерсена.

Сценарий общешкольного речевого праздника представляет собой обширный материал:   в нём представлены  все значительные произведения великого сказочника.  Это мероприятие мас...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.С.Пушкина "Мы рождены для вдохновенья..."(к 180-летию со дня гибели поэта)

Цели мероприятия:·         заинтересовать учащихся личностью поэта; увлечь творчеством А. С. Пушкина;·         познакоми...

Поэты Челябинской области (на примере жизни и творчества уральского поэта Бориса Ручьева)

         В нашей огромной стране под красивым названием Россия у каждого из нас есть своя маленькая родина: отчий дом, наш родной край, который нам так близок и дорог....