Урок по теме: Изучение произведения А.С.Пушкина "Выстрел"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
В данном конспекте рассматривается (в ходе беседы) вопрос: Кто из героев эгоист? Что такое эгоизм?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egoizm_radi_egoizma.doc_urok.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Эгоизм ради эгоизма» (По повести А.С.Пушкин «Выстрел»)
1.Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем работать с «Повестями Белкина», созданными Пушкиным в Болдино в 1830 году. Работая с текстом, обращаем внимание на три основных понятия:
- Смысл жизни
- Цель жизни
- Ценность человеческой жизни.
2.Лексическая работа.
Месть- действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь.
Ненависть- чувство сильной вражды, злобы.
Эгоизм- себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
3. Задание по группам:
- Характеристика Сильвио
- Описание комнаты
- Рассказ Сильвио
- Состояние Сильвио во время 1 дуэли.
- Рассказ графа.
- Состояние Сильвио во время 2 дуэли.
4. Определение порядка повестей.
Последовательность повестей, в которой они были созданы:
Порядок созданный Пушкиным.
Гробовщик
Выстрел
Станционный смотритель
Метель
Барышня-крестьянка
Гробовщик
Выстрел
Станционный смотритель
Метель
Барышня-крестьянка
Композиция произведения.
1-я часть.
1.Рассказ офицера о военной жизни и о столкновении Сильвио с молодым поручиком.
2.Рассказ Сильвио о первой дуэли с графом.
2-я часть
1.Рассказ офицера повествователя о деревенской жизни.
2.Рассказ графа о второй встрече с Сильвио.
3.Сведения о дальнейшей судьбе героя.
Образ главного героя. Отчёт групп.
- Кто главный герой повести?
1 группа.
Опытность, угрюмость, крутой нрав, злой язык, таинственность.
Вывод: перед нами личность неординарная, притягательная, способная на многое – на дела великие, героические.
- Какой поступок чуть было не повредил ему во мнении молодёжи?
- Для Сильвио важно общественное мнение?
2 группа.
Пушкин кратко и образно рисует жилище Сильвио: «голые стены, источенные пулями», как эмблема разрушенного очага.
3 группа.
- Что же не даёт покоя Сильвио?
- Какие слова из его рассказа передают его отношение к молодому графу? («Злобствовал», «волнения злобы», «его равнодушие взбесило меня», «злобная мысль», «думал о мщении»)
- Уместно ли слово «месть»по отношению к действиям Сильвио?
Единственный повод для вызова – пощёчина, она преднамеренно спровоцирована им самим. Причиной послужило то, что»первенство моё поколебалось», возникло желание утвердить своё превосходство над молодым счастливчиком.
Не «месть», а «ненависть» движет героем, толкает его на поступки (стремление унизить человека)
4 группа.
«я его возненавидел», - звучит в рассказе Сильвио повествователю. Дуэль же «взбесила» героя.
- Какой «бес» овладел им? Раскройте смысл этой метафоры.
Герой дал такое направление судьбе, которая преследует чёрную, недостойную цель. Ради «мести» он от многого отказывается.
- От чего, например?
- Как относится к рассказу Сильвио офицер-повествователь? А как вы относитесь к поступку героя?
5 группа.
- А теперь переходим к кульминации повествования.
- Каким увидел граф Сильвио, ожидающего в кабинете? («… увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой»; от его голоса «волосы стали вдруг на мне дыбом»)
6 группа.
- Что так изменило героя?
- Какая внутренняя жизнь и работа шли в сознании Сильвио в течение явно нелёгких для него лет?
- Чем закончилась эта дуэль?
- Какой выстрел вынес Пушкин в название повести?
- Что хотел сказать Сильвио своим выстрелом в картину? Ещё раз показать своё превосходство?
Выстрел похож на своего рода точку.
- Чему мог поставить точку герой?
Выстрел Сильвио знаменует миг озарения. Не пора ли было поставить точку бессмысленной озлобленности и повернуть жизнь в иную сторону? Теперь мы можем объяснить, почему автор не заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. Мы теперь видим:ив его жизни появился новый смысл.
Вывод:
Он задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя. Эгоизм ради эгоизма. Все остальные достоинства человека (храбрость, верность руки, удаль) лишь условия достижения цели.
- Что же получается?
Смысл жизни – добиться превосходства над всеми.
Цель жизни –месть.
Ценность человеческой жизни невысока.
Произведение не столько о самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или иначе оказалась посвящена желанию отмщения.
Мы говорим о том, как важны для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите внимание , с чего начинается вторая часть повести. Пушкин ещё раз обращает внимание читателя не важность счастливой семейной жизни, важность наличия у человека домашнего очага.
Сильвио задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что лишает прежде всего самого себя жизни: нет ни семьи, ни детей.
- О чём эта повесть?
Не о дуэли повесть, а о смысле жизни человека, о пути человека к этому смыслу, о дороге жизни от себя прежнего к себе иному. Поддавшись искушению, нужно найти силы остановиться, поставить на этом точку и повернуть свою жизнь в русло добра и справедливости.
Эта мысль была так важна для автора, что он вынес повесть «Выстрел», написанную предпоследней, в начало цикла.
Д/З: прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на тему: "Скалярное произведение векторов"
В работе представлен сценарий урока по геометрии в 11 классе на тему: "Скалярное произведение векторов". Помимо сценария в работе имеется презентация к уроку....
конспект урока по теме "Скалярное произведение векторов"
Урок изучения нового материала с применением информационных технологий....
Интегрированный урок по теме «Скалярное произведение векторов» (геометрия – физика).
Совместно с учителем математики Паневой Наталией Васильевной...
УРОК ПО ТЕМЕ" РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО"
ЦЕЛЬ: дать представление о художественном мире писателя, охарактеризовать основные принципы романтических произведений, проанали...
Интегрированный урок по теме «Скалярное произведение векторов»
Цель: изучение и применение знаний о скалярном произведении в различных областях....
Урок на тему "Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму и разность и наоборот"
для студентов первых курсов НПО И СПО...